528 УРПК - 4 Метель 18 06 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 528. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». УРПК-4 «Метель» 18.06.1974.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора: Слева-направо: Балтийское море. УРПК-4 «Метель» БПК «Свирепый» в боевом положении перед пуском ракеты-носителя 85Р с самонаводящейся противолодочной торпедой АТ-2УМ. 18.06.1974. Сторожевой корабль СКР пр.1135М «Разительный». Спущен на воду 1 июля 1976 года, вступил в строй ВМФ СССР 31 декабря 1976 года и  5 февраля 1977 года после межфлотского перехода из Балтийска в Севастополь вошёл в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ). 1 августа 1997 года был передан ВМС Украины и переименован в «Севастополь» (ФР «Севастополь» U132 ВМС Украины). 30 ноября 2004 года распоряжением кабинета министров Украины N 875-р исключён из состава флота и 6 июля 2006 года отбуксирован на разделку в Турцию. Бортовые номера: 235 (1976), 232 (1977), 249 (1977), 165 (1978), 808 (1978), 812 (1979), 806 (1980), 804 (1984), 821 (1987), 807 (1989), 819 (1990). Противолодочная управляемая ракета 85Р (по классификации НАТО SS-N-14 «Silex») с самонаводящейся (автоматической) противолодочной торпедой АТ-2УМ или глубинной бомбой с ядерным зарядом мощностью 5 Кт.

Характеристики УРПК-4 «Метель»:
Название ПЛРК (противолодочного ракетного комплекса) - «Метель»
Название СУ (системы управления) ПЛРК «Метель» - «Муссон».
Тип ПУ (пускового устройства) (количество направляющих) КТ-106, контейнерная (4) или палубная наводящаяся (4).
Год принятия ПЛРК «Метель» на вооружение – 1973.
Обозначение ПЛУР (противолодочной управляемой ракеты) – 85Р.
Длина ПЛУР - 7.2 м.
Диаметр ПЛУР - 0.58 м.
Стартовая масса ПЛУР - 3800 кг.
Дальность стрельбы ПЛУР - 6-50 км.
Скорость полёта ПЛУР - 300 м/с.
Высота полёта ПЛУР – 750 м.
Тип СУ (системы управления) в полёте / при поиске ПЛ - ИНС + РКМ СУ/ Двухплоскостная ПААГСН.
Тип двигателя ПЛУР 85Р - РДТТ + СА (РДТТ).
Тип БЧ (боевой части) ПЛУР 85Р – самонаводящаяся (автоматическая) противолодочная торпеда АТ-2УМ.
Глубина погружения противолодочной торпеды АТ-2УМ - 400 м.
Дальность действия ГСН (гидроакустической системы самонаведения) торпеды АТ-2КМ - 1000 м.
Вес боевой части торпеды АТ-2УМ – 100 кг.


В предыдущем:

Командир корабля, капитан 2 ранга Е.П. Назаров разрешил мне всё фотографировать и многозначительно сказал, чтобы я фотки сделал и вручил только ему лично в руки. Я с новым жаром побежал по кораблю выискивать сюжеты и снимать кадры для фото-стенгазеты, фотолетописи БПК «Свирепый» и для ДМБовских альбомов моих друзей-годков..

Жизнь продолжалась, и жизнь моя была наполнена удивительными приключениями!

К сожалению, а может быть и к счастью, но БПК «Свирепый» ещё ни разу, даже во время сдачи курсовых задач «К-1», «К-2», «ПЛО» и «ПВО» и «ПДСС» в 1972-1973 годах и во время первой БС (боевой службы) не использовал своего главного оружия – управляемого ракетного противолодочного комплекса «УРПК-4 «Метель». Цифра «4» в названии комплекса указывает на количество стартовых контейнеров объединённых в одной пусковой установке.

Проект БПК пр.1135 типа «Буревестник», вооружённых специально для них разработанным противолодочным ракетным комплексом, осуществился потому, что в ВМС США появились атомные подводные лодки (субмарины) типа «Джордж Вашингтон» с межконтинентальными баллистическими ракетами «Поларис», способные действовать в любых морских районах на дальности свыше 3000 миль от американских и натовских военно-морских баз. Для их поиска и уничтожения нужны были универсальные и надёжные боевые корабли с такой же дальностью плавания в океанах, как субмарины «вероятного противника».

Кроме этого, нужно было сделать такие противолодочные корабли, которым могли с относительно безопасного расстояния обнаруживать подводные лодки, для чего нужны были корабельные подкильные и буксируемые ГАС (гидроакустические станции). Буксируемая ГАС на глубине ниже уровня так называемого «температурного скачка» (слоёв воды с разно плотностью) позволяла более чем в 3 раза увеличить дальность обнаружения ПЛ (подводных лодок). При этом устойчивый контакт (слежение) с ПЛ мог быть на дистанции более 100 кбт (18 км 52 м).

Сначала разработку проекта большого противолодочного корабля пр.1135 типа «Буревестник», вооружённого противолодочными торпедами, которые доставляли бы в район местонахождения ПЛ специальные крылатые ракеты-носители, поручили Зеленодольскому КБ (ЦКБ-340). ЦКБ-340 прославилось удачными малыми противолодочными кораблями сторожевых кораблей проектов 159 и 35.

Изменение технического задания и необходимость создания максимально эффективных и экономичных боевых кораблей, вооружённых самым совершенным противолодочным оружием, объективно потребовало передачи проекта БПК пр135 типа «Буревестник» в ЦКБ-53 (Ленинград, «Северное ПКБ»). Главным конструктором БПК пр.1135 типа «Буревестник» был назначен Н.П. Соболев, главным наблюдающим от ВМФ — И.М. Стецюра. Общее руководство разработкой БПК пр.1135 типа «Буревестник» осуществлял начальник ЦКБ-53 В.Е. Юхнин.

Одновременно разрабатывались и другие проекты океанских (дальнего плавания) противолодочных кораблей - крейсера-вертолётоносцы пр.1123, БПК 1 ранга пр.1134, 1134А и 1134Б, БПК 2 ранга пр.61 и другие. Проект БПК пр.1135 типа «Буревестник» ненамного отличался по боевой мощи от указанных боевых кораблей, но был гораздо дешевле и проще в изготовлении. Вместе с кораблями более высокого ранга и водоизмещения БПК пр.1135 могли эффективно действовать как в ближней зоне, так и в удалённых районах любого океана Земли.

К моменту разработки проекта БПК пр.1135 типа «Буревестник» промышленность советского ВПК (военно-промышленного комплекса) только-только начала разработку новых средств противолодочной борьбы – управляемых ракетоторпедных противолодочных комплексов (УРПК) типа «Метель».

На БПК пр.1135 типа «Буревестник» установлен противолодочный управляемый ракетный комплекс УРПК-4 «Метель» с автономной системой управления «Муссон».

Боевая часть комплекса УРПК-4 «Метель» - это твёрдотопливная телеуправляемая ракета 85Р с подвешенной к ракете, как к носителю, самонаводящейся противолодочной торпедой АТ-2УМ. В комплекс УРПК-4 «Метель» входят: пусковая установка КТ-106 и корабельная система наведения и предстартовой автоматики СУ «Муссон».

Разработчиками комплекса УРПК-4 «Метель» было МКБ «Радуга» (г. Дубна, Московской области), главный конструктор А.Я. Березняк и ВНИИ «Альтаир», главный конструктор Г.Н. Волгин.

Пусковая установка КТ-106 имеет четыре контейнера, объединённых по горизонтали в едином защитном корпусе. ПУ КТ-106 наводится в горизонтальной плоскости в угловом секторе 180° и в вертикальной плоскости под углом 5-9° у линии горизонта. Таким образом, ПУ КТ-106 позволяет направить старт ракетоторпеды 85Р в нужную точку моря без специального маневрирования всего БПК пр.1135 типа «Буревестник».

Старт ракетоторпед 85Р с ПУ КТ-106 может производиться как одиночными «выстрелами», так и залпами по две сразу.

Комплекс УРПК-4 «Метель» унифицирован со всеми имеющимися на флоте современными системами – источниками целеуказания – корабельными, подводными, воздушными, наземными и космическими. Дальность применения комплекса УРПК-4 «Метель» - от 6 до 50 км до предполагаемого местонахождения цели (ПЛ вероятного противника).

Телеуправление полётом ракетоторпеды 85Р осуществляется «путём коррекции траектории полёта в зависимости от изменения текущего акустического пеленга на цель». По мере усиления сигнала пеленга на цель, ракета снижается до необходимой высоты для сброса противолодочной торпеды.

На подлёте к расчётной или фактической точке местонахождения цели (ПЛ вероятного противника), по команде корабельной автономной системы управления «Муссон», противолодочная торпеда АТ-2УМ отделяется от ракеты 85Р и на парашюте приводняется в море, углубляется на заданную глубину и осуществляет циркуляционный (по кругу) самостоятельный поиск и обнаружение цели (ПЛ) вероятного противника).

Система самонаведения противолодочной торпеды АТ-2УМ определяет координаты ПЛ вероятного противника, «отсеивает» возможные пассивные и активные помехи и ложные цели, выходит на «боевой курс» и поражает цель ПЛ вероятного противника.

Противолодочная торпеда АТ-2УМ способна погружаться на глубину 400 м, осуществлять поиск цели на скорости 23 узла и устремляться к цели на боевом курсе со скоростью 40 узлов. Дальность самостоятельного хода противолодочной торпеды – 8 км.

Система самонаведения торпеды АТ-2УМ – акустическая, активно-пассивная, с радиусом реагирования 1000 м по активному каналу. Вес заряда взрывчатого вещества 100 кг. Этого заряда мощной взрывчатки достаточно, чтобы фатально повредить наружный корпус субмарины «вероятного противника», вызвать катастрофические разрушения и нарушения в работе корабельных систем внутри прочного корпуса ПЛ.

Вот почему очень важно доставить торпеду АТ-2УМ как можно точнее в место нахождения цели - ПЛ «вероятного противника». Причём на такой дальности, при которой вероятный ядерный взрыв не повредил бы самому противолодочному кораблю…

Разработчиком противолодочной самонаводящейся торпеды АТ-2УМ комплекса УРПК-4 «Метель» является НИИ «Гидроприбор», главный конструктор В.С. Осипов.

Современные подводные лодки «вероятного противника» обладают большими скоростями движения под водой (40 и более узлов), однако плотная водная среда сковывает их манёвр и замедляет их маневрирование под водой.

Самонаводящиеся противолодочные торпеды обладают несоизмеримо малым сопротивлением по сравнению с сопротивлением корпуса огромной субмарины, поэтому, выйдя на «боевой курс», самонаводящиеся торпеды, как правило, неизбежно достигают своей цели.

Вот почему атомные ПЛ вынуждены использовать в качестве защитной меры либо быстрое уклонение от самонаводящихся противолодочных торпед, либо погружение на запредельную глубину, на которой торпеда разрушается возросшим давлением воды, либо «по-самолётному» стремительно выскакивать на поверхность моря, то есть резко всплывать путём аварийного продувания всех цистерн главного балласта (ЦГБ) одновременно с набором самого полного хода.

При этом ПЛ «вероятного противника», естественно, лишается своего главного преимущества - скрытности и может стать «лёгкой добычей» авиации и надводных кораблей противника.

Ракетоторпеда 85Р комплекса УРПК-4 «Метель» могла только нести свою торпеду АТ-2УМ поближе к местонахождению цели (ПЛ вероятного противника). Дальнейшим развитием этого оружия стал комплекс УРПК-5 «Раструб» с усовершенствованной противокорабельной ракетоторпедой 85РУ.

Ракетоторпеда 85РУ могла поражать не только подводные, но и надводные цели, то есть была ракетой носителем торпеды и одновременно противокорабельной ракетой. Боевая часть ракеты 85РУ – торпеда УМГТ имела большую скорость хода, больший радиус реагирования системы самонаведения и лучшее реагирование на всяческие ухищрения ПЛ «вероятного противника».

После сброса торпеды ракета 85РУ по «наводке» со всех соответствующих корабельных станций обнаружения, слежения, наведения и целеуказания могла продолжать полёт на сверхмалой высоте к любой другой указанной цели и поражать её собственной боевой частью.

Комплекс корабельного противолодочного вооружения БПК пр.1135 типа «Буревестник» УРПК-4 «Метель» с системой управления «Муссон» был настолько гармонично и эффективно скомпонован и сопряжён с гидроакустическими и радиолокационными корабельными средствами, что БПК пр.1135 типа «Буревестник» стали качественно более современными и даже для своего времени совершенными противолодочными боевыми кораблями.

Несомненно, в 70-е годы XX века советские БПК пр.1135 типа «Буревестник» и иные корабли, вооружённые комплексом УРПК-4 «Метель», были самыми совершенными боевыми кораблями в мире.

Наш БПК «Свирепый» отличался от других подобных ему кораблей ещё и тем, что мы были первыми испытателями ЭВМ (электронной вычислительной машины) и БИУС (боевой информационной управляющей системы), позволяющей автоматизировать и ускорить очень точные и эффективные комплексные действия корабля и всех его систем вооружения и оружия.

Вот почему командующий ДКБФ, адмирал В.В. Михайлин доверил именно командиру и экипажу БПК «Свирепый», несомненно, рискованные стрельбы комплексом УРПК-4 «Метель» в условиях максимально приближенных к морскому бою надводного корабля с современной подводной лодкой.

При этом надо сказать, что эти стрельбы проходили в режиме не просто секретности, а наивысшей секретности, так как мы, экипаж БПК «Свирепый», ничего не знали о причинах этих стрельб под руководством командующего ДКБФ, адмирала В.В. Михайлина. Мы просто выполняли свою работу…

На фотографии из ДМБовского альбома автора пусковая установка КТ-106 УРПК-4 «Метель» приготовленная к бою. Ближе к ней я не посмел подойти, потому что тогда бы меня неизбежно увидели из ходовой рубки, а приказ был – «Никому на верхнюю палубу не выходить!».

Признаться, я думал и рассчитывал, что старт ракеты 85Р будет примерно таким же, как старт зенитной ракеты 9М33 ЗРК «Оса-М», поэтому я и встал с наветренного левого борта, чтобы сфотографировать этот старт ракеты.

Так я простоял очень долго (примерно, полчаса – автор), а потом из-за тишины и одиночества, а также из-за грозного молчания задранной под углом в небо пусковой установки, я стушевался и решил подняться на сигнальный мостик…

Авось мне повезёт, и я сумею-таки сфотографировать старт ракетоторпеды 85Р, например, с моего излюбленного места фотосъёмки окружающего мира – с «крыши» ГКП и ходовой рубки. Так я и сделал…

На сигнальном мостике я скромно встал рядом с сигнальщиком Валерой Маховиком в непосредственной близи от правого открытого крыла ходового мостика и услышал от самого командующего ДКБФ, адмирала В.В. Михайлина много из того, что я только что написал в этой новелле. Владимир Васильевич кому-то из высших офицеров рассказывал про УРПК-4 «Метель» и о возможностях новейшей ракетоторпеды 85РУ.

- Эта ракета 85Р несёт «умную» торпеду АТ-2УМ по воздуху аж за 50 км от корабля, - говорил адмирал В.В. Михайлин. – Со скоростью 0,95 Маха. При этом стартовый вес ракетоторпеды – почти 4 тонны (3,8 т - автор). Длина самой ракеты – 7,2 метра, диаметр корпуса – 574 мм, а габаритный диаметр вместе со сложенными крыльями – почти полтора метра (около 1,3 метра – автор).

- Чтобы такая махина взлетела, нужны мощные пороховые ускорители для старта 85РСД, а дальше ракета сама полетит на своём твёрдотопливном маршевом ракетном двигателе 85РМД. Набрав высоту около 400 метров, ракета 85Р летит на автопилоте по радиосигналам (командам) от корректора высоты.

- Планер ракеты 85Р цельнометаллический, свободно несущий моноплан со среднерасположенным крылом. Овальный корпус ракеты спроектирован так, что в полёте ракета ведёт себя как самолёт, у неё есть руль направления.

- За счёт того, что торпеда АТ-2УМ подвешена на пилоне к корпусу ракеты 85Р, уменьшена длина ракетоторпеды, а минимальный поперечный их общий габарит обеспечивается за счёт складывания консолей крыла и руля направления (киля).

- Так что всё должно быть нормально, главное, чтобы подводники не подвели, - сказал адмирал Михайлин, оглянулся на нас – сигнальщиков и замолчал. Затем командующий ушёл в ходовую рубку и оттуда выскочил старпом, капитан-лейтенант Н.В. Протопопов и со «зверским выражением лица» прошипел нам «шёпотом»: «Вон с сигнального мостика! Идите на центральный пост! Без вас разберёмся!».

И мы пошли…


Рецензии