531 Служба ПИП или РЭБ 19 06 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 531. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Служба ПИП или РЭБ. 19.06.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Сторожевой корабль СКР пр.1135 «Задорный» - спущен на воду 25 марта 1979 года, вступил в строй ВМФ 31 августа 1979 года, 13 сентября 1979 года вошёл в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ). Бортовые номера: 965, 909, 948 (1983), 937 (1985), 959 (1988), 955 (1998). Передающие антенны комплекса РЭБ «Старт» (МП-401) на марсе грот-мачты под АП РЛС «Ангара» (за РЛС «Волга») и на выносных боковых полках верхней надстройки постов РТВ и выгородки высокочастотных блоков. Принимающие антенны комплекса РЭБ «Старт» (похожи на грибы-боровички – автор) на боковых полках под «крыльями» открытого мостика ходовой рубки. Пример действия корабельного комплекса радиоэлектронного подавления для постановки пассивных помех (дипольных отражателей и ложных тепловых целей) ПК-16 (КЛ-101) в видимом и инфракрасном диапазонах волн.
 

В предыдущем:

Не поймёшь – хорошо это или плохо, что я проспал важные события в жизни и судьбах моих друзей-товарищей-годков, которые традиционно по-флотски «отметили 100 дней до Приказа». Одно только мне было понятно без слов и событий - «Всё! Время пошло!»…

Да. Время пошло и теперь каждый вечер мы, осенние ДМБовские годки БПК «Свирепый», после вечерней поверки группками или парами «дружбанов» встречались на баке и уже традиционно в разговорах отмечали, что «сегодня 99 дней до приказа», «сегодня 98 дней до приказа», «сегодня 97 дней до приказа» и т.д.

Досаднее всего было то, что я натурально проспал день рождения моего друга, специалиста потайной связи (СПС), «шамана» Андрея Павлова. Ему в этот день (среда 19 июня 1974 года) сравнялся 21 год.  Андрей совсем недавно пришёл на БПК «Свирепый», поэтому он больше тяготел к своим друзьям, «шаманам», с других кораблей, особенно с крейсера «Свердлов». Кроме этого, он, как все «шаманы», был «секретным» человеком, поэтому широкой огласки этому событию не было.

Кроме этого в моей жизни и службе с 19 июня 1974 года начались такие перемены, что я только ёжился и почёсывался от ощутимых «ударов судьбы»…    

На корабле опять начались проявления «годковщины», потому что закончился приём нового пополнения, на БПК «Свирепый» появились новобранцы («салаги») майского призыва 1974 года, ожидалось пополнение специалистов из учебных заведений ВМФ. Состав мичманов и офицеров тоже менялся, потому что, например, старпом, капитан-лейтенант Н.В. Протопопов готовился к учёбе в высшем учебном заведении, а мичманы искали места наиболее удобной для семейной жизни и благополучия службы-работы.

Жизнь не стояла на месте, всё волновалось, менялось, трепыхалось и крутилось, как волнение и течение на море, с круговоротами и гребнями жизненных волн. Такие «водовороты» и «гребни» добрались и до меня…

Ещё 16 июня 1974 года в день выборов в Верховный Совет СССР я предчувствовал, что что-то должно было со мной произойти неприятное, злое, обидное, несправедливое. От былой моей увлечённости и творческого настроения в комсомольской работе не осталось и следа, - осталось только тяжёлое ощущение никчёмности, чуждости, отстранённости от какой-то другой жизни на корабле, в которой мне уже места нет.

В БЧ-1 штатный состав был укомплектован полностью и штурман БПК «Свирепый», командир БЧ-1, старший лейтенант Г.Ф. Печкуров добился назначения на должность командира отделения рулевых другого матроса, а меня, без моего согласия и ведома, вдруг зачислили в штат БПК «Свирепый» командиром отделения ПИП (поиск и помеха).

На 19 июня 1974 года в составе личного состава БЧ-1 БПК «Свирепый» были:
командир отделения рулевых Болгов Николай Семёнович, период службы 08.05.1973-03.05.1976;
рулевой Немирский Пётр Александрович, период службы 05.11.1971-01.11.1974;
рулевой Мяснянкин Владимир Георгиевич, период службы 14.11.1972-13.11.1975;
рулевой Рамазанов Рафаил Халитович, период службы 10.11.1972-03.11.1975;
электрик штурманский Кондрико Михаил Васильевич, период службы 14.05.1973-06.05.1976.

Несмотря на то, что командиром отделения рулевых стал относительно молодой матрос майского призыва 1973 года, я был совершенно не против такого назначения, потому что штурманским и рулевым делом на боевом корабле нужно заниматься не эпизодически, как я, а постоянно, всё время службы, ежечасно и ежеминутно. Кроме этого решение о том, что Коля Болгов займёт моё место в должности командира отделения рулевых, мы принимали на комсомольском собрании личного состава БЧ-1, причём, единогласно.

Да, такое решение было справедливым и необходимым, а Николай Болгов по своим данным, по характеру, по знаниям, а самое главное, по желанию служить как можно лучше, полностью подходил для должности командира отделения рулевых («штурманов», «штурманцов»).

Он уже полностью выполнял все работы и обязанности командира отделения рулевых: корректировал карты, вёл учёт, помогал штурману, организовывал учебные занятия и тренировки, заботился о личном составе БЧ-1, поэтому справедливо было, что он стал получать соответствующее денежное вознаграждение в соответствии со своей новой должностью и обязанностями.

Самое главное для меня было то, что я полностью формально освободился от обязанностей рулевого, от вахты в румпельном отделении, от обязанности участвовать в построениях и дежурствах БЧ-1 на хозяйственных работах и т.д. При этом моё звание, старшина 1 статьи и должность «командир отделения», так же как и денежное довольствие, остались прежними, только поменялось название должности: был «командир отделения рулевых» стал «командир отделения ПИП».

Такое название отделения или команды матросов в штатном расписании БПК «Свирепый» имело под собой скрытое, секретное основание, так как под аббревиатурой «ПИП» (подавление и помеха) скрывалась корабельная служба, средства и вооружение радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Видимо, моя дружба и сотрудничество с создателем универсальной ЭВМ БИУС (боевой информационной управляющей системы) Рэмом Николаевичем (фамилия этого уникального человека была засекречена – автор), работа с ним во время испытаний БИУС БПК «Свирепый», явились основанием для решения командира корабля, капитана 2 ранга Е.П. Назарова и начальника РТС, капитан-лейтенанта К.Д. Васильева, поручить мне освоение новой для всех нас техники и оборудования радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Константин Дмитриевич подробно расспрашивал меня о моей мечте учиться в Севастопольском приборостроительном институте и о работе на Севастопольском Морском заводе по программе создания оборудования и средств жизнеобеспечения обитаемых подводных аппаратов и станций (акванавтов) по программе освоения глубин Мирового океана. Ему было по-настоящему интересно слушать мои рассказы, смотреть мои рисунки и схемы, он задавал множество конкретных вопросов точно так же, как год назад задавал эти же вопросы Рэм Николаевич, создатель и испытатель ЭВМ БИУС.

Потом Константин Дмитриевич Васильев немного рассказал мне о необычном корабельном вооружении, о средствах радиоэлектронной борьбы, то есть подавления и помехи радиотехническим средствам противника. То, что он мне рассказал «зажгло» меня не меньшим интересом, чем мечта о подводных исследованиях – РЭБ (радиоэлектронная борьба) оказалась на грани фантастики…

Радиоэлектронная борьба (РЭБ) – это, в первую очередь, разведка, то есть выявление местонахождения радиоэлектронных средств (РЭС), систем управления войсками, кораблями, и оружием противника, их уничтожение путём точного наведения соответствующего оружия, а также подавление их работы или оказание помех их работе. При этом «подавление РЭС противника» может иметь характер их «захвата», «перехвата», в том числе «перехвата управления», то есть дезориентации, дезинформации, направления «по ложному следу» (пути), уничтожения своих же объектов и т.д.

Я сходу засомневался и не поверил Константину Дмитриевичу, но он, также увлечённо и азартно, как и я нарисовал на листе бумаги схемы осуществления таких действий РЭБ и я согласился с их логикой и вероятной возможностью. При этом всё услышанное и увиденное изначально воспринималось мною как фантастика.

- Кроме подавления, захвата, перехвата и создания помех, - сказал мне Константин Дмитриевич Васильев, - средства РЭБ осуществляют защиту своих РЭС и систем управления кораблём и нашим оружием от радиоэлектронной разведки (РЭР) и средств РЭБ наших противников. Как ты думаешь, почему нас встречают на выходе из Балтики эти «альтеры», «осте», «мамсё», «рамсё» и летающие самолёты РЭР? Они нас точно так же прощупывают невидимыми полями и волнами, как и мы их, у них тоже есть свои средства РЭБ.

- А у нас на БПК «Свирепый» есть такие средства РЭБ? - осторожно спросил я начальника РТС (радиотехнической службы).

- Должны быть, - коротко ответил он. – На корабле должен быть установлен комплекс средств РЭБ «Старт» (МП-401), который нам с вами и предстоит осваивать, для чего приказано вас перевести в РТС на должность командира отделения ПИП (подавления и помехи).

- А что я должен буду делать? – озадачился я.

- В короткое время освоить техническую документацию комплекса РЭБ «Старт», - уже по-деловому строго и кратко ответил Васильев. - Принять комплекс на корабль, участвовать в монтаже оборудования передающих и приёмных антенн, аппаратуры энергообеспечения и управления, научиться работать на комплексе, вместе с наладчиками испытать его, проверить в работе на натурных моделях, а затем испытать сначала на специальных учениях, а затем на БС (боевой службе).

- Успею ли я, ведь мне осталось 100 дней до приказа?

- Главное, - значительно сказал начальник РТС, - это создать команду моряков-специалистов и дать старт хорошим традициям в команде РЭБ, а это вы умеете делать. Это главное. Кроме этого, нужен азартный, заинтересованный, любознательный и творческий человек, чтобы всё, каждую мелочь, в этом комплексе знал, прощупал, пронюхал и пролизал, чтобы не было осечки в работе РЭБ.

- Я помню, как вы участвовали в поиске неисправности работы успокоителей качки и как вы чисто логическим путём, в уме, прошли всю схему соединений в системе управления успокоителями и подсказали нам правильное место ошибки. Я помню, как вы работали с Рэмом Николаевичем на БИУС. Так что ваше участие в освоении комплекса РЭБ «Старт» - это дело решённое…

- Хорошо, - ответил я. – Есть «дело решённое». Буду исполнять так, как вы сказали. Только, насколько я понимаю, это дело опять сверхсекретное?

- Да, – сказал начальник РТС, капитан-лейтенант К.Д. Васильев. – Секретное. Настолько секретное, что придётся «закрыться» от самых лучших друзей и товарищей, а с документами работать только в закрытом помещении, например, здесь в «ленкаюте». Работать будете с офицером, которого мы специально подберём на должность командира службы РЭБ.

Так я стал таким же, как наш «шаман» (специалист СПС) Андрей Павлов, то есть секретным человеком, которого видели, встречали, с которым общались, разговаривали и дружили, но почти ничего не знали о том, что он делает, чем занимается, какую службу исполняет.

Новое поручение-приказание и новый статус возбудил у меня сильный интерес к РЭБ (радиоэлектронной борьбе). Мне казалось совершенно невероятным возможность подавления радиосигналов и радиокоманд средств управления противника, перехват его ракет и направление их на свои же объекты.

Однако я вспомнил, как и что рассказывал мне Мишка Сысоев, командир группы ОСНАЗ во время нашей первой БС (боевой службы) в июле-октябре 1973 года, вспомнил, как он говорил, что слушает переговоры командиров натовских и американских кораблей в Северной Атлантике и уже не так наивно-восхищённо воспринимал мою новую службу.

Я «горел нетерпением» быстрее увидеть этот комплекс средств РЭБ «Старт» и присматривался к «грибкам» приёмных антенн этого комплекса «Старт», установленных по бокам под крыльями ходового мостика и на надстройке шкафута на других БПК пр.1135.

Константин Дмитриевич Васильев дал мне почитать только одну (пока) тоненькую книжечку «для служебного пользования», изданную издательством ДКБФ мизерным тиражом. Вот что я узнал о РЭБ – радиоэлектронной борьбе…

Цель РЭБ – дезорганизация и подавление радиоэлектронного управления кораблями, системами контроля и управления вооружёнными силами и оружием. При этом решаются следующие боевые задачи: создание помех вражеской разведке, подавление команд по управлению силами, оружием и автономными боеприпасами, использование оружия и боевой техники противника в своих целях, охрана и обеспечение устойчивой (без помех) работы своих систем и средств управления собственными силами, оружием и автономными боеприпасами.

Иными словами, цель и задача РЭБ – ослепить, оглушить и одурачить противника, при этом не допустить этого самого для самих себя. Мне такая боевая задача очень понравилась…

Конечно, проще всего в РЭБ – это постановка радиопомех, то есть трансляция в эфире постоянного «жужжания» типа гудения трансформатора. Я как-то спросил Сашу Сенацкого: «Как работает трансформатор?», а он мне ответил «на полном серьёзе»: «У-у-у!»…

По себе знаю, что сильнее всего «выматывает», «возмущает», вызывает раздражение и озлобление – это, когда проводят «железом по стеклу», «стеклянным» мелом по классной доске или неожиданно прерывают разговор каким-нибудь отвлекающим словом, отвлечённой темой или невнимательностью. Иногда это просто бесит…

Ещё очень сильно раздражает, когда в телефонном разговоре появляются треск, шум, жужжание, перерывы в звучании голоса собеседника, тогда приходится домысливать сказанное, орать в трубку, как будто за тысячи километров по проводам можно докричаться силой голоса или призывами всяких кар на «ту его мать»…

Представляю, как иногда злорадно ухмыляются невидимые и неслышные мазохистские телефонистки или «слухачи», которые «забавы для» «искрят» тумблерами и кнопками, вмешиваясь в разговоры абонентов. Хотя, возможно, я и не прав…

Однако я представил себе, как в разговор, например, командира надводного корабля, самолёта-бомбардировщика и подводной лодки «вероятного противника» вдруг «встревает» некий Ю Ни Цин и говорит всякую «тарабарщину на китайском языке».

Реальное применение способа подавления и помех на БПК «Свирепый» мы испытали во время ходовых испытаний и сдачи элементов курсовых задач «К-1» и «К-2» поздней осенью 1972 года…

Отрабатывалась техническая задача подачи и подъёма на направляющих пусковой установки ЗИФ-122 ЗРК «Оса-М» ракет 9М33. Мичман, сидящий на боевом посту в ракетном погребе, получил по телефону команду подать ракеты, что он и сделал, но в это время наверху, на верхней палубе работали люди, возникла опасная аварийная ситуация.

На БПК «Свирепый» в этот момент была куча начальников, инженеров, наладчиков, флагманских специалистов, работников, поэтому этот случай стал известен всем, и началось разбирательство.

Мичман клялся и обжился, что получил команду по телефону с ГКП (главного командного пункта) корабля, но не мог сказать, кто конкретно ему звонил – командир БЧ-2, флагманский специалист или кто-то из старшин-матросов.

Тогда всё обошлось, кроме нескольких сильных ушибов и испуга всех участников этого ЧП. Сразу после расследования и неизбежного наказания виновных и невиновных, командир корабля приказал во время учебных и боевых тревог записывать на многоканальный (9 дорожек - автор) стационарный корабельный магнитофон все телефонные звонки-разговоры, команды по КГС (корабельной громкоговорящей связи) и другим средствам корабельной связи.

При этом было объявлено всем, что «отныне все телефонные переговоры и разговоры нужно начинать с представления абонентов», например: «Слушаю, матрос Суворов», «Это штурман Печкуров. Срочно прибыть в штурманскую рубку!» или «Это дежурный по кораблю Крылов. Начинайте работу (такую-то), или «Это вахтенный офицер Белонин. Право руля!» (звонок в румпельное отделение – автор).

Только один человек на корабле никогда не представлялся по телефону – командир корабля, капитан 3 ранга, а потом с июня 1974 года капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров. Он всегда говорил по телефону коротко и ясно, например, звонит в полночь-за полночь и говорит: «Зайди ко мне!» и всё…

С учётом того, что командир БПК «Свирепый» звонил мне по телефону в «ленкаюту» крайне редко, то я всегда сильно сомневался – розыгрыш это или на самом деле меня зовёт командир корабля…

Ещё одно из самых фантастических способов РЭБ (радиоэлектронной борьбы) в смысле помех, - это долгосрочное подавление или выведение из строя радиоэлектронной аппаратуры противника, то есть «силовое воздействие». Не знаю, как и чем это достигается, но, по словам К.Д. Васильева, «аппаратура противника от такого силового воздействия чисто физически просто «угорает», «выгорает», «спекается», «самоуничтожается»…

Конечно, сейчас (XXI век) всем известно одно из самых эффективных средств РЭБ – компьютерные «вирусы», которыми, как известно, американские кинематографисты даже победили системы управления вооружениями инопланетян в фантастическом кинофильме «День независимости» (США, 1996).

Примерно так же средства РЭБ в наше время (70-е годы XX века – автор) могли возбуждать какие-то резонансные токи и напряжения в аппаратуре радиотехнических средств вероятного противника, порождать лавинообразные процессы, выводящие из строя элементную базу…

Возможно, были и другие средства РЭБ, действующие на иных физических принципах, но также выводящие из строя, например, системы самонаведения боеголовок баллистических ракет, летящих самолётов и крылатых противокорабельных ракет.

В любом случая я очень хотел, чтобы такие средства РЭБ были, стояли и действовали на БПК «Свирепый». Теперь я снова загорелся классной идеей, по-настоящему боевой целью и творческой задачей – созданием корабельного комплекса РЭБ.

Таким комплексом средств РЭБ на БПК пр.1135 типа «Буревестник» был комплекс радиотехнической разведки «Старт» (МП-401), а впоследствии и комплекс постановки активных радиоэлектронных помех МП-407. Кроме этих средств РЭБ на БПК «Свирепый» были установлены две 82-мм 16-ствольные пусковые установки комплекса постановки пассивных помех ПК-16 (КЛ-101).

Эту систему РЭБ я видел на юте БПК «Свирепый», часто об неё опирался и стукался, когда бегал в румпельное отделение, но ни разу не видел «в работе». Теперь, после прочтения брошюры, выданной мне под роспись в журнале в секретной части корабля, я знал, что ПК-16 (КЛ-101) это наш «корабельный комплекс радиоэлектронного подавления для постановки пассивных помех (дипольных отражателей и ложных тепловых целей)».

Комплекс П-16 (КЛ-101) БПК «Свирепый» состоит из двух контейнерных пусковых установок, в которых находятся «пакет с шестнадцатью направляющими трубами с консольным креплением на цапфе и вертикальной стенке контейнера ПУ». У пусковой установки ПК-16 (КЛ-101) имеются «дистанционный (электрический) и ручной приводы открывания передней крышки и ручной привод вертикального наведения (от 0° до 60°) с фиксированным положением пакета через каждые 10°».

Управление стрельбой комплексом ПК-16 (КЛ-101) «производится при помощи специального пульта, обеспечивающего автоматическую стрельбу пусковой установки со скорострельностью два выстрела в секунду при любой заданной последовательности снарядов (интервал между очередями — от 20 до 100 с, количество снарядов в очереди — 2-3) или полуавтоматическую стрельбу одиночными снарядами».

Расчёт ПУ-16 (КЛ-101) – один человек, зарядка снарядов в ПУ – ручное. Вес каждого снаряда «зависит от снаряжения и находится в пределах 8,76-8,92 кг, длина снаряда - 670 мм, дальность полёта снаряда - 3,5 км.

На БПК «Свирепый» в ПУ ПК-16 (КЛ-101) заряжались 82-мм реактивные противорадиолокационные снаряды помех РУММ-82 (ТСП-60), состоящие из твёрдотопливного реактивного двигателя и головной части в двух вариантах (с металлизированными дипольными отражателями или с ложными тепловыми целями).
Ложные радиолокационные цели из комплекса ПК-16 (КЛ-101) могли «выставляться на дальностях от корабля в пределах 0,5-3,5 км, а тепловые цели - в пределах 2-3,5 км на высотах от 100 до 1600 м, при этом ложные радиолокационные цели действуют в диапазоне радиоволн длиной от 2 до 12 см в течение 5-10 минут, а тепловые цели – в диапазоне инфракрасных волн длиной 2-5 мкм в течение 50-80 секунд».

Комплексами РЭБ постановки помех ПК-16 (КЛ-101) оснащались средние и малые ракетные корабли проектов 206-МР (МРК), 1135 (БПК типа Буревестник»), 61-М (БПК типа «Образцовый), ракетные крейсеры и БПК пр. 1241, 1124 и другие. Главная цель и задача комплекса ПК-16 (КЛ-101) – «ослепить и подавить деятельность противокорабельных самонаводящихся ракет с ГСН радиолокационного, оптико-электронного и комбинированного типа».

Моряки-свиреповцы, особо не вникая в суть этого средства РЭБ (всё в 70-е годы было секретно – автор), в шутку называли комплекс РЭБ ПК-16 (КЛ-101) «фейерверком», признавая его за комплекс постановки «дымовой завесы». Ну и пусть себе шутят, как им хочется, главное, чтобы этот «фейерверк» надёжно и дёшево защитил корабль от современного оружия противника.

Окрылённый новым назначением и открывшимися новыми перспективами по службе, я немного успокоился от терзавших меня сомнений, расправил плечи, стал уверенней обращаться с друзьями-годками и другими матросами, однако на построениях личного состава на вечернюю поверку становился в строй БЧ-1, по росту справа от командира, штурмана, старшего лейтенанта Г.Ф. Печкурова. Он был в курсе перемен в моей службе, но для остальных я оставался рулевым.

Однако ничего так не ломает жизнь, как переезд с квартиры на квартиру, с одного места жизни, работы или службы на другое, переход с одной должности на другую. Сломалась жизнь и у меня…


Рецензии