522 Цель поражена! 17 06 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 522. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Цель поражена! 17.06.1974.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора: Балтийское море. БПК «Свирепый». Слева-направо, сверху-вниз: Пусковое устройства ЗИФ-122 ХРК «Оса-М» с двумя зенитными ракетами 9М33 на направляющих и сдвоенные орудийные ствола артустановок АК-726 чутко следят за воздушной целью. Пуск ракеты 9М33 по направлению к цели. Немного выше горизонта на удалении дестяка километров от БПК «Свирепый» вспучилось оранжево-жёлтое облачко взрыва, - это встретились наша зенитная ракета 9М33 и противокорабельная ракета (П-15М или «Малахит») МРК пр.1234 «Град». Перекур героев-стрельцов-рогачей – команды, стрелявшей ракетой 9М33 ЗРК «Оса-М». Старшина 1 статьи, командир отделения специалистов ЭВТ, мой друг и годок, Сенацкий Александр Дмитриевич (период службы 10.11.1971-01.11.1974) угостил меня сигаретой. Я не курил с детства, но не мог ему отказать. В благодарность я спел ребятам песню «Сигарета» («Если девушка уходит, я о ней грустить не стану, Закурю я сигарету, голубой дымок завьётся… Сигарета, сигарета…»). У кормового брашпиля и вьюшек на юте левого борта БПК «Свирепый». 17.06.1974.   


В предыдущем:

В тот момент, когда БПК «Свирепый» приготовился стрелять по ракете-мишени я опять (опять, как в прошлый раз! – автор) находился в районе своего боевого поста – румпельного отделения и опять наводил свой фотоаппарат на башни артустановки АК-726 и ждал пуска зенитной ракеты ЗРК «Оса-М».

На этот раз я уже был спокоен и собран, ждал знакомого хлопка и шипения ракеты, а затем внезапного, как взрыв, старта. Теперья готов был сфотографировать ракету 9М33 в полёте и очень хотел сделать удачный красивый снимок.

Обе артустановки АК-726 опять чутко и нервно рывками дёргались, синхронно отслеживая сдвоенными орудийными стволами полёт далёкой ракеты-мишени, но я их уже не боялся, потому что издали они были безопасны.

Старт зенитной ракеты произошёл, как всегда, не в тот момент, когда ты готов к этому. Однако я вовремя среагировал на змеиное шипение, хлопок и щёлканье замков на направляющих, молча пережил звуковой удар стартового порохового двигателя и вовремя сфотографировал полёт ракеты, практически мгновенно улетающей в небо.

На этот раз зенитная ракета 9М33 ЗРК «Оса-М» не порхала, как бабочка, уклоняясь от возможных противоракет воздушной цели-мишени, а летела строго по прямой, сначала вверх, на высоту полёта ракеты-мишени, а потом чуть вниз, наперерез ракете-мишени.

На третьем снимке фотоиллюстрации смутно виден дымный след нашей зенитной ракеты 9М33 ЗРК «Оса-М» (он спускается по диагонали с верхнего левого угла снимка почти к центру, где темноватое облачко – автор). На подлёте к цели наша зенитная ракета 9М33 перестала маневрировать и устремилась к цели как стрела.

Затем в небе опять знакомо беззвучно вспучилось оранжево-жёлтое облачно взрыва (оно на снимке еле заметным тёмным пятнышком – автор). Только через минуту до нас донёсся негромкий хлопок, но я видел, как по дуге медленно из этого оранжевого облачка, которое стремительно стало грязно-серо-белым, по дуге вылетели дымные обломки и устремились к поверхности моря.

Я опять подождал несколько минут, нетерпеливо прислушиваясь через открытый люк к телефону в румпельном отделении, но опять мне никто не звонил и не звал на ходовой мостик или в штурманскую рубку.

Это было несколько обидно, но ничего нельзя было поделать – по сигналу «Боевая тревога!» каждый из нас должен был находиться на своём боевом посту. Кроме этого мне ни командир корабля, капитан 2 ранга Е.П. Назаров, ни вахтенный офицер, ни кто-либо другой, не приказывали и не разрешали выполнять обязанности визуального разведчика в этом выходе в море…

Может быть Евгений Петрович Назаров не хотел, чтобы я «мозолил глаза» командующему Балтийским флотом, а может быть, не хотел, чтобы я ему делал комплект фотографий, как контр-адмиралу В.А. Лапенкову, командиру 12-й дивизии ракетных кораблей? Не знаю, но я решил, что ни за что не пропущу важнейшие моменты в истории БПК «Свирепый», и, кровь из носу!, но сфотографирую всё, что было и что есть…

Поэтому, после сигнала «Отбой боевой тревоги!», я опять закрыл на ключ люк румпельного отделения и только хотел быстренько побежать по верхней палубе БПК «Свирепый» поближе к ГКП и ходовому мостику, чтобы быть в гуще событий, как услышал за гребнем надстройки-ангара буксируемой ГАС «Вега» чьи-то негромкие голоса.

По левому борту юта у вьюшек, рядом с кормовым брашпилем, устроились следующие герои этого июньского дня – «стерльцы-рогачи», которые дружной, только что отстрелявшейся командой офицеров, мичманов, старшин и матросов БЧ-2, с чувством удовлетворённого достоинства значительно курили свои «чинарики» (четвёртый снимок фотоиллюстрации – автор).

Они обменивались мнениями по поводу удачной стрельбы и поражения единственной ракетой ЗРК «Оса-М» противокорабельной ракеты, выпущенной с МРК «Град». Я был настолько уважительно восхищён этим, без сомнения, ратным подвигом экипажа БПК «Свирепый», что согласился и принял в дар сигаретку в честь и во славу этих ребят. Они действительно заслужили уважения и почёта.

Я с детства не курил, но сейчас был особый случай. Я не мог отказать моему другу и годку, герою этой стрельбы, старшине 1 статьи, командиру отделения специалистов ЭВТ Александру Дмитриевичу Сенацкому (период службы 10.11.1971-01.11.1974), поэтому «значительно» и «со смаком» пускал клубы табачного дыма.

В благодарность я спел ребятам вполголоса знаменитую мужскую песню «Сигарета»:

Если девушка уходит,
Я грустить о ней не стану –
Закурю я сигарету,
И о девушке забуду.

Сигарета, сигарета,
Ты одна не изменяешь –
Я люблю тебя за это,
Ты сама об этом знаешь.

И зимой, и знойным летом
Я люблю дымок твой тонкий,
Я привычен к сигарете
Даже больше, чем к девчонке.

Сигарета, сигарета,
Ты одна не изменяешь –
Я люблю тебя за это,
Ты сама об этом знаешь.

Ну, а если вдруг случится,
Снова девушка вернётся –
Закурю и сигарету,
Голубой дымок завьётся.

Сигарета, сигарета,
Ты одна не изменяешь –
Я люблю тебя за это,
Ты сама об этом знаешь.

Перекур, братишки, - это Перекур, дело святое…


Рецензии