520 Мрак для врагов 17 06 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 520. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Мрак для врагов. 17.06.1974.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора: Балтийское море. БПК «Свирепый». МРК пр.1234 типа «Овод» (по классификации НАТО — Nanuchka class corvette) из 106-го дивизиона («плохой погоды») 76-й бригады эскадренных миноносцев (БЭМ в/ч 31062) Дважды Краснознамённого Балтийского флота (ДКБФ). По бортовому номеру «941» и «секретному» натовскому справочнику контуров кораблей Балтийского флота сигнальщик Валерка Маховик определил, что это был МРК «Град». 17.06.1974.   


В предыдущем:

- Справа по борту, на 14 часов, дистанция около мили, малый ракетный корабль проекта 1234 типа «Овод»! Идёт параллельным курсом с нами! – доложил по связи на ГКП и ходовой мостик БПК «Свирепый» матрос-сигнальщик и мой друг-годок Валера Маховик.

Ну, думаю, началось!

Действительно, в условиях очень хорошей видимости (11-27 миль или 20-50 км), когда горизонт виден резко, то ближайшие корабли видны чётко, цвета моря и надстроек кораблей контрастные, а прозрачность морского воздуха такова, что в бинокль или через объектив фотоаппарата при приближении видны тросы фалов и усы антенн. На дистанции около 5-7 миль от нас стремительно будоража море за кормой, гордо шёл малый ракетный корабль МРК пр.1234 типа «Овод» (по классификации НАТО — Nanuchka class corvette) из 106-го дивизиона («плохой погоды») 76-й бригады эскадренных миноносцев (БЭМ в/ч 31062) Дважды Краснознамённого Балтийского флота (ДКБФ). По бортовому номеру «941» и «секретному» натовскому справочнику контуров кораблей Балтийского флота сигнальщик Валерка Маховик определил, что это был МРК «Град».

«Балтийские оводы» (так ещё назвали соединение МРК пр.1234 – автор) 106-го дивизиона 76-й бригады эскадренных миноносцев находились в непосредственном подчинении командира 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ и участвовали практически во всех учениях бригады в Балтийском море. Базировались «оводы» из «дивизиона плохой погоды» на Зимней гавани Лиепайской ВМБ.

С 11 января 1971 года 76-я бригада ЭМ была включена в состав 12-й дивизии ракетных кораблей. Согласно современным данным «за период 1961-1983 годов корабли 76-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей выходили на 48 боевых служб и посетили 26 портов 18 иностранных государств».

106-й дивизион МРУ 76-й бригады ЭМ 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ был сформирован «директивой главного штаба ВМФ от 12 марта 1974 года, в этот дивизион входили МРК «Волна», МРК «Молния», МРК «Град», МРК «Радуга» и МРК «Шквал».

Малый ракетный корабль МРК «Град» пр.1234 типа «Овод» был построен на Ленинградском ССЗ и спущен на воду 30 апреля 1972 года, вступил в строй ВМФ 30 сентября 1972 года и 31 октября 1972 года вошёл в состав ДКБФ. С 1973 года его бортовой номер «941». Другие бортовые номера СРК «Град» - 506, 567, 552 (1987), 582 (1990). Как многие советские боевые корабли, выработав свой ресурс, МРК «Град» был списан в 1993 году…

До сегодняшнего дня БПК «Свирепый» учился сбивать противокорабельные ракеты П-15 и П-15М «Термит», выпущенные с ракетных катеров пр.183-Р типа «Комар» и пр.205У типа «Москит». Похоже, сегодня мы должны были отбить атаку малого ракетного корабля и поразить его ракету, запущенную в нашу сторону…

Малые ракетные корабли или катера, или «корветы» - это совершенно новый вид военно-морского вооружения, так как являлись носителями и стартовыми комплексами нового вида оружия – противокорабельных ракетных комплексов средней дальности – П-15. Причём, первые катера пр.183 были доработанными торпедными катерами, а катера пр.205 и 205У уже создавались только для ракетного оружия.

Ракетные катера пр.205 и 205У имели четыре ракетных установки для противокорабельных ракет П-15 и при умелом маневрировании и использовании могли уничтожить боевой корабль противника класса эскадренный миноносец на дальности 25-40 км от цели.

Однако с воздуха «эти катера были слабо защищены двумя спаренными 30-мм автоматами с радиолокационной станцией наведения «Рысь». Кроме этого, выпустив ракеты, катера пр.193 и пр.205 были практически беззащитны против артиллерии и крупнокалиберных корабельных артиллерийских автоматов боевых кораблей противника.

К началу 70-х годов на смену противокорабельным ракетам П-15 и П-15М были созданы противокорабельные комплексы «Малахит», которые наиболее подходили для вооружения относительно небольших по габаритам и водоизмещению боевых кораблей – МРК (малых ракетных кораблей, корветов).

Советское правительство своим постановлением от 10 августа 1963 года утвердило Программу строительства 40 единиц МРК, вооружённых противокорабельными комплексами «Малахит», так появился МРК пр.1234 типа «Овод».

Значение этим МРК пр.1234 типа «Овод» придавалось большое, потому что даже его ТТД (тактико-технические данные) задавались специальным постановлением Совета Министров и ЦК КПСС от 29 мая 1964 года. МРК пр.1234 типа «Овод» должны были вооружены четырьмя ракетами «Малахит», комплексом радиотехнических средств обнаружения и целеуказания «Дубрава» с дальностью действия 120-150 км, зенитным ракетным комплексом «Оса-М», а также двумя-тремя спаренными зенитными 30-мм автоматами.

Кстати, первый проект МРК пр.1234 задумывался как скоростной катер на подводных крыльях (пр.1234ПК или пр.1240)…
Проектировали МРК пр.1234 типа «Овод» в ЦКБ-5 (Ленинград), главный конструктор - И.П. Пегов. Активное участие в проектировании и определении внешнего вида и вооружённости МРК пр.1234 типа «Овод» принял Главнокомандующий ВМФ СССР, Адмирал Советского Союза С.Г. Горшков.

Число ракет «Малахит» довели до шести, «разместив их в бортовых строенных пусковых установках КТ-84 с постоянным углом заряжения и старта 6°, а вместо 30-мм автоматов установили спаренную 57-мм артиллерийскую установку».

В результате получился малый боевой корабль с водоизмещением до 670 т, длиной корпуса 59,3 м при ширине 11,8 м и осадке 2,9 м. ГЭУ (главная энергетическая установка) МРК пр.1234 стали шесть спаренных дизелей мощностью по 10 000 л.с., которые обеспечили МРК скорость 35-36 узлов. При скорости 18 узлов дальность хода МРК пр.1234 типа «Овод» достигала 1600 миль.

Такие показатели ТТД «не тянули» на класс «катер», поэтому решением главнокомандующего ВМФ СССР С.Г. Горшкова был определён новый класс корабельного вооружения флота - малые ракетные корабли (МРК).

Новая противокорабельная ракета «Малахит» была способна лететь на околозвуковой скорости из-за горизонта моря, то есть за 40-50 км от цели, поэтому МРК мог относительно безопасно приблизиться к крупным боевым кораблям «вероятного противника». Вот почему МРК пр.1234 «наряду с обычной активной РЛС оснастили развитым комплексом аппаратуры пассивного обнаружения и пеленгации радиоизлучающих целей».

Для того чтобы МРК пр.1234 мог обнаружить целей в активном и пассивном режимах работы РЛС, для приёма данных от авиационных систем разведки и целеуказания, а также для взаимного обмена информацией МРК с другими кораблями, на МРК пр.1234 был установлен комплекс радиолокационной разведки «Дубрава-1234» («Титанит»), созданный в Киевском НИИ радиоэлектроники под руководством главного конструктора В.Е. Туки.

Система управления оружием «Дунай-1234» МРК пр.1234 обеспечивала подготовку и старт противокорабельных ракет «Малахит» с интервалами между пусками ракет всего 5 секунд…

Головным пр.1234 типа «Овод» был МРК «Буря», заложенный 13 января 1967 года на Приморском ССЗ №5 «Алмаз». 18 октября 1968 года МРК «Буря» был спущен на воду и осенью 1969 года очутился (по внутренним водным путям) на Чёрном море. При этом на Балтике были произведены первые бросковые испытания макетов ракет с настоящими стартовыми двигателями.

Первое испытание противокорабельных ракет «Малахит» МРК «Буря» состоялись 27 марта 1970 года на Чёрном море. Из-за несогласованности приборов самонаведения ракета не долетела до цели-мишени и поразила её своими обломками. Дефект устранили и 28 мая 1970 года МРК пр.1234 «Буря» разнёс щепки цель-мишень прямым попаданием противокорабельной ракеты «Малахит».

С 10 июня 1970 года МРК «Буря» в процессе совместных учений-испытаний с другими боевыми кораблями совершил 20 пусков противокорабельных ракет. При этом 10 раз ракеты поражали цели-мишени прямым попаданием, четыре пуска были аварийные (неудачные), шесть пусков более-менее удачные (ракеты не долетали до цели всего 100-200 м). 20 июня 1970 года МРК «Буря» выполнил одновременный пуск сразу трёх ракет…

Специальным постановлением правительства и МО СССР от 17 марта 1972 г. противокорабельный ракетный комплекс «Малахит» был принят на вооружение советских надводных кораблей. К этому времени уже был второй боевой МРК пр.1234 «Бриз». 31 июля 1973 года в качестве завершающего испытания был выполнен залп полным боекомплектом МРК - шестью ракетами «Малахит» одновременно (с интервалом 5 секунд).

Серийное производство противокорабельных ракет «Малахит» велось на заводе «Стрела» в городе Оренбурге (бывший завод №47). Долгое время ракеты комплекса «Малахит» были сверхсекретными и в «обычных» морских учебных «баталиях» советских боевых кораблей применялись обновлённые противокорабельные ракеты П-15М.

Возможно, одну из таких ракет-мишеней должен был выпустить на БПК «Свирепый» малый ракетный корабль МРК пр.1234 «Град» - настоящий «мрак для врагов»…

Я хорошо помню, как весной 1973 года мы точно так же вышли в море, чтобы в ходе выполнения элементов курсовых задач «К-1» и «К-2», отразить ракетную атаку противокорабельной ракеты-мишени п-15, выпущенной с ракетного катера пр.205У.

Я тогда вылез из своего румпельного отделения на совершенно пустынную палубу юта и с нетерпением ждал старта зенитной ракеты ЗРК «Оса-М». Стартовый комплекс ЗРК «Оса-М» был скрыт от меня башнями артустановок АК-726, которые своими стволами чутко и нервно следили за кем-то или за чем-то в небе над горизонтом.

Я всё сомневался и «меньжевался», страстно желая подойти поближе, и в то же время боялся покинуть свой боевой пост в румпельном отделении, не ответить на звонок или сигнал с ходового мостика. Я даже пританцовывал от нетерпеливого ожидания, страха и сомнения.

В полнейшей тишине (на море тогда был штиль, а корабль замер в дрейфе - автор) я вдруг услышал негромкий хлопок и какое-то шипение за артустановками, приготовился фотографировать старт ракеты, но… ничего не произошло…

Сдвоенные стволы обоих артустановок АК-726 одновременно вдруг пришли в движение, стали рывками подниматься, задираться вверх и я вдруг увидел в дымке неба, как к нам на небольшой высоте приближается летящий объект.

Я такого объекта ещё никогда не видел… Это была миниатюрная копия самолёта-истребителя, только без кабины лётчика, тупорылая, похожая на акулу ракета, потому что у неё были короткие косые крылья-плавники по бокам и такие же косые хвост и оперение (стабилизаторы).

Ракета с жутким рёвом и свистом пронеслась на высоте метров 15 у меня над головой, я даже видел заклёпки на её «брюхе», обдала меня удушливым запахом выхлопных газов и унеслась по направлению к сторожившему границы района учений БПК пр.1135 «Сильный».

БПК «Сильный» только-только начал готовиться к сдаче курсовых задач «К-1» и «К-2», проходил ходовые испытания и подготовку личного состава, но они также отрабатывали сопровождение целей во время «наших» учений. Они-то, то есть БПК «Сильный» и сбили эту противокорабельную ракету, которую не смогли сбить мы, БПК «Свирепый»…

Почуяв не просто неладное, а сверх неладное, я почти мгновенно упал-спустился по вертикальному трапу в румпельное отделение и встал к штурвалу, готовый ответить и выполнить любую команду вахтенного офицера.

Последнее, что я видел на верхней палубе, - это как артиллерийские башни АК-726 с задранными вверх стволами одновременно с пусковой установкой ЗРК «Оса-М» «крутнулись» вслед за улетевшей вдаль противокорабельной ракетой и замерли в таком положении. Теперь я мог заметить, как торчали на направляющих остроконечные головки зенитных ракет ЗРК «Оса-М».

Много позже, поле тщательного и скандального расследования, я узнал от «годков», что мы так долго ждали выстрела по нам ракетами с катера, что мичману, сидящему в ракетном погребе, надоели звук сирены и крутящийся свет светильника, - он их отключил тумблером, который сам же и установил («Рационализатор хренов! В бога, душу, мать его раз так!»).

На центральном посту в ГКП все разрешающие сигналы на пульте запуска о готовности ракет ЗРК «Оса-М» к пуску горят зелёным светом, а пуска нет… Команда не проходит… Вернее, команда прошла, но стартовый комплекс тут же отменил её, зажал замками ракету, готовую к пуску на направляющих, и выдал сигнал об «ошибке цепи управления пуском».

Так две зенитные ракеты ЗРК «Оса-М», получившие команду на пуск, отстрелившие заглушки с сопла ракетного двигателя и включившее своё автономное управление, остались зажатыми на направляющих пускового устройства, и теперь никто не знал, как их вернуть обратно в ракетный погреб.

Я тогда был забыт всеми и просидел в румпельном отделении около часа, потому что в азарте разборок на ГКП и ходовом мостике никто не дал сигнал «Отбой боевой тревоги!». Потом я всё же позвонил на ходовой мостик и робко спросил у вахтенного офицера: «Что мне делать?».

- Что?! Кто это?! – спросил меня ошарашенно вахтенный офицер. – Какое ещё румпельное отделение!? Кто вы?!

Я назвался и вахтенный кому-то крикнул: «Тут ваш Суворов звонит, разбирайтесь с ним сами!».

Потом трубку взял штурман, командир БЧ-1, старший лейтенант Г.Ф. Печкуров и обычным своим гнусавым голосом отчитал меня за то, что я «торчу неизвестно где, а тут такое, что мне нужно быть немедленно в штурманской рубке».

Я тогда опасливо обошёл стороной артустановки АК-726 с поникшими стволами, посмотрел на зенитные ракеты, всё ещё находящиеся на направляющих ПУ ЗРК «Оса-М» и пошёл, еле-еле передвигая ноги от тревоги, усталости и страха по коридору личного состава.

Корабль «гудел» машинами и механизмами, в коридорах никого не было, но ощущение тревоги и чего-то страшного витало в корабельной атмосфере. Проходя столовую личного состава, я увидел растерянных «бачковых» и заставленные бачками, мисками и кружками пустые столы – никто не обедал.

- Чего там случилось? – спросили меня «бачковые», а у меня от внезапного голода живот свело судорогой.

- Ракеты со старта не сошли, - коротко ответил я им и молча уселся за ближайший стол. – Сам видел…

- Расскажи! – потребовал один из «годков» и налил мне целую миску флотского борща.

Я рассказал всё то, что только что написал в новелле. Меня слушали не только «бачковые», но и ребята и мичман с камбуза. Накормили они меня досыта, а про то, что я должен был быть в штурманской рубке, - я забыл начисто…

Теперь мы не должны были оплошать. Теперь мы должны были сбить эту противокорабельную ракету МРК пр.1234 «Град» с первого раза и первой же ракетой ЗРК «Оса-М»!

Теперь мы уже точно «рассвирепели»…

P.S. Тот аварийный пуск зенитных ракет ЗРК «Оса-М» разбирали и расследовали долго (около месяца) и в конечно итоге, вместе с другими прегрешениями, этот случай стал причиной отчисления с корабля первого командира БЧ-2, старшего лейтенанта Крылова Евгения Леонидовича, в день выхода БПК «Свирепый» на первую БС (боевую службу) 20 июля 1973 года.


Рецензии