Я -дочь офицера 18. Уже Ютербог!

- Nachstes Mal must du mir unbedingt die fehlenden 12 pfening fur  die Flashen bringen. Sonst…
И  продавец-немец, ближайшей к нам продовольственной лавочки, поцокал ножницами у  мочек собственных ушей, по-видимому, старался изобразить наглядно возможный вариант наказания для меня при не возврате этой копеечной суммы.
Разумеется, он шутил, но я, ранее никогда не встречавшаяся с шутками такого рода, помнящая всегда, что находимся мы в другой стране, растерялась.
Мне вовсе не нужны были чьи-либо милости, но, как дать понять это продавцу,
я не знала, поскольку  не знала немецкого языка, разве что несколько самых простых обиходных фраз.
Отец объяснился с ним в тот же день... А он-то языком владел!  Но я уже никогда не делала  покупок в этом маленьком магазинчике неподалёку от нашей школы.
   Очень жаль, что нам детям, да и взрослым, годами там проживающим, не давали хотя бы элементарный курс немецкого.
Это была великолепная возможность  освоения языка.
  Хотя…, здесь, в Ютербоге, где был теперь наш дом,  необходимость в нём была невелика. Часть города была просто-напросто большим гарнизоном, включавшим в себя как жилые постройки, так и воинские части с магазинами военторга, домом офицеров и другими советскими объектами инфраструктуры.
И в нашем доме, бывшем ранее немецкой офицерской гостиницей, жили только семьи советских офицеров.
   Удивительно дружны были дети нашего двора, уютного и заботами тыловиков прекрасно оборудованного всевозможными качелями, каруселями, даже передвигающимся то натянутому на уровне человеческого роста металлическому тросу небольшим  фанерным самолётом. Катались на нём все, порой, и немецкая детвора заглядывала к нам и мы катали друг  друга  на «настоящем» У-2, причём, с нарисованными на тёмно-зелёном его борту несколькими красными звёздочками.
  Постоянное  общение явно обогащало нас всех.
- Смотрите, как нужно стоять в пятой позиции, - учила я детей, имевшая всего лишь полуторагодичный опыт обучения в балетной школе и прерванный из-за переезда. -   А вот так батман.
Нина Солодуха, по-видимому, сестра ещё не родившегося тогда знаменитого белорусского певца Александра Солодухи, знала много песен и часто пела на импровизированной сцене, сопровождая своё пение танцами. Ну, чем не оперетта!

   Мне уже не нужно было просыпаться утром на час, а то и полтора  раньше, - моя школа, такая уютная с множеством  для меня не виданных ранее всегда цветущих комнатных растений в просторном вестибюле, находилась от нашего дома всего в сотне метров.
Весна…!
Почти отцвело нежнейшим своим розовым цветом миндальное дерево за школой,  где находилась  та самая красивая терраса с колонами. И мы, девочки, едва услышав дребезжание школьного звонка-колокольчика,  стремглав летели туда играть в классы. Пол на этой террасе был выложен из искусственных мраморных плит как раз квадратами той величины, которые и нужны были для этой игры.
   Весна…,  и солнце,  весеннее солнце конца апреля щедрыми своими лучами врывается к нам в класс, в открытые его окна вместе с весенним теплом и запахом возрождающейся к новой жизни природы, наполняя эту природу и нас  ласковым своим теплом и светом.
Уроки стали казаться томительно-долгими, особенно два первых.
Но вот мы слышим долгожданную фразу учителя.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Наконец звонок и все, почти все стремглав бегут к воротам, ведь именно сюда к большой перемене и приезжает мороженщик.
- Мне два, zwei, два, - торопливо протягивая пятьдесят пфенингов, говорит Клава Чёлышева.
-А мне ванильное, wei;  und rosa , - тут же  вспоминаю я нужные слова из скудного запаса моего немецкого и тут же торопливо добавляю: « Bitte, пожалуйста»
- Bitte  nehmen Sie, - улыбаясь, отвечает мне розовощёкий немец и протягивает вафельный, благоухающий ванилью рожок.
И я, не спеша.., наслаждаясь сладко-ванильным блаженством, направляюсь к школе.
И уже на крыльце с детской завистью оглядываюсь на только что получившую свою порцию мороженого одноклассницу Шуру Кострову.
- Не надо мне было торопиться, успела бы, ведь большой перерыв, - укоряю я себя. От моего сладко-ванильного наслаждения уже ничего не осталось.
  Бреду в класс, осталось ещё два урока, любимых мной урока: русский язык и русская литература.
Эти предметы были  для меня интересны,  и я не замечала уже ни играющего своими лучами солнышка, ни отъезжающего восвояси мороженщика, ни куста жасмина в окне с мириадами бутонов, готовых вот-вот раскрыться во множество благоухающих  белых цветов.

 На фотографии №1 терраса школы №17 в гор. Ютербоге, на которой мы играли в классы. №5 - вид нашего дома со стороны школы № 17.


Рецензии
Светлана,
интересно...
Помню, как после войны бабушкины сестры выходили замуж за офицеров истребительного авиационного полка "Нормандия-Неман".
Наши родные места, что недалеко от Москвы всегда были центром технического прогресса, до революции - мужчины шли в железнодорожники, после в авиацию: кто летчиком-испытателем, кто авиационным инженером.
После свадьбы бабушкины сестры с мужьями разъезжались по новым местам службы.
Кто-то оказался далеко за Уралом, кто-то на берегу Балтийского моря, в Эстонии.
Клавочка была на много младшего своего мужа Ивана Маркина, его семью и родных расстреляли немцы в Белоруссии в 1941г., всех.

Мама навещала тёток и рассказала интересный эпизод.
В Пярну жили они в доме "бывшей", занимали комнаты на 2 эт. и мансарду.
"Бывшая" работала у них ... уборщицей. ВСЕГДА чисто и аккуратно одетая, в фартучке, причесана.

Дядя Ваня ни разу не задержал ей оплату за проживание и помощь по дому.
Он считал оскорбительным для себя, для офицера советской армии иметь ДОЛГИ.

"...Nachstes Mal must du mir unbedingt die fehlenden 12 pfening..."

Из таких маленьких штрихов складываются отношения между людьми, между народами, между государствами...

Хорошо, что написали честно - это нужно для понимая.

Татьяна Воляева   25.03.2017 16:20     Заявить о нарушении
Собственно, я не придала бы большого значения этим словам возможно просто неудачно пошутившего продавца, но я была ребёнком, ученицей всего лишь пятого класса, только-только, всего месяца 4 находившаяся в другой стране, и я просто-напросто растерялась, тем более, что денег у меня было вполне достаточно.
Он предложил мне товар лучшего качества, только просил вернуть упаковку, которая и стоила эти 12 пфеннигов.
Всё это очень легко и быстро выяснил отец, весьма неплохо владевший немецким.

Что касается жизни офицерских жён, то простой она думаю не была ни у кого и нигде. Оторванность от родного дома, близких, частые переезды, отсутствие работы по специальности,редкие часы общения с мужем, далеко не всегда устроенный быт, - всё это было присуще повседневной жизни этих женщин.
Мама моя всегда говорила: "А вот, когда мы служили...".
И она правильно говорила, офицерские жёны... тоже служили.

Я заходила на вашу страницу ещё до появления вашего отзыва, и уже тогда поняла, что тема эта вам близка. А ваш отзыв прояснил мне, почему.
Благодарна вам, ведь в ваших словах столько небезразличия и понимания.

Вам: Весны, Солнца и радости!



Светлана Саванкова   26.03.2017 13:35   Заявить о нарушении
Светлана,
спасибо,что поняли, что доброта БОЛЬШЕ, чем всё остальное.
Да, служить вместе.

Здоровья и Света.
С уважением, Татьяна.

Татьяна Воляева   26.03.2017 23:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.