Золотая эпоха БДТ. Вспоминая Стржельчика

   Золотая эпоха  БДТ  1956 – 1989  годов неразрывно связана с именем Владислава Игнатьевича Стржельчика. Труппа театра была уникально сбалансирована, в ней были яркие индивидуальности, но одним из самых любимых артистов Г. А. Товстоногова, несомненно был “Стриж” – так называли его коллеги.
   Он родился в Петрограде в 1921 году. В 1938 поступил в студию при БДТ.
   Вспоминает Призван – Соколова:
   «Он был поразительно красив – голубые сияющие глаза, вьющиеся белокурые волосы, красивые черты лица, прекрасная фигура и фонтанирующий темперамент. Всегда был весел. В нем был творческий заряд на всю жизнь. Когда грянула война, во время собрания труппы, прозвучал призыв “Добровольцы, на фронт!”- Cтриж первым шагнул вперед. И всю войну был в действующей армии».
    Он закончил студию лишь в 1947 году и был принят в труппу театра. К 1956 году, времени прихода Товстоногова, театр пребывал в растерянности и смуте. За пять лет не было поставлено ни одного заметного спектакля, и театр потерял зрителя. Приход Георгия Александровича должен был вызвать подъем настроения в труппе. Товстоногов Стржельчика сразу принял. Он видел, что несмотря на молодость, с ним можно строить новый репертуар. Режиссер сделал из героя - любовника  характерного артиста.
   Георгий Александрович обладал удивительным свойством – подхватить и развить в артисте то, что в нем завиднелось, замаячило и подсказать следующие шаги. Так создавались лучшие роли и спектакли. После выхода постановок «Безымянная звезда», «Идиот», «Варвары» в театр вернулись зрители. И в этих спектаклях ярко проявил себя Стржельчик.  Работая в БДТ, Товстоногов сумел осуществить свою мечту о постановке русской классики. Большое значение он придавал зрительному залу театра с его балконами, ярусами, ложами.  Театр Ленинского Комсомола, в котором он работал ранее, не удовлетворял подобным требованиям мастера. В нем можно было успешно проводить лишь партийные конференции и съезды.
   Впервые я побывал в БДТ в конце 1972 года и, посмотрев Ревизора, старался не пропустить ни одной премьеры. Мне посчастливилось увидеть Владислава Игнатьевича в спектаклях: «Ханума», «Дачники», «Мещане», «Перечитывая заново», «Пиквикский клуб», «Волки и овцы», «Последний пылкий влюбленный», «На всякого мудреца довольно простоты», «На дне».
   Я не буду в  воспоминаниях о любимом артисте разбирать его роли в этих спектаклях.  Пусть это делают профессионалы. Но мне более всего понравилась игра Стржельчика в спектакле “Пылкий влюбленный...”. Конечно, главную скрипку играла неподражаемая Алиса Бруновна Фрейндлих, но и Владислав Игнатьевич был очень хорош. Эта пара держала зрительный зал в течение всего спектакля, а Стржельчик был замечательным партнером актрисы. Они играли легко, искрометно, как подобает большим мастерам. Хотелось ловить каждый их жест, каждое слово. Они буквально жили в своих ролях, а мы, зрители, увлеченно следили за ними.
   Популярность Стржельчика в те годы была необычайно велика.
   Вспоминает Крючкова:
   "Если вы хотите исправить человеку настроение, просто назовите фамилию Стржельчик женщине, и у нее сразу в улыбке расплывается лицо.  Он был олицетворением нашего города».
    Вспоминает Рецептер:
    «Его отличал настоящий  природный артистизм. У него была одна роль – роль Стржельчика в Ленинграде, а потом в Петербурге.  И он обязан был ей соответствовать».
    Вспоминает Розенбаум:
    «Стржельчик и БДТ  60  – 80 годов это символ города.  Как кораблик на шпиле Адмиралтейства.  Любое его появление – это бездна обаяния.  Это был артист такой породы, который привлекал зрителей».
    Вспоминает Боярский:
    «Стриж – как часть города, как памятник Пушкину, он украшает, за ним стоят стихи, поэмы, биография. Зрители ломились на спектакли с его участием. БДТ был у всех на устах.  Все разговоры о театрах города в итоге переходили на БДТ».
    Интересно, как он одевался, менял костюмы, туфли, брюки. Его внешний вид, осанка, походка и дополняющие их шарфик – все говорило о чувстве собственного достоинства и чести. Ему нравилось быть таким. В этом была его суть. И это нравилось зрителям. Актер для зрителя человек необычный. Зритель хочет в театре полюбоваться, посмотреть на красоту, которая идет со сцены. И Стржельчик отвечал этому.
    Спектакль – это не кино. Артисту нужно затрачиваться каждый вечер. Владислав Игнатьевич выкладывался на каждом, даже на самом проходном спектакле. Такой же отдачи он ждал и от партнеров. Вспоминаю, как в конце 80–х талантливый молодой актер Юрий Демич ушел из театра. На одной из встреч зрителей с театральным критиком я задал вопрос о причинах этого ухода. C удивлением узнал, что Юрия погубило пристрастие к алкоголю.  Он позволял себе появиться на сцене в пьяном виде. Стржельчик опекал молодого Демича. Они играли в спектакле «Амадеус». Но после того, как Демич сорвал спектакль, Владислав Игнатьевич заявил Товстоногову – «Или я, или он!  Я с этим артистом на одну сцену не выйду!» Кто-то должен был уйти.
    Cтржельчик был дисциплинированным артистом, но это не означает, что не было конфликтов с Товстоноговым по поводу ролей, которые Владислав Игнатьевич мог бы сыграть. В «Дачниках» хотел роль Суслова, а играл Шалимова. Мечтал сыграть Короля Лира. После одного серьезного разговора с Товстоноговым засобирался в Москву, даже был заказан контейнер. Его приглашали в Малый театр сначала Царев, а позднее Юрий Соломин, с которым он блистательно сыграл в «Адъютанте его превосходительства». Но не смог. Для него Ленинград – это все. Он не мог от него оторваться. «Петербург этот держит меня цепями!» – говорил он.  Что–то все время его останавливало.
    Он мог бы сыграть в «Истории лошади» вместо Басилашвили. Все данные для этого были,  но отнесся легкомысленно. Когда спектакль получился, да еще какой, он понял и пожалел, что не принял участие.
    Вспоминает Дина Шварц:
    «У Стржельчика была великолепная память, он все хватал на лету, поэтому так страшно сделалось, когда он начал забывать текст».
    Так начиналась болезнь. Обследование показало наличие опухоли мозга. Была сделана операция, но было поздно. Болезнь прогрессировала.
    Владислава Игнатьевича не стало 11 сентября 1995 года.
    Я часто прохожу мимо скромной шестиэтажки на улице Басссейной 47, на фасаде которой закреплена мемориальная доска с надписью:
    «В этом доме с 1971 по 1991 год жил Владислав Игнатьевич Стржельчик – народный артист СССР».
    И вновь возникают в памяти его роли – Городулин из «Мудреца…», Артист из спектакля  «На дне», его интеллигентность, манеры и неповторимый баритон последнего «барина» русского театра.
      1943 год  Медаль за оборону Ленинграда
      1944 год  Медаль За боевые заслуги
      1954 год  Заслуженный артист РСФСР
      1965 год  Народный артист  РСФСР
      1971 год  Лауреат премии РСФСР за роль генерала Ковалевского в ТВ сериале «Адъютант его превосходительства»
      1974 год  Народный артист СССР
      1981 год  Кавалер ордена Октябрьской революции
      1985 год  Орден Отечественной войны
      1988 год  Орден Ленина и звание Герой Социалистического труда
      1998 год  В память об актере в Санкт Петербурге учреждена независимая театральная Премия  имени В.И. Cтржельчика.
    Эта премия является одной из самых престижных в актерском сообществе. Членами жюри являются признанные мэтры театра: Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили и вдова актера Людмила Шувалова.
    В 2017 году лауреатом премии стал Юрий Стоянов – народный артист РСФСР,  служивший в БДТ с 1978 по 1995 годы.
    Р.S.     Я прихожу в этот театр задолго до начала спектакля.  Раздевшись в гардеробе, поднимаюсь по широкой центральной лестнице и останавливаюсь у фотографий артистов. Затем я перехожу в музей.  Смотрю на старые фотографии и макеты декораций, возвращающие меня  в  «золотую эпоху БДТ». 


Рецензии
Подробно и интересно рассказали об этом артисте, Виктор. Многих подробностей о нем я не знала. Театральные постановки ленинградских и московских театров - можно было увидеть только в записи.
А увиденный в детстве "Адъютант его превосходительства" уже в те годы заставил задуматься - оказывается, не все белогвардейцы были "такими-сякими". Оказывается, и среди них были благородные, умные, порядочные люди, искренне любившие свою Родину.

Ваша Лена   24.11.2022 09:59     Заявить о нарушении
А я об этом узнал еще в юности, посмотрев фильм "Хождение по мукам", тот старый фильм с Вадимом Медведевым в роли Телегина и Николаем Гриценко в роли Рощина. Октябрьский переворот 1917 года и последующая за этим Гражданская война раскололи Россию. И на каждой из воюющих сторон было множество мужественных и порядочных людей. Смотрите в записи спектакли БДТ, читайте мемуары замечательных артистов - это очень интересное и увлекательное чтение! Здоровья и всех благ!

Виктор Кутуркин   24.11.2022 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.