C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Эмансипация евреев

 Слово "эмансипация" происходит от латинского "emansipation" - в Древнем Риме оно означало освобождение от власти отца и достижение им тем самым независимого статуса. В римском праве это понятие использовалось для обозначения освобождения рабов. А в XVIII столетия так начали называть движение за получение евреями в диаспоре гражданских прав с полным освобождением от политических и социальных ограничений

  Эмансипация евреев в Европе представляла собой длительный исторический процесс, который в основном завершился к концу XIX века. До того времени евреи в Европе подвергались всевозможным ограничениям и притеснениям с периода античности.
  По решению четвертого Латеранского Совета в 1215 году евреи были обязаны носить специальную одежду - особый головной убор и желтый знак, чтобы отличать их от христиан. Они не имели права голоса, а позднее им был запрещен доступ в ряд стран - таких, например, как Испания и Португалия.
Эмансипация евреев была предпринята в интересах обновления гражданского общества, она произошла в первую очередь из-за быстрого развития экономики и технологий в XVIII веке. Идеи осуществления принципа меркантилизма - роста государственных доходов» - и тем самым укрепления экономической мощи государств, требовали активного использования всех групп населения с точки зрения их "полезности" и повсеместно привели к необходимости эмансипации евреев. До этого в Западной Европе евреев ограничивали исключительно коммерческой деятельностью, благодаря которой небольшая их часть накопила значительные финансовые средства. Эти богатые иудеи обеспечили себе значительное влияние в высших кругах стран Европы, позволяющее им быть "штадланами" (просителями) за интересы еврейского населения. К тому же, благодаря росту торговли и промышленности, предприниматели из христиан профессионально сблизились с состоятельными евреями. Совместно они способствовали развитию крупной промышленности.
  Кроме того, деятельность евреев-ростовщиков и торговцев потеряла свой негативный опенок благодаря крупным финансовым операциям, важным для стран их проживания. Ростовщики оказались в состоянии удовлетворить потребность властей и бизнеса в полезных кредитах, соответственно повысился и социальный рейтинг евреев.
  Во второй половине ХVIII столетия идея общечеловеческого равенства стала находить отражение в законодательстве европейских стран. Это дало евреям больше возможностей для участия в экономической жизни и улучшило их материальное положение. Снизился накал социальной неприязни к иудеям, хотя недружелюбное отношение не было ликвидировано и препятствовало реализации равенства даже после того, как оно было де-юре провозглашено и подтверждено законами.
Достижению полной эмансипации предшествовал ряд промежуточных стадий, во время которых евреи строго контролировались властями по вопросам продления срока временного проживания на территории государств и конкуренции с коренным населением в экономической сфере. Переход к статусу полноправных граждан был также связан с растущей веротерпимостью, признанием права исповедовать иудейскую религию в странах их проживания.
  В истории еврейской эмансипации были три характерных периода. Первый предшествовал французской революции (от 1740 до 1789 годов). В течение этого периода появляются требования облегчить участь евреев с тем, чтобы в дальнейшем добиться их окончательного освобождения. Процесс европейского движения, известного в научном мире как Просвещение, а в еврейском сообществе под названием Гаскала, начался в Европе в ХVIII столетии. Христианская и еврейская интеллигенция стремились путем образования достичь эмансипации евреев, расширяя их права. Возобладало мнение, что меркантилизм и Просвещение сделают евреев полезными членами гражданского общества. Сторонники этой идеи - такие, как Джон Толенд, Кристиан Вильгельм фон Домм, граф Мирабо и их единомышленники, - считали, что существующее законодательство, лишающее евреев гражданских прав, связано с религиозной нетерпимостью, и что их этническое происхождение и вера не должны препятствовать эмансипации. Также они утверждали, что тяжелое положение евреев по сравнению с коренным населением было естественным результатом унизительного статуса, при котором нормальный образ жизни недоступен для них, хотя евреи приняли язык и культуру среды их окружения, лояльны к странам проживания, сохраняя при этом свою национальную и религиозную идентичность. Они акцентировали внимание на экономических выгодах, которые может получить государство в результате выдачи разрешений евреям жить в стране с теми же правами и обязанностями, что и коренное население.
В Германии провозвестником идей эмансипации был Готхольд Эфраим Лессинг, его пьесы "Евреи" (1749) и "Натан Мудрый" (1779) способствовали распространению в обществе идей веротерпимости. В жизни и творчестве Лессинга большую роль сыграла его дружба с Моше (Мозесом) Мендельсоном, влиятельным немецким еврейским философом, внесшим значительный вклад в Просвещение. Другом Мендельсона был также видный государственный деятель и ученый Кристиан-Вильгельм Домм, автор первой основополагающей работы, в которой была обоснована ошибочность недоверия и предрассудков в отношении евреев. Домм пришел к выводу, что следует покончить с этим во имя человечности и ради блага государства. В Пруссии того времени в каждой еврейской семье разрешали жениться только старшему сыну во избежание "чрезмерного размножения этого племени", местное дворянство добивалось ограничения роста еврейского населения, ограничения его деятельности и заработков, особенно связанных с кредитами, и даже упразднения отдельных еврейских обшин. Домм предлагал уравнять евреев с коренным населением в гражданских правах, хотя возражал против предоставления им политических прав (в том числе - права на государственную службу). Он выступал за полную автономию еврейской общины в религиозных вопросах и придавал большое значение еврейскому Просвещению.
  В США в 1832 году евреи получили все гражданские права и были освобождены от христианской формы присяги, в конституции 1787 года права евреев были уравнены с правами всех граждан страны. Первым реальным результатом укрепления экономической полезности евреев была предоставленная им возможность переселения в разные города и страны, где им было запрещено жить до этого. В Пруссии при Фридрихе II вступил в силу регламент от 17 апреля 1750 года, где "общее преимущество" было предусмотрено лишь для богатых евреев.
Благодаря работам Вильгельма фон Домма, прусский военный совет принял документы, озаглавленные "О совершенствовании гражданского права евреев", опубликованные в 1781 и 1783 годах. В Англии в 1753 году парламентом был принят билль о натурализации евреев ("о лицах, исповедующих иудейскую религию, чтобы получить разрешение на натурализацию с согласия парламента").
Второй период (1789-1878) характеризуется освобождением евреев Западной и Центральной Европы. Процесс предоставления прав евреям был долгим и длился практически на протяжении всего ХIХ века от Французской революции до решения международного конгресса в Берлине в 1887 году, обязывающего ряд балканских государств предоставить евреям равные гражданские права. Прогремевшая во Франции летом 1789 года революция провозгласила свободу и равенство для всех. Сразу же после этой революции во французском парламенте, Конвенте, встал вопрос - касается ли евреев провозглашенный революцией лозунг "Свобода, равенство и братство". Евреев во Франции тогда было очень мало (0,1 процента от общего населения), но вопрос был поставлен по существу. 22 августа 1789 года депутат Кастеллан указал на то, что "никто не должен подвергаться стеснениям за свои религиозные убеждения". Протестантский пастор Рабо Сент-Этьен закончил свою речь о правах словами: "Для французских протестантов, для всех некатоликов в нашем королевстве, я требую того, чего вы желаете для себя: свободы, равноправия! Я этого требую и для того народа, оторванного от почвы Азии, блуждающего, гонимого и преследуемого вот уже восемнадцать веков, который бы усвоил наши нравы и обычаи, если бы наше законодательство ввело его в нашу среду; этот народ мы не вправе упрекать и за его нравственные недостатки, ибо они плод нашего собственного варварства, плод того унизительного состояния, на которое мы его несправедливо обрекли". Декларация о свободе совести была принята 23 августа в следующей редакции: "Никто не должен подвергаться стеснениям за свои убеждения, даже религиозные, если только их проявления не нарушают установленного законом общественного порядка". В 1791 году Франция стала первой европейской страной, раскрепостившей свое еврейское население.
  Консистория - официальный орган еврейских общин Франции, - была учреждена в 1808 году декретом Наполеона  как средство эффективного контроля над еврейством Франции и интеграции евреев во французское общество. Наполеон хотел, чтобы евреи рассматривали Францию в качестве своей страны, стремился привлечь их таланты на благо государства. На всех территориях, завоеванных французскими армиями, вводилась эмансипация евреев.
  В Национальном собрании Республики Соединённых Провинций Нидерландов 2 сентября 1796 года был принят закон, согласно которому "нельзя лишать ни одного еврея прав и преимуществ, если он пожелает воспользоваться ими" и будет исполнять связанные с этим обязанности. К 1796 году уже три страны - Франция, Великобритания и Нидерланды - предоставили евреям равные с христианами права.
Тем не менее полная эмансипация не была осуществлена до революционной атмосферы середины ХIХ века, когда политические движения начали требовать у правительств Центральной и Восточной Европе обеспечить равные права для евреев и предоставление им гражданства. Генрих Гейне, Иоганн Якоби, Исаак Бер Левинзон, Лионель Натан Ротшильд занимались вопросами общего движения к свободе не только применительно к евреям. Тем не менее в условиях сохраняющихся антисемитских инцидентов и кровавых наветов, таких, как Дамасское дело 1840 года, а также нежелания многих государств освободить евреев, создавались организации, требующие обеспечить их свободу. Среди них были Совет депутатов британских евреев под предводительством Моисея Монтефиоре, Центральная Консистория Парижа и Всемирный еврейский союз.
  Во время революции 1848 года еврейская эмансипация была реализована по всей Германии. В Основных правах Франкфуртского парламента говорится, что гражданские права не должны были быть обусловлены религиозной верой. Вскоре еврейская эмансипация стала политическим и юридическим фактом в целом ряде европейских стран.
  Третий период продлился 55 лет - от Конгресса в Берлине до прихода нацистов к власти в 1933 году. В конце ХIХ века борьба за освобождение евреев стала отождествляться с национальной еврейской лояльностью и необходимостью автономии. Многие евреи меняли образ жизни, нравы и обычаи, стараясь во всем походить на своих соседей. Отмена дискриминационных законов применительно к евреям, особенно в Европе, привела в XIX веке к признанию евреев равными с другими гражданами, а также формальному предоставлению им гражданства. Постепенная потеря связи с духовным наследием отцов побудила многих молодых немецких евреев к желанию полностью ассимилироваться, раствориться в нееврейской среде. Ассимиляция стала следствием эмансипации, и ее процесс начал угрожать будущему еврейских общин в Западной и Центральной Европе. До достижения полного освобождения евреям пришлось преодолеть барьеры корыстных интересов и древних предрассудков, формирующих ненавистный образ еврея с его чужеродной религией. Так, евреи не могли стать членами большинства европейских парламентов из-за того, что при вступлении на должность парламентария нужно было принести клятву на Евангелии - священной книге христиан. Этот период был свидетелем реакции на эмансипацию евреев как в Европе, так и в мире, он был отмечен растущим антисемитизмом, связанным с достижениями эмансипированных евреев. Расисты добивались отмены гражданских прав для евреев или их ассимиляции, утверждая, что расовая неполноценность евреев может навредить "высшей расе". С другой стороны, во многих странах шла борьба за поддержание гражданского равенства и права на национальное самоопределение еврейского населения.
  Именно тогда в Европе возникли новые духовные движения внутри еврейства. Их целью было остановить процессы ассимиляции и разложения еврейских общин. В Западной Европе два противоположных движения поставили перед собой цель сохранить еврейский народ, не дав ему раствориться: реформизм и ортодоксия - движение за сохранение еврейских традиционных ценностей. При этом реформистское движение призывало к изменению иудаизма, отмене заповедей при сохранении верности некоторым духовным ценностям иудаизма, не противоречащим ценностям современной жизни. В борьбе за души молодого поколения в Германии победили реформисты, к ним примкнула часть немецких евреев, желавших оставаться евреями и не ассимилироваться. Ортодоксы призывали к верности традиционному образу жизни, отвергая современные ценности и образ жизни.
В середине позапрошлого века появилось новое движение, лидеры которого призывали верных традиции евреев войти в современный мир, но вместе с тем соблюдать заповеди и хранить традиционные ценности. Наблюдалась четкая связь между эмансипацией евреев в Европе и началом процесса ассимиляции евреев; волна крещений евреев прошла в Германии.
  В XIX веке евреи добились равенства перед законом в западноевропейском обществе, что привело к активному их участию в общественной жизни. В результате многие из них обратились к еврейским политическим движениям (например, сионизму), к революционным движениям (особенно против репрессивных режимов, таким, как царизм в Российской империи) или способствовали эмиграции из ряда стран.
  Эмансипации предшествовала еврейская отчуждённость, жизнь в гетто и соблюдение заповедей - эти качества были гарантией выживания еврейского народа. Последователи Гаскалы выходили из изоляции не только физически, но и умственно, и духовно. Они достигли небывалых успехов в окружающем их обществе. Это было неожиданностью - из среды людей, которые были юридически изолированы в течение полтысячелетия, за одно-два поколения после эмансипации вышло значительное количество ярких талантливых личностей во всех сферах жизни.
Дорогой платой за равенство и успехи евреев стала ассимиляция - растворение евреев в окружающем обществе. Но и изменения, которые вышли из факта эмансипации, были феноменальны. Между вавилонским изгнанием и временем, когда Европа начала предоставлять права евреям, число еврейских гениев и талантливых людей было ограниченным. Евреи Европы, вырвавшись из отчуждения, достигли небывалых высот в науке, экономике, медицине, искусстве и литературе на протяжении всего нескольких поколений. Одним из первых, кто по настоящему предстал как великий гений эмансипации, был немецкий поэт Генрих Гейне. Освобождение открыло путь для таких мыслителей, как Карл Маркс, Зигмунд Фрейд, Альберт Эйнштейн.
  К началу XX века евреи в большинстве стран получили полные социальные и гражданские права. Процесс эмансипации для евреев на Востоке пришел позже и шел медленнее, чем для их единоверцев на Западе. Разделы Польши (Россией, Пруссией и Австрией в 1772, 1793 и 1795 годах) вследствие войн привели к прекращению существования ее как независимой страны. Для евреев Литвы, Волыни, Галиции, вошедших в состав России и Австрии, сами правительства пытались изменить судьбу своих обретенных граждан, унаследованных от разделов Польши. До этого времени евреи не имели никакого права на проживание в России. С занятием Белоруссии, Литвы и Украины, отнятых у Польши, российское государство получило сотни тысяч евреев и за короткое время стала страной с крупнейшей еврейской общиной в мире. Власти России были вынуждены начать заниматься вопросом адаптации евреев и их общины в стране. В царской политике по отношению к евреям чередовались репрессии и послабления. Во время правления Николая I сторонники Гаскалы работали с Министерством образования по созданию при поддержке государства системы еврейских школ в России. Эти школы, в которых преподавались светские предметы и обучение велось на русском языке, были встречены негативно со стороны религиозных евреев. Только небольшое количество еврейских детей начало их посещать. При Николае I был осуществлен насильственный призыв в армию еврейских мальчиков в возрасте 12-18 лет на 25-летний срок, в течение которого они проходили принудительную программу обрусения, направленную на их ассимиляцию.
Вступление Александра II на трон было связано с реформами в России, империя стала открытой для капиталистического предпринимательства. Евреи постепенно вошли в новую социально-экономическую систему. Политическая либерализация привела к возникновению еврейской буржуазии, а новая поросль еврейской интеллигенции начала заканчивать российские университеты. В 1850-х и 1860-х годах стали появляться еврейские периодические издания на идише, иврите, русском и польском языках в Санкт-Петербурге, Одессе, Киеве, Варшаве и Львове. Эмансипация в России не была завершена до наступления XX века, в России и Румынии евреи так и не получили равных прав с коренным населением. Это привело к росту радикальных идеологий и массовой миграции, как внутренней (из Литвы в южную часть России и Западную Польшу), так и на Запад.
В России евреи получили равные права только после февральской революции 1917 года, в Румынии - в 1923 году. Когда эмансипация евреев, наконец, вступила в силу в России, это не привело к исчезновению оставшейся местечковой культуры, в отличие от Запада, где еврейская эмансипация привела к распаду традиционных еврейских общин, и только Катастрофа явилась главной причиной исчезновения этой культуры. Геноцид еврейского населения Европы в годы Второй мировой войны перечеркнул все, что было связано с эмансипацией евреев...


Рецензии
Блестяще! Легкий и красивый слог, максимальная обьективность и отличное знание истории. Издавайтесь!

Алексей Парфенюк   04.05.2017 17:22     Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей! Большое спасибо за столь теплый отзыв! Мне также было интересно читать Ваши материалы. Всего Вам доброго! Александр из Иерусалима.

Александр Вишневецкий   05.05.2017 12:53   Заявить о нарушении