Что случилось с человеком?

Сущностная характеристика человека, развившаяся исторически, состоит именно в его активной созидательной деятельности. Но капитализм подавил эту деятельность, освободив миллионы людей от непосредственного общественного труда и тем сделав для них трудом всякие занятия личного характера, услуга, торговля и т. д. И человек, таким образом, неожиданно отделившись от общества (обособившись), оказался предоставленным себе и произволу судьбы. И это не философская абстракция, а реальность, только благодаря которой до сих пор развивалась история в поступательном движении. Во всяком случае, во все времена праздные люди составляли лишь единицы, а большинство было охвачено организованным трудом. И здесь каждый свою ситуацию изменял сам, и вместе с тем совместными усилиями изменяли и общество, когда назревала такая необходимость. И эта необходимость одними чувствовалась в виде недовольства, а другими осознавалась. Просто до этого люди рассматривались как «пассивная толпа», которую могли пробудить и повести только сильные личности. В таком понимании масса лишь безмолвно выполняла волю Всевышнего, вышестоящего начальства.
Но ведь и такую волю-то люди выполняют потому, что она соответствует их воле и стимулирует их созидательную деятельность, которая всегда была связана с обществом. На протяжении веков, крепостные крестьяне,  например, даже не подозревали, что они крепостные и что им нужно освободиться. А когда же воля помещиков стало противоречить их желаниям, они восстали против своих хозяев, и этого никто уже не предотвратил, и в итоге все завершилось ликвидацией помещичьего строя. Так происходило всегда, и только активность и преобразовательная деятельность человека изменяла мир, когда он испытывал недовольство и необходимость его изменения. Рабочий же, почувствовавший свою порабощенность, в конце концов, так же перевернул мир, и как итог всего этого движения общество «очеловечилось». И теперь, как видим, человек свободен и предоставлен себе. И в принципе он все делает сам, сам добивается всего своими усилиями, способностями. И в эти условия, «когда каждый должен выживать сам», поставлены миллионы людей. А общество, воплощенное в государстве, как раз отстранено от этих людей и «не вмешивается» в их дела. И весь смысл происшедших перемен состоит в том, что раньше люди были объединены и охвачены общественным трудом. И в этих условиях никто в одиночку не выживал, и совокупная деятельность этих людей организовывалась в созидательный общественный труд. Теперь же наоборот, люди разъединились и рассеялись и каждый предоставлен себе и той сумме денег, которую он может делать.
Эти сложные изменения произошли только за последнее время. И все дело в том, что человек теряет названные свои способности, именно парализуясь данным общественным развитием (распадом), и теперь этого уже невозможно вменять в его вину, связывать с его сознанием и желаниями. И человек (миллионы людей) как необходимый результат этого положения запутывается в своих противоречиях со своим обществом и с самим собой на основе отношений, построенных на деньгах. И это развертывается объективно как противоречие общества, ведущее его к краху.
Человек в облике денег! Он нищий,  он миллионер, он миллиардер, и ему безразлично, даже если на земле произойдет потоп, лишь бы сохранился сам. И он стремится сохранить мир только для самого себя, безжалостно устраняя все другое, что мешает его этому желанию. И так каждый человек. И почему именно человеку в облике денег вдруг доверили мир и предоставили его произволу все общество? Почему именно владелец денег манипулирует всем миром? Ведь это же не обычный случай в эпоху культурного развития человеческого общества, в эпоху высоких технологий. В эпоху средневековья для помещика тоже было безразлично, что происходит с его крепостными крестьянами, и он манипулировал ими, чтобы ему одному жилось лучше, присваивая труд крестьянина. Но он их все же сохранял, позволял им иметь семью, размножаться. И этот произвол, сочетавшийся с церковным засильем, составлял содержания этой эпохи. Но, в конце концов, капиталистические отношения это упорядочили и сделали видимость обмена, утвердив товарно-денежные отношения.
А у нас в денежных отношениях происходит нечто невообразимое, непостижимое – в погоне за деньгами все рушится. И каждый человек становится одиноким в полном смысле этого слова. И разрушают все люди, овладевшие деньгами и «по воле Бога» ставшие миллионерами и миллиардерами. Разрушают ради денег. И началась невиданная до селе война между людьми различных рангов, которую просто назвали красивым словом «конкуренция».


Рецензии