Дневник прислуги. 2016-й. Сентябрь

 
 Джанни учит дочек латинским пословицам. Им уже по пять лет. На следующий год — школьницы. Поощряет отец близнецов словами: «Выучите шесть пословиц, получите по новой кукле».Теперь они, приходя к бабушке, гордо произносят: «Errando discitur”- по-русски: «На ошибках учатся». Или:  «De gustibus non disputandum est” - «О вкусах не спорят».

 Решила записаться к Джанни в ученицы и я. Как-то сказала ему: «Знаешь, что мне надо от тебя?» И бровью не повел! Вот артист! А попросить я могла обновления документов, повышения зарплаты — все то, что для него было бы крайне неприятно. «Что?»- спросил спокойно и...участливо. «Напиши мне, пожалуйста, несколько латинских пословиц на листке бумаги. Я тоже хочу их выучить».

 В этот же вечер на мой телефон от Джанни (не пожалел же денег!) пришло сообщение: «Timeo  Danaos et dona ferentes”. Что в переводе: «Бойся данайцев,приносящих дары». Вот, именно эту пословицу первой прислал! Ладно, вон параноидальные мысли. Может, хотел человек свои знания в прочтении Гомера показать. Тем более, когда Джанни пришел проведать на следующий день мать, рассказал мне, о скульпторе Бернини, создателе, как выразился мой хозяин, знаменитой скульптуры с изображением Лаокона с сыновьями, окруженных жалящей их огромной змеей.

 По возвращении домой, уже в январе, я нашла  в интернете материал о Бернини. Оказалось, что скульптура вовсе не его. Она вдохновляла мастера на создание шедевров, но выполнена была отнюдь не им. Джанни ошибался или не хотел углубляться в подробности. 

 Скульптурная группа «Лаокон и его сыновья» - образец эллинистической скульптуры второго века до нашей эры, была найдена в виноградниках Эсквилина, на холме Оппий в Риме. Завезена была она туда из греческого острова Родос  в сорок втором году до нашей эры римским императором Кассием. Во времена Римской империи остров Родос был разграблен, и сотни произведений искусств древних эллинов стали достоянием римлян.

 Когда в Ватикане  открылся музей произведений искусств, эта скульптурная группа стала первым его достоянием.

 По Гомеровскому эпосу Лаокон пытался предупредить троянцев о деревянном коне Одиссея, чем навлек на себя гнев греческих богов Афины и Аполлона. Аполлон послал к Лаокону и его сыновьям смертоносную змею, погубившую их.

 Я видела этот шедевр по итальянскому телевидению, и он поразил меня своей выразительной динамикой.

 Меня забавляет, когда Дея, одна из близняшек, приходит к бабушке, торжественно становится напротив меня и важно произносит: «Nemo propheta in patria sua”.- “Нет пророка в отечестве своем». Дитя и не представляет, как справедливы эти слова! Девочке родителем была предложена роль не только запомнить пословицу, но и меня научить. Дея, как умеет, выполняет задание отца. Зарабатывает на вторую куклу. Джанни же не ленится посылать на мой телефон новые пословицы, за что я ему бесконечно благодарна: отупевшая, со слабеющей памятью бесполая сущность в моем лице,  за долгое время работы со стариками в Италии изрядно деградировавшая и растерявшая свой интеллект, снова начинает облагораживаться культурой. “Sapientis est mutare consilium,”- приходит «сообщение» на телефон. «Истина в умении изменять суждение», - перевожу я. Что же, очень верно. Не бывает в людях только хорошее или только плохое. Человек многогранен, и Джанни лишний раз мне это доказывает. Через некоторое время я снова получаю от него еще одну пословицу: «Beati monoculi in terra cuecorum” - «Счастливы слепцы на  земле слепых». О, это истина для всех времен и народов. Джанни не торопится.  «Подарки» приходят через промежутки в несколько дней. Успеваю поразмыслить и выучить. Больше других, присланных им, мне понравилась вот эта: “Naturam expellas furca, tamen usque recurret”. - «Натуру гонишь вилами,она все равно возвращается». Не устаю удивляться мудрости древних. Джанни не поленился привести в доказательство и басню Эзопа (Хотя, Эзопа ли?)  «О скорпионе и жабе». Скорпион предлагает жабе переправить ее на другой берег. «Ты же меня укусишь», - говорит она. «Нет, не бойся»,- уверяет ее скорпион. «Смотри, если меня укусишь, я утону, но со мной утонешь и ты»,- предупреждает скорпиона жаба. Плывут они, плывут, и вдруг скорпион не выдерживает и кусает жабу. «Ну,зачем ты это сделал? Теперь утонем вместе»,- восклицает жаба. «Извини, такова моя натура»,- произносит скорпион, и русская пословица ему вторит: «Горбатого могила исправит».

 Так, в новом развлечении проходит сентябрь; до отъезда остается восемнадцать недель.


Рецензии
"Нет пророка в своём отечестве" - это цитата из библии. "Не пустишь природу в дверь, она в окно войдёт" - такую мудрость я на себе ни раз проверяла :)

Маргарита Школьниксон-Смишко   26.03.2017 19:28     Заявить о нарушении
"Не пустишь природу в дверь,она в окно войдет"-для меня пословица важна в борьбе с амбициями.Тяжело без церковной аскезы с ними справляться.А по-настоящему прийти к церкви пока не получается.В этом плане интересен роман Е.Домбровской "Весна жизни".Он есть здесь на сайте.

Светлана Давыденкова   26.03.2017 19:43   Заявить о нарушении
Церковь - это построенное людьми общество, и как всё людское несовершенно. Другое дело религия. Эти два понятия часто смешивают. Религия - это вера в гармонию мира, в то, что есть высшие силы, нас направляющие. Заметить положительное действие на себе этих сил, такое благо не всем дано.

Маргарита Школьниксон-Смишко   27.03.2017 09:02   Заявить о нарушении
Я знаю об этом.Но этого мало.Взращивание в себе "внутреннего наблюдателя" не убивает амбиций.Можно сколько угодно заниматься самоукорением,но не избавишься от духовных паразитов,присущих всем личностям:лицемерию,зависти и пр. Мало быть только религиозным человеком.Православие,как никакая религия,если войти туда с целью самопознания,помогает путем самоуничижения справиться с гордыней.Я только-только к этому подошла...

Светлана Давыденкова   27.03.2017 10:05   Заявить о нарушении
А я пословицу с дверью и окном понимала по-другому. Для меня это было связано с сексом. Как говорится: "У кого что болит." Теперь, конечно, это пройденный этап ;)

Маргарита Школьниксон-Смишко   27.03.2017 17:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.