Эволюционная деградация человечества. Ч. I

Благодаря геномике мы теперь точно знаем то, о чём человечество всегда подозревало: двух одинаковых людей на свете не бывает. По большому счёту не бывает даже двух одинаковых манер потребления тех или иных благ жизни. Одни, заполучив бутылку спиртного, напиваются быстро и капитально, другие медленно смакуют напиток, ценя в нём вкус и аромат, а не убойность градусов. Богатые по части сексуального опыта знают, как сильно различаются потребности людей. Кому-то достаточно двух минут, кому-то нужно не меньше часа. Кто-то всю жизнь питается жареной картошкой, а кто-то платит бешеные деньги за суп с трюфелями. Кто-то ценит в музыке мелодию и глубину музыкальной темы, кто-то балдеет от скороговорки под дёрганье ударных инструментов. Не бывает не только одинаковых людей, но и одинаковых животных. Мой пёс, например, обожает французское бри, в то время как две другие жучки к нему совершенно равнодушны...

В этом многообразии ипостасей человека и животных и их реакций на разнообразные факторы окружения кроется секрет эволюционного совершенствования. Это усовершенствование осуществляется путём естественного отбора, основанного на существовании индивидуальных различий у членов популяций, что приводит к различиям в выживаемости и в вероятности оставить потомство.  Именно внутривидовая конкуренция и избирательная элиминации наименее приспособленных к данной среде особей ведёт к увеличению в следующем поколении доли особей, черты которых способствуют выживанию и размножению в этой среде. Естественный отбор - единственная известная причина адаптаций.

В наиболее полном виде эволюционное усовершенствование человека осуществлялось в далёкой древности. Именно поэтому человек слез с банана, научился говорить, высекать и поддерживать огонь, высаживать растения, пасти скот, писать, читать... Но постепенно динамика эволюционного усовершенствования человека стала замедляться. Причиной этого послужило то, что человечество постепенно становилось жертвой идеологического рабства. Следует различать условия, необходимые для внедрения идеологического рабства, цели такого внедрения и его последствия.

Идеология представляет собой совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающих интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которых осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности. Необходимыми условиями идеологического рабства являются: повышенная плотность населения и/или средства массовой информации. О целях идеологического рабства и его последствиях ниже я поговорю более подробно.

В самой простой интерпретации идеология - это чувство стадности. Можно говорить об идеологии карманных воров, идеологии терапевтов, идеологии военных, идеологии переводчиков с иностранных языков... Всё это перечисленное - идеология профессиональной общности, которую необходимо освоить для того, чтобы быть успешным в той или иной конкретной области профессиональной деятельности. Эта идеология, которую можно было бы назвать идеологией нативного происхождения или нативной идеологией, не препятствует эволюционному совершенствованию людей. Члены одной семьи по большей части придерживаются сходной идеологии, сходному взгляду на вещи. Но это обстоятельство не мешает им быть порой совершенно разными людьми. Эта нативная идеология семейной общности скрепляет людей и позволяет им лучше противостоять давлению жизненных неурядиц. Семьи, в которых не сложилась общая идеология, чаще других распадаются.

Среди карманных воров, объединённых профессиональной нативной идеологией, встречаются специалисты высочайшего уровня, которые умирают в своей постели в окружении родных. Но в большей степении встречаются и такие, которые существенную часть жизни проводят за решеткой, поскольку у них нет необходимых талантов для освоения этой весьма непростой области профессиональной деятельности. Идеология нативного происхождения никак не влияет на снижение динамики естественного отбора, приводящего к совершенствованию качества человеческой природы. Некоторые переводчики при всём своём желании не в состоянии освоить синхронный перевод, некоторые врачи не в состоянии разобраться со своим здоровьем, не говоря уже о здоровьи пациентов. Соответственно, качество жизни неумелых и их близких, как правило намного ниже качества жизни умелых, что приводит к существенной разнице в естественном отборе в их среде.

Но есть идеологии искусственного происхождения, которые перекрывают возможности эволюционного усовершенствования человечества, замедляют их или даже полностью элиминируют. Эти идеологии нацелены на уравнивании ментальных возможностей, соответственно, жизненных возможностей людей, на том факте, что неумелые, неграмотные, неспособные и неумные с такой же легкостью адаптируются к окружающей их среде, как и умелые, грамотные, талантливые, умные. Иными словами, идеальной целью идеологий искусственного происхождения является превращение людей в клоны, которые слабо отличаются или вовсе не отличаются между собой по адаптационным возможностям.

Объяснить цели и механизмы возникновения идеологий искусственного происхождения несложно. Начиналось всё с веры в сверхъестественное. Эта вера сопровождала человека с того самого начала, когда он стал минимально похож на человека. Про физику, химию, астрономию и пр. тогда, естественно, не догадывались. Молнии, громы, рождение детей, рост растений, смена дня и ночи, дожди и ураганы - всё, что окружало человека и заключалось в человеке, было человеку непонятно. Поэтому он верил в сверхъестественное и старался задобрить могущественные невидимые и неведомые силы так, как ему казалось наиболее эффективным.

Но со временем для неглупых представителей рода человеческого открылось особое весьма привлекательное поле деятельности, выражающееся в организации коллективного общения с этими могущественными неведомыми и невидимыми силами. Так возникла религия, так появились посредники между богами и людьми, и с этого момента возникли идеологии искусственного происхождения. Жрецы древности получали свой кусок хлеба с мифов о конкретных богах, ответственных за те или иные участки демонстрации божественных потенций. У каждого из множества богов древности были свои жрецы и это приводило к конкуренции в борьбе за верующих, которые своими подношениями через жрецов добивались милости нужных богов.

Конкуренция жрецов на стадии политеистических представлений об устройстве мира привела к возникновению религий в виде стандартизации и унификации процедур общения с богами. Унификации культов приводили к унификации поведения верующих. Идеальной для служителей культов была ситуация, когда перед ними возникала толпа клоноподобных существ. Любая религия в отличие от веры отдельных людей является искусственной идеологией. Основной целью религии является внушение верующим, как "правильно" обращаться к богам и вымаливать у них те или милости. Вера сама по себе неотделима от индивидуальных особенностей человека, а любая религия построена на устранении всякой самодеятельности. Это за очень редким исключением относится ко всем из пяти с лишним тысяч известных в настоящее время религиозных верований.

С появлением социальных групп, руководимых вождями различного ранга, появились законы, регулирующие однообразие поведения подданных. Но сами по себе эти законы являлись скорее производными от искусственных религиозных идеологий. Нормы морали значительно различаются у различных народов, зависят от религии, которую эти народы преимущественно исповедуют, зависят от их этнопсихических особенностей, от социально-экономической и политической формации обществ и т.п. В любом обществе существуют самопроизвольно возникшие и закрепившиеся представления о морали. Эти представления в той или иной степени корректируются законами, издающимися правителем. Мораль того или иного общества представляет собой совокупность принятых представлений о хорошем и плохом, правильном и неправильном, о добре и зле, о совокупности норм поведения, вытекающих из этих представлений.

На всём протяжении эволюции и истории человечества мораль представляла собой аккумулирование наиболее адекватных и рациональных реакций на вызовы жизни, совершенствовала реакцию психики на различные факторы влияния окружения. Издаваемые законы призваны были поддерживать и усиливать выгодные правителю аспекты морали и добавляли необходимость поддерживать те аспекты жизнедеятельности общества, которые по тем или иным прчинам были важны правителю и его приближенным. Но законы призваны регулировать отклонения от норм морали и от требований правителей к народу. Они не требовали и не могли требовать унификации населения. Это было специфическим полем деятельности религий. Безусловно, единомыслие, клоноподобие подчинённых желательно любым руководителям от мелких начальников до руководителей государств, хотя нужно оговориться - не очень умным руководителям. Но единомыслие, клоноподобие недостижимо без искусственных идеологий.

(Продолжение следует)


Рецензии