Племя - этимология

Что такое племя без системы своих религиозных
и государственных идей? …
Любить племя за племя ; натяжка и ложь…
Другое дело, если племя родственное хоть
чем-нибудь согласно с нашими особыми идеями,
с нашими коренными чувствами
К. Н. Леонтьев. Византизм и славянство (1875) 

Племя – социальная группа, имеющая уникальные характеристики: язык (языцы – объединяющий признак в летописании), культуру, религию и географический регион обитания (некоторые П. не имеют территории), а так же обладающая  едиными взглядами на прошлое и будущее. Принято выделят следующие основные социальные группы (общности): семья – род – племя – народ (народность в феодальное время). В библейской литературе использовался термин – колена (родственные племена), которые управлялись князьями.

1) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -плем-; окончание: -я. Значение: этническая и социальная общность людей, ведущих патриархальную жизнь и связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием; перен., устар., ед. ч. происхождение, род, родня, семья; потомство, дети, и т.д.

Этимология по Максу Фасмеру (А.Г. Преображенский), со вставками неизвестного автора

(Происходит от праслав. *pled-men-, от кот. в числе прочего произошли: - вставка) ст.-слав. племя, род. п. племене (др.-греч.sperma, fyli; Супр.), русск. племя, укр. племя, болг. племе, сербохорв. племе, словенск. pleme (род. п. plemena), чешск. pleme (род. п. рlеmеnе), словацк. рlеma, рlеmеnо, польск. plemie. Слав. *pled-men- связ. чередованием гласных с рlоdъ (см. плод); родственно ирл. loth "жеребенок", вариант с и.-е. t. Далее сближают с греч.  plithos "множество", лат. plebes ж. "толпа", рlеo, -eге "наполнять", греч. pimplimi -- то же и полный. Гипотезу о происхождении из и.-е. *рlе-mеn- от *реl- "производить, рождать" рассматривает Трубачев.

б) О.Н. Трубачев: «Слово не имеет надежной этимологии…», Вопросы языкознания, М., 1957, №2, с.93.; http://www.ruslang.ru/doc/voprosy/voprosy1957-2.pdf

в) А.Г. Преображенский. Этимологический словарь русского языка, М., 1910-1914, т.2: «Не совсем ясно», далее как у Макса Фасмера.

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1989, вып. 15
см., http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_15.pdf

Племя. 1. Народ, племя, этническая общ. XII-XIII вв. 2. Род, клан, семья. (862) «И бяста у него два мужа не племени его но боярина», Ипать. Лет. || Разветвление рода, колена; «отъ Июдина племене по плъти Христосъ родися. Изб. Свят. 1076 г. 3. Родня, родственник, XVI-XV вв. 4. Потомство, дети, приплод. XI в. 5. Группа имеющая общие признаки; род, вид, XI в.
 
б) Национальный корпус русского языка

* Г. С. Батеньков. Общий взгляд на Сибирь (1822-1823): «Каждый народ и почти каждое племя имело особенный образ правления».
* К. Н. Леонтьев (1831-1891, философ, писатель, дипломат). Враги ли мы с греками? (1878): «Что такое племя, само по себе взятое, без идеи, ; в одно и то же время отвлеченной по бескорыстию своему и реально воплощаемой, в жизни, в быте этого племени?».
 
3) Обобщение и вывод

Термин «племя» известен с начала русской письменной литературы (1076 г.), применялся в переводах Библии, богослужебных текстах и светских актах. Ведущие российские этимологи не смогли объяснить слово, выделили только иудеохристианские регионы Восточной Европы, где это слово-понятие было распространено.
 
В содержании термина этимологами не учитывается количественная характеристика -  многочисленность «племени», союзы нескольких родственных племен послужили основой народности в феодальный период. Эта общественная группа может освоить регион (область, небольшую страну), в отличие от рода (клана), который может овладеть в силу своей малочисленности только территорией  районного масштаба. Некоторые племенные группы развились до народностей и народов (род в них растворился), другие многочисленные племена входили в Великие государства (империи). В современном мире «племена» находятся в статусе этнических меньшинств или малых государств, самоопределились в XX веке.

Вывод

Целесообразно рассмотреть термин в связи с терминологией иврита и библейскими образами, т.к. слово известно с раннего иудеохристианского письменного периода и не использовалось в странах Западной Европы.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни. Термин мог быть составлен из прочитанных наоборот слов-понятий иврита - ПЛЕМЯ = наоборот ЯМ+ЕЛП = ЙАМ (ам) + ЕЛЕП (п=ф). У нас сразу же выявляются соответствующие термины иврита.

Общий вид

Русск. ПЛЕМЯ = наоборот ЯМ+ЕЛП = ЙАМ (ам) + ЕЛП (п=ф) = ивр. АМ народ, люди, совокупность людей + ЕЛЕФ (п) тысяча, много, клан (род-племя), племя, семья; однокоренное АЛУФ начальник семейства, князь.
 
В составном русском слове заложена мысль, племя – общественная группа, где людей тысячи, много;  что соответствует действительности, средняя численность израильских племен-колен 50 000 чел. воинов, всего с женщинами и детьми, более 150 000 чел.
 
Есть ещё подобные термины, которые на данный момент исследования невозможно объяснить на понятном для читателя языке.

* Пояснение транслитерации (передача слова другим алфавитом), см. ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный; https://ru.wikisource.org/wiki/ЕЭБЕ/Алфавит_сравнительный
На русский язык еврейская буква ПЭ передавалась: «П и Ф = ф, ph, f: Финеес, Фараон, Фасга, Фаран, иногда = п: Падан, Потифар. С dagesch forte = пф: Сепфора. Перед Е впоследствии стали писать В: Иевфай, Невфалим». Итак, в термине иврита ЕЛЕФ (пле+мя) конечная буква Ф могла быть передана русской буквой П.

Источники

* См. стронг иврита 505, ЕЛЕФ

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_029.htm

* См. стронг иврита 5972, АМ

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_356.htm

б) Библейский образ

* Исход 18:21: ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним тысяченачальниками (ЕЛЕФ), стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками».
 
* 1 Царств 10:19: «А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: "царя поставь над нами". Итак, предстаньте теперь пред Господом по коленам вашим и по племенам (ЕЛЕФ) вашим».

* Даниил 3:4: «Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы (АМ), племена и языки».

* Софония 1:11: «Рыдайте, жители нижней части города, ибо исчезнет весь торговый народ (АМ) и истреблены будут обремененные серебром».

Таким образом, применив, библейскую терминологию и образы, мы смогли получить рациональное содержание слова-понятия «племя», оно соответствует феодальной, религиозно-этнической действительности – многочисленной (тысячной) социально-общественной группировке людей, народности.
 
8.2.2017.


Рецензии