Любовь - это великая творческая сила

         Стремительно мчится время. Дни складываются в годы, годы в десятилетия. И как бы ни меркли отдельные эпизоды той жесточайшей войны, но память людская живуча. Немцы хорошо потрудились над ограблением нашей страны и её разрушением, но главной цели – уничтожения советского строя, захвата советских земель – не достигли.

         Земли  Западной Украины  фашисты топтали одними из первых. Враг не церемонился: вскоре были оккупированы восточные районы Украины. Это – малая родина Заслуженной артистки России Инны Николаевны Выходцевой.

         - При воспоминании о детстве, рассказывает Инна Николаевна, у меня перед глазами почему-то в первую очередь проецируется  в памяти фотография полуторагодовалой малышки с  обиженным выражением лица и таким широко раскрытым от крика ртом, что я будто и сейчас слышу эти звуки. Не случайно меня прозвали «донбасский гудок». Наверное, я старалась доказать папе, какие сила и мощь заложены во мне. Папа очень хотел, чтобы  первым родился мальчик. А родилась я, девочка. Папа передал для мамы записку в роддом: «Ты мне напиши, какой у нас мальчик». И мама ответила: «Извини, Колечка, у нас девочка». А то, что девочка оказалась желанной и любимой, я чувствовала всю жизнь.

          Родилась я 27июня 1934 года в Донецке. Вскоре семья переехала в Краснодон, где отца назначили директором шахты 1-БИС. Я отчётливо помню, как к нам заходил забойщик этой шахты Шевцов. Это отец Любы Шевцовой. Он  слышал по радио, что началась война. Немцы начали оккупацию Украины. Я хорошо помню, как отступали наши солдаты. Они были в обмотках, в прокуренных, пропотевших гимнастёрках.

         Однажды я стояла на улице, и какой-то солдат подбежал ко мне: «Девочка, дай скорее воды, воды, воды». В Донбассе всегда очень жарко, там же степи кругом. Я полетела к маме: «Мамочка! Воды! Там дядя солдат просит воды». И мама дала мне полведра воды. Как сейчас помню: он схватил это ведро и пил, пил, пил. Потом сказал: «Девочка! Уходите отсюда! Скорее уходите! Немцы!».


         Враг уже приближался  к Донбассу, поэтому было приказано взорвать шахту. С болью осуществив порученное задание, отец  ушёл на фронт, а Инна с матерью  эвакуировались в город Прокопьевск Кемеровской области.  В дороге испытали на себе, что означает «бомбёжка"


       -    Я это хорошо помню. Мы с мамочкой спрыгнули в какую-то канавку,  и она прикрывала меня собой.  Помню, как ночью грабили нас, пока мы ехали в  теплушке, забрали у нас последний деревянный чемодан. Мы остались без  одежды, абсолютно раздетыми, как и все семьи, которые ехали с нами в теплушке. Приехали в Прокопьевск.

        Местные жители  приютили нас в своих квартирах, одели, накормили. Мамочка стала работать в столовой,   она мыла посуду. Я приходила туда и вылизывала остатки еды в тарелках. И это было прекрасно, потому что нас любили. Все понимали, что мы тоже люди. В любой ситуации, всегда и везде надо оставаться людьми. И тогда всё будет в порядке.
 
        Люди были сплочённые. Все работали для фронта. Все работали для победы. Работали дети на заводах, работали женщины, подростки. Часть молодёжи пошла в военные училища. По окончании училищ их сразу же посылали на фронт. А мои земляки – члены подпольной организации «Молодая гвардия»: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Сергей Тюленин и их товарищи?  До войны из-за разницы в возрасте: они – школьники, а я маленькая девочка – мы не могли дружить. Но в таком маленьком городе, как Краснодон, мы невольно пересекались друг с другом и многих знали.

        Я без слёз не могу представить, какие муки они пережили от рук фашистских палачей за то, что любили свою Родину и были преданы ей до конца.   Ну, что там говорить? В этой войне победили все! И стар, и млад! И я не могла этого не понимать. Это настолько глубоко проникло в сердце, что когда мне в будущем приходилось играть на сцене или в кино военные эпизоды, я вправе сказать, что я не «играла». Я проживала их вторично.
 
           Наконец, пришла  долгожданная, выстраданная  Победа! Первую радостную весточку принесла учительница начальных классов. Помню, в 44-ом году я стояла на террасе, а она прибежала и сказала, что идёт наступление на Берлин. А 9 мая 1945 года было такое ликование! Это было что-то необыкновенное!  Необъятные чувства того, что всё закончилось, что мы победили. И мы действительно победили! Это мы спасли мир! Наша страна спасла мир!


             Николай Выходцев вернулся  в Краснодон в 1944 году и тут же взялся за восстановление шахты. Через два года его назначили заместителем начальника объединения « Тула-уголь», и семья переехали в город  Донской Тульской области.


            Любовь к театру пришла к Инне не вдруг. Ещё октябрёнком от школы её отправляли на всевозможные пионерские и комсомольские слёты, где она с удовольствием читала стихи и пела песни. К азам актёрского мастерства  Инну  приобщила Вера Петровна Николаева, учитель математики, которая руководила драмкружком.

         В 8-ом классе девушка сыграла Принца в «Золушке», и с тех пор  в школе за ней утвердилось звание артистки. Конечно, это безумно нравилось. В то время Инна ещё не понимала, какой за этим стоит колоссальный труд. Но Вера Петровна увидела в школьнице прирождённую актрису и решила поговорить с родителями. Она убеждала их в том, что у девочки безусловный талант, который нужно развивать, а для этого получить актёрское образование.


        - Мои родители были, конечно, против того, чтобы я была актрисой. Папочка даже сказал: «Ну что – будешь весёлым нищим? Постарайся, чтобы профессия у тебя была». Мне не хотелось расстраивать родителей,  и  я  поехала  в Москву, в МГУ  имени  Михаила Васильевича Ломоносова. В то время медалистов (а я окончила школу с серебряной медалью) принимали в институт без экзаменов, было только собеседование. Я прошла собеседование и была зачислена на юридический факультет Московского университета. Сказали, что ожидают меня в сентябре.

          К театру тянуло неимоверно. Решила попробовать поступить на «актёрское». Это было не только желание Веры Петровны, но и моя мечта. Конкурс был жуткий: 300 человек на место. На одном из туров я читала монолог Катюши Масловой. Разве что не рыдала! Из глаз текли и текли слёзы – так мне было жаль Катюшу. Я прошла три тура и поступила на курс выдающегося режиссёра Юлия Яковлевича Райзмана. Вот  тогда всё и решилось: забрала документы из университета и стала студенткой ВГИКа.

 
           Роль Катюши Масловой перевернула  судьбу Выходцевой  дважды. На четвёртом курсе института стали готовить спектакль по роману Льва Николаевича Толстого «Воскресение». Инна  должна была играть в этом спектакле роль Катюши, а на роль Нехлюдова по рекомендации Юлия Райзмана с соседнего курса был приглашён Лев Поляков. Встреча оказалась символической: вскоре актёры поженились, что дало повод  для шуток: «А Нехлюдов-то всё-таки женился на Катюше Масловой».


           - Мы  прожили с Лёвой 45 счастливых лет. Я считаю  Льва Александровича талантливейшим актёром. И вовсе не потому, что он мой супруг, а потому что он действительно гениальный. Лев Александрович не представлял себе жизни без театра. Он любил его, а любовь, истинная любовь, не показушная – это великая творческая сила, которая возносит на вершину мастерства в любой профессии.


          Инна Выходцева окончила ВГИК  с отличием, и в 1957 году пришла работать  в Театр-студию киноактёра. Первая роль - в спектакле «Директор» по Юрию Нагибину. Он был посвящён 50 Советской власти. Актриса  сыграла Саню, главную героиню. Спектакль шёл с успехом, зрителям нравился,  и Выходцева   полностью вошла в репертуар  театра. Играла роли Шуры в «Русских людях» по Николаю Симонову, Люс в «Комедии ошибок» Вильяма Шекспира.

          На следующий год  на экраны страны вышли первые фильмы с её участием: «Балтийская слава», «Юность наших отцов», «Лавина с гор», «Строгая женщина». С рождением в 1960-ом году сына Никиты  уже не могла так часто и надолго  уезжать из дома. Играла небольшие и разноплановые роли. Кем только не была по сюжету: учителем, врачом, корреспондентом, лётчицей, полковником милиции, заведующей детским садом. Работала и на дубляже зарубежных картин. Её голосом говорила Софи Лорен «Любовь под вязами», Стефания Сандрелли «Они шли за солдатами», Клаудиа  Кардинале «Красная палатка».

           За плечами Инны Николаевны Выходцевой  десятки сыгранных ролей в театре и кино. И она всегда помнит Юлия Яковлевича  Райзмана, который учил: «Вы должны быть в предлагаемых обстоятельствах. Ничего не наигрывать и вести себя так, как обыкновенные люди».

        «Мы, дети войны, прожили сложную жизнь, - подводит итог нашей беседе Инна Николаевна.- Всё это живо в воспоминаниях, и нам не надо ничего придумывать. Это сама жизнь!»


Рецензии
"Любовь, истинная любовь, не показушная – это великая творческая сила, которая возносит на вершину мастерства в любой профессии"- с этими словами нельзя не согласиться. Это, действительно, так. И Вы, Раиса Сергеевна, это прекрасно показали в своём произведении, рассказывая о талантливой актрисе Инне Николаевне Выходцевой.
Дорогая Раиса Сергеевна, разрешите Вас поздравить с международным днём 8 марта! Пусть Ваше каждое мгновение будет согрето счастьем и теплом близких людей! Здоровья Вам крепкого и долгого творческого долголетия!
- С уважением и признательностью, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   08.03.2024 13:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга Алексеевна, за добрый отклик. Сегодня мои друзья, как и Вы, ищут лишний повод, чтобы поздравить меня с 8 марта, и для этого избирают публикации с соответствующими названиями. Трогательно... Люблю Вас всех!

Раиса Лунева   08.03.2024 14:52   Заявить о нарушении
Благодарю, Раиса Сергеевна,за отклик на мой комментарий и поздравления. Очень приятно!
- С уважением и теплом, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   08.03.2024 17:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.