А как все обстоит на самом деле?

Как все обстоит на самом деле?


Если цели, которые ставит перед собой люди, не достигаются, а наоборот, оборачиваются другой, неожиданной стороной. И государство делает тоже самое. И никто из этого никаких выводов не делает. А ученые копаются в прошлом? Если движение общества вперед – это всегда творческий поиск и борьба, преодоление препятствий и барьеров, то у нас, наоборот, сознательно возводят препятствия. Ничто не спускается сверху в готовом виде, а все необходимое завоевывается в упорной борьбе. И все зависит от того, какую форму эта борьба будет принимать и насколько быстро она сложится в социальную форму. Так представляли развитие всегда. А здесь все свертывается, и все это заменено просто стремлениями индивидов сохраниться в этом мире и выжить. И это тем более характерно для нашего времени, когда старое общество гибнет, а новое еще не сложилось и представляется нам только в идеологически перевернутом виде. Нисходящее движение общества предполагает, ясно, не гладкое развитие и не просто противоречие, а полное ослепление. Вообще не раскрыт смысл общественного переворота. И все движение общества у нас происходит слепо, стихийно, с точки зрения «возрождения капитализма», а не исторической перспективы, поэтому нередко оно принимает непримиримые, антагонистические формы во взаимодействии граждан и их государства, людей друг с другом. Стоит ли жить ради светлого будущего или надо возвращаться в прошлое, чтобы медленно гибнуть в распаде? А ведь это же истина, которая разворачивается перед нами во всей своей данности. И ясно отсюда, что в первую очередь должно быть правильно осмыслено направление развития общества с точки зрения исторической перспективы, ради которой действительно стоит жить и бороться. И это будет для нас громадным шагом вперед в развитии нашего сознания, которое теперь порабощено не западной идеологией а просто деньгами, ослепившими всех. И я не думаю, что социальные конфликты здесь «уместны» и они могут играть положительную роль в изменении общества. Речь идет о стихийном, бессознательном становлении человеческого общества. И для перехода к этому обществу создаются предпосылки в виде «индивидуализации человека» и становления его духовного содержания, в деньгах разлагаются старые отношения и создаются человеческие связи и т. д. И это стратегическое развитие не требует социальных движений, являясь именно индивидуальным развитием людей и периодом подготовки к переходу. И в принципе люди вполне способны сознательно управлять этим развитием, обуздывая власть денег и не допуская разрушений, обусловленных конфликтами и «революциями». Последние – просто борьба между людьми, а не богатыми и бедными и т. д., которые обусловлены не отношениями каких-то классов, а индивидуальными стремлениями людей, их ненасытностью – деланием денег.
 Социализм расстраивал механизмы развития капитализма, подавляя собственнические стремления людей, и ограничивал деятельность индивидов и их стремления к собственному благу. А это, т. е. постоянное, методическое ограничение человека, подавление его инициативы, активности, самостоятельности, проявляемых в собственническом направлении, и принудительное подчинение людей интересам коллектива, общественного производства и т. д., в конце концов, привело общество к застою и свертыванию производства в результате парализации стимулов социализма, энтузиазма людей, их веры «в светлое будущее» и т. д. Отсюда и проблемы. И своеобразие этой парализации проявилось в деятельности владельцев денег – в жажде обогащения.
Не сумея применить метод Маркса к изучению социалистической реальности и отбросив марксизм, никто даже не задумывался, что в этот момент подвергся деформации способ производства и что она, деформация, подготавливалась всем предыдущим развитием социализма. Отсюда и тот факт, что вместе с расстройством экономических отношений исчезает и представление о сказочно богатом коммунизме, которое складывалось до этого. И это понятие заменяется «обогащением каждого», или, как уже сказали, обожествлением «личного успеха». Здесь ясно проглядывается капиталистическое происхождение социализма, душа людей – стремление к обогащению как к единственно осознаваемой цели, в котором развитие человека отождествляется с экономическим развитием общества и его материальным и культурным обогащением, в котором индивидуальное развитие человека предстает в его вещном развитии. И это развитие принимает денежную форму.
В сущности, такое представление о коммунизме лишь в наукообразной форме воспроизводит обывательское представление о нем, в котором основное внимание сосредоточивается на экономическом факторе, тогда как от человеческого фактора отвлекаются. Рассматривая человеческую проблему производной от первого, впали в иллюзию. Между тем, в самом простом значении этого слова, будущее общество является окончательным решением проблемы человека для каждого, когда развитие становится необходимостью для всех, а значит массовым, всеобщим явлением, связывающим людей с точки зрения развития каждого. Здесь развитие каждого – цель, необходимость, которая двигает и людьми, и обществом.
Наши представления «об обогащении каждого» говорят о нашем отношении к человеку, обусловленного денежной психологией, каким мы его хотим видеть, и они свидетельствуют, что мы человека отождествляем с богатством, с социальными структурами, где он фигурирует не более как потребителем и рабом вещей. Все люди должны быть богатыми – просто идеологическое представление, представление, в котором развитие человека как личности просто отсутствует. Человек как производитель – уже факт исторический. Человек же как потребитель – реальность, находящаяся в процессе изменения и соответствующая индустриальному производству, в котором все возложено на технику. Но если человеческое общество когда-нибудь придет к сказочному богатству, в котором богатым будет каждый, то к такому состоянию оно придет, только разрешив человеческую проблему, в котором понятие «богатство» уже не будет рассматриваться самостоятельно, безотносительно к людям, и оно является насущной и для нас. А это – не обогащение каждого, а полное развитие каждого человека как личности. Общественное же развитие человека, его социальное самоосуществление, в котором каждый предстает социальной или экономической категорией, отражает лишь развития общества как такового и соответствует только определенному этапу истории. Здесь проблемы личности в философском понимании человека еще нет. Сама социалистическая философия отождествляет человека с обществом, раз она на первое место ставит «изобилие и свободное потребление», труд и экономику. В действительности она начинается там, где человек освобождается от этого общества и развивается как самостоятельная структура.


Рецензии