529 Отметелила нас Метель! 18 06 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 529. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Отметелила нас «Метель»! 18.06.1974.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора: Слева-направо, сверху-вниз: Балтийское море. БПК «Свирепый». Облако порохового дыма от старта ракеты 85Р УРПК-4 «Метель». Тёмный след в небе – начало работы маршевого двигателя ракеты 85Р. Падение отработанной ракеты 85Р после отделения от неё противолодочной торпеды АТ-2УМ. 18.06.1974. Старт ракетоторпеды 85РУ УРПК-4 «Раструб» СКР пр.1135 «Ладный», который был спущен на воду 07 мая 1980 года, вступил в строй ВМФ СССР 29 декабря 1980 года и 25 января 1981 года по настоящее время вошёл в состав  Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ) СССР-России. Бортовые номера СКР «Ладный»: 802, 815 (1981), 824 (1986), 801 (1990). Точно так же клубы дыма от старта ракетоторпеды 85Р окутали БПК «Свирепый» 18 июня 1974 года.
 

В предыдущем:

- Так что всё должно быть нормально, главное, чтобы подводники не подвели, - сказал адмирал Михайлин, оглянулся на нас – сигнальщиков и замолчал. Затем командующий ушёл в ходовую рубку и оттуда выскочил старпом, капитан-лейтенант Н.В. Протопопов и со «зверским выражением лица» прошипел нам «шёпотом»: «Вон с сигнального мостика! Идите на центральный пост! Без вас разберёмся!». И мы пошли…

Как я жаждал сфотографировать старт ракетоторпеды 85Р!

Прилаживался и так, и сяк, и на «крышу» ГКП (главного командного пункта» забирался, и ничком ложился, и за фермы станции наведения ЗРК «Оса-М» прятался, и на сигнальном мостике пытался найти местечко позади разных всяких высших офицеров, вышедших на воздух их ходовой рубки и обступивших командующего ДКБФ, адмирала В.В. Михайлина.

Все взоры всех присутствующих были сконцентрированы на пусковой установке КТ-106, у которой уже открылись люки одного из средних контейнеров. Вот-вот должен был быть старт ракеты…

Казалось, даже окружающая среда притихла, неслышно было ничего, кроме отрывистых напряжённых докладов и команд на ГКП. БПК «Свирепый» замер и турбины ГЭУ (главной энергетической установки) тоже перестали свистеть, как двигатели самолётов-истребителей.

Балтийское море тоже стихло настолько, что не ощущалось ни единого дуновения ветерка, и только удушливый сладковатый запах перегоревшей солярки из выхлопных труб ГЭУ напоминал нам, что машины наши работают и готовы в любой момент сорвать корабль с места.

Ветерок на море был, но он дул нам в спину, поэтому нам казалось, что всё вокруг замерло в напряжённом ожидании…

Старт ракеты УРПК-4 «Метель» был настолько огромно громким, взрывным, яростным, мгновенным, страшно разрывающим всё и вся в клочья, что в первое мгновение я ничего не понял и ничего не смог сделать со своим фотоаппаратом…

Ощущение было такое, будто я оказался в эпицентре самого настоящего взрыва. Мне сначала показалось, что взорвалась сама ракета, вся пусковая установка, весь корабль…

Краем глаза я видел, как из заднего круглого отверстия в пусковой установке КТ-106 вдруг выбился огромный выплеск жутко громкого и ослепительно яркого пламени, которое мгновенно превращалось в густой жёлто-серый дым. Клубы этого дыма с запахом артиллерийского пороха, как вулкан, мгновенно вспучились и накрыли весь полубак БПК «Свирепый», ходовой и сигнальный мостик и всех, кто был на правом крыле ходового и сигнального мостика.

Сначала адмирал В.В. Михайлин и все высшие офицеры чуточку замешкались, ожидая, что дым сейчас сойдёт, но он не сходил, и нам всем не просто было трудно дышать, а нечем было дышать! Мы стали задыхаться!

БПК «Свирепый» в момент старта ракеты потихоньку двигался вперёд по инерции, но ветер-то дул точно сзади! Он сдувал пороховой дым от стартовавшей ракеты, но гнал его вперёд, туда, куда и шёл наш корабль, то есть мы всё время догоняли огромное жёлтое облако порохового дыма…

Офицеры и В.В. Михайлин практически мгновенно сообразили, что к чему и только было дёрнулись к дверям на ходовой мостик, как командир корабля, капитан 2 ранга Е.П. Назаров резко скомандовал: «Полный вперёд! Право на борт!».

Взревели и запели турбины ГЭУ, БПК «Свирепый» вздрогнул и задрожал от работы загребущих винтов, подался вперёд и вправо. Ход корабля и ветер помогли нам быстро, очень быстро выйти из этого удушливого ядовитого облака пороховых выхлопных газов от ракеты 85Р противолодочного комплекса УРПК-4 «Метель».

- Застоялась ракета, - громко сказал Владимир Васильевич Михайлин. – Отметелила нас…

Офицеры свиты адмирала дружно засмеялись, а я открыто, не скрываясь, из-за их спин фотографировал дымный след умчавшейся в небо ракеты…

Ещё долго мы с восторгом смотрели в чистое небо, в котором постепенно таял и растворялся дымный след грозного советского корабельного противолодочного оружия. На мостике уже никого не было, так как адмирал и вся его свита устремились на ГКП, где уже начинали поступать доклады о полёте ракеты 85Р и торпеды АТ-2УМ.

Главное надводное событие 18 июня 1974 года в истории БПК «Свирепый» свершилось. На очереди было главное подводное событие – «поражение» современной советской подводной лодки-мишени самонаводящейся противолодочной торпедой АТ-2УМ. Причём эта ПЛ, в свою очередь, отрабатывала боевую задачу уклонения (спасения) от этой торпеды…


Рецензии