Хайлендские коровы и призраки замка Гламз. Этюд 16

                Из цикла "Европа своими глазами"



На авторском фото - замок Гламз;   Хайлендские мини-коровы, пасущиеся в имении Гламз;   реликтовые деревья в роще имения Гламз. Замок Гламз, Шотландия.




Первая встреча с настоящей Шотландией началась сразу же, стоило покинуть пределы города Эдинбург.

Дорога, петляя по отрогам гор, пролегала по холмистой местности, поросшей зацветающим вереском. И тут нашему взору предстали стада пасущихся недалеко от ферм рыжих длинношёрстных коров с длинными крутыми рогами.

- Ну вот, мы и в Шотландии! - обращая наше внимание на коров, произнесла Марина, гид, сопровождавшая нас из Москвы. - Хайлендские коровы были выведены именно в высокогорной местности Шотландии. Порода этих коров относится к одной из самых давних. Родиной ее является Шотландия, где исконные скотоводы смогли искусственным методом произвести на свет самое неприхотливое в уходе животное, прекрасно адаптируемое к суровым условиям климата северных широт.

Порода, о которой шла речь, является представителем мини-коров, её вес достигает 500-800 килограммов. Хотя прародителями Хайлендов были крупные животные, кельтский аборигенный скот.

И это неудивительно - когда-то острова Великобритании были заселены кельтскими племенами, и относились к Ирландии. Как известно, древние кельты не ели мясо коров, овец, рыбы, и почувствовали вкус мяса только после знакомства с викингами, где-то в 5 веке.

И потому их скот, овцы и коровы, использовались по другому назначению. Овцы давали шерсть, а коровы молоко. Сами же кельты большей частью занимались собирательством.
 
В Шотландии же со временем была выведена порода мини-коров, приспособленная к суровым условиям шотландского севера. И, кроме всего прочего, которая является мясной.

За очень долгие годы эта порода стала символом Шотландии и настоящей экзотикой для других стран. Сейчас их разводят в Канаде, Австралии, других странах, где холодно, или где недостаточно кормов. Хайлендские коровы едят то, что не едят обычные, более жёсткую пищу. Можно сказать, солому, стерню.

Животные отличаются очень грубой и длинной шерстью и непривычно длинной чёлкой, которая защищает глаза от насекомых и паразитов. При всём этом, порода отличается очень крупными и массивными рогами, поэтому животные самостоятельно способны уберечь себя от хищников в дикой природе.

Многие разводят мини-коров Хайленд не только для получения мяса, а и для эстетического наслаждения их необычным видом. В замках Шотландии их держат в загонах, чтобы туристы могли покормить и приобщиться к экзотике (см. фото).

Вообще шотландцы не лишены здорового практицизма. Корма дорогие, а потому здесь были выведены не только мини-коровы, но и мини-лошади. К сожалению, в нашей поездке нам они не встретились. Шотландцы обожают конину!

За много веков люди научились быть экономными - отдалённость от материковой Европы, частые неурожаи картофеля и зерновых являлись причиной голода и мора.

Не знаю, как кто, а я считаю, что и королевская семья, имеющая в своём летнем поместье Балморал, что недалеко от поместья Гламс, стадо из 100 коров Хайлендской породы, не прочь запечь в духовке свежее экологически чистое мясо.

Но вот для туристов, конечно, такие коровы представляют эстетический интерес.

Практичные шотландцы (как и англичане) никогда не подают к столу в отеле мясо говядины или конины. Во всех путешествиях нас кормили норвежской сёмгой или форелью с ферм, приготовленной на гриле. В лучшем случае, к овсяной каше на завтрак подавали селёдку. Ещё, разумеется, классический омлет с беконом.

Так, в размышлениях и разговорах, мы въехали в обширные поместья замка Гламз. Широкая дорога, над которой нависали вековые деревья парка, привела нас к воротам, ведущим к замку.

Сегодня здесь проживает 18-й граф Стратморский и Кингхорский со своей семьёй. Одна часть замка отведена для посещения туристам, в другой проживает семейство.

Находясь в средние века в самом центре бурной шотландской жизни, замок всегда был востребован. Первые упоминания об этой местности относятся к раннему средневековью. Примерно в У111 веке святой Фергус основал здесь церковь, от которой сегодня осталась одна стена.

В то же примерно время здесь возник охотничий домик королей Шотландии. Столица Дал Риады, поместье Скун, находится отсюда всего в двух десятках км.

И, конечно, судьба обитателей замка была как радостна, так и трагична.

Одни правители, приходя к власти, расправлялись с другими. Шла клановая война.

Так, В 1528 году умер Джон Лайон, шестой лорд Гламз, оставив после себя  сына Джона и красивую вдову Дженет, происходившую из влиятельного рода Дугласов, которых люто ненавидел шотландский король Якоб V.

Охваченный жаждой мести, стремясь завладеть богатством Дженет, Якоб V несправедливо обвиняет ее в колдовстве и заговоре против короля. Женщина была схвачена вместе с сыном и вторым мужем и заключена в самой страшной тюрьме королевства, в крепости Эдинбург. Там ее держали несколько лет, а потом сожгли на костре.

Уже почти 500 лет прошло с тех пор, как леди Дженет сгорела заживо, но ее призрак, который получил прозвище Серая госпожа, часто появляется в замковой часовне. Говорят, что чаще всего ее можно увидеть стоящей на коленях перед алтарем.

Хранители замка рассказывают туристам, что сами не раз видели Серую госпожу.
Хотя, зная, как англичане умеют "напустить туман", как-никак, Альбион-то Туманный! Верится в это с трудом. Но как знать!

Или вот ещё история, из клановых разборок.

Однажды, преследуемые воинами рода Линдсей, Огилви решили скрыться в замке Гламз. Они надеялись, что раз их преследователи враждуют с Лайонами, владельцами Гламза, то последние им должны дать убежище.

Третий лорд Гламз согласился укрыть беглецов в потайной комнате, где их никто не найдет. Но оказалось, что Джон Гламз решил обмануть не только Линдсеев, но и Огилви.

Те и не догадывались, что Лайоны не переносят их род так же, как и Линдсеев. Беглецов действительно никто не нашел. И с тех пор их никогда никто не видел.

Лорд Гламз, закрыв их в потайной комнате, двери и окна приказал замуровать.  Долгое время о судьбе пропавших Огилви ничего не было известно, и только из замурованной комнаты раздавались странные звуки.

Эти звуки беспокоили следующих обитателей замка так сильно, что один из лордов приказал разобрать каменную кладку. Скелеты лежали так, что стало ясно - люди, которым они принадлежали, умерли в страшных муках.

Комнату снова замуровали и скрыли кладкой среди других стен, так что теперь никто уже не знает, где ее искать. Напомнит ли эта комната о себе снова странными звуками - неизвестно.

Рассказывают и другие истории. Например, эту.

Граф Кроуфорд, который славился своим распутством, мотовством и скверным характером, часто приезжал в Гламз. Он был страстным игроком в карты. Дело было в начале 15 века.

Как-то в грозовую субботнюю ночь он играл в замке вместе с Патриком Лайоном, первым лордом Гламз, и двумя своими приятелями. Пробило полночь, и настало воскресенье, день Воскресения. Никто из благочестивых присутствующих не захотел играть в карты в этот святой день.

Безбожника Кроуфорда это привело в бешенство. Он в гневе закричал, что будет играть тогда с самим дьяволом! И в тот же момент в комнату вошел незнакомец в темном плаще, который предложил графу сыграть с ним

Граф всех прогнал, закрыл дверь и погрузился в игру. Его приятели, находившиеся в соседней комнате, слышали проклятья, брань и шлепки карт по столу. Один из слуг по приказанию господ заглянул в замочную скважину.

Но тут же его глаза, как сам он рассказывал, обожгло огнем, и он отскочил от двери с криком боли. Хорошо, что вовремя, иначе его бы сбил с ног сам граф Кроуфорд. Который выскочил и закричал, чтобы ему не мешали.

После этого он возвратился в комнату, где его ждал партнер по игре, но тот исчез так же загадочно, как и появился. Исчез и выигрыш - расписка, в которой Кроуфорд ставил на кон свою душу.

После смерти графа Кроуфорда в замке стали раздаваться странные звуки, напоминавшие шлепки карт по столу, сопровождавшиеся проклятиями. Говорят, эти звуки можно услышать в замке и до сих пор.

Наслушавшись по дороге к замку "призрачных" историй, не захотелось идти внутрь. Шутка, конечно, просто мы не любители интерьеров и не ценители антиквариата. Тем более, что стояла чудная для тех мест ясная погода, пение птиц ублажало слух (после услышанных ужасов). И мы отправились в рощу, где за ограждением паслись Хайлендские длинношёрстные коровы.

Пройдя немного дальше, через мостик, оказались в реликтовой роще, где росли всё те же, уже знакомые нам Дугласовы пихты и вековые лиственницы (см. фото).

И наши впечатления были куда позитивнее тех, что получили другие наши туристы, отправившиеся на поиски призраков замка Гламз.



"Прекрасное и ужасное замка Иверари. Этюд 17" - http://www.proza.ru/2017/01/28/910

Начало: "Большая стирка в Кардифе. Этюд 1" - http://www.proza.ru/2015/02/12/799


Рецензии
Надо же, о шотландском практицизме ранее не читала!

"Вообще шотландцы не лишены здорового практицизма. Корма дорогие, а потому здесь были выведены не только мини-коровы, но и мини-лошади. К сожалению, в нашей поездке нам они не встретились. Шотландцы обожают конину!

За много веков люди научились быть экономными - отдалённость от материковой Европы, частые неурожаи картофеля и зерновых являлись причиной голода и мора."

Ну, а воны между кланами в те далёкие времена (вассальных отношений) было делом обычным: "И, конечно, судьба обитателей замка была как радостна, так и трагична.

Одни правители, приходя к власти, расправлялись с другими. Шла клановая война. "

Благодарю, Татьяна, за интересный репортаж!

Нюта Ферер   29.07.2022 15:34     Заявить о нарушении
Жаль, что в наших учебниках истории мало освещается история наша и других стран. Полная войн, конфликтов, междоусобиц.

Может, и наши сограждане начали бы ценить нашу историю.

И я Вас, Нюта, благодарю за внимательное прочтение.

Татьяна Сергеевна Дмитриева   29.07.2022 21:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.