Вещий, вещать - этимология

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен

А.С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге

1) Существующая этимология

а) Викисловарь

* Вещий
Корень: -вещ-; окончание: -ий. Значение: поэт. способный предвидеть, предсказывать будущее; прозорливый; свойственный человеку, способному предвидеть, предсказывать будущее; устар. умный, мудрый, знающий, сведущий.
Этимология
Происходит от праслав. *ved-tjь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. вЪштии «мудрый», русск. вещий, вещун, укр. вiщун, сербск.-церк.-слав. вЪшть «peritus», словенск. vesca «мудрая женщина; ведьма», болг. вещ «мудрый, опытный», сербохорв. вешт «опытный», вештица «колдунья», чешск. vesti «мудрый», польск. wieszcz «поэт-пророк, мудрец». Связано с *vedati, ведать.

* Вещать
Корень: -вещ-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть. Значение: говорить что-либо значительное, важное; торжественно провозглашать; говорить назидательно, с важностью; перен. устар. предсказывать будущее, прорицать, предвещать.
Этимология (А.Г. Преображенский, 1914 г.?)
Происходит от ст.-слав. вЪщати «говорить, объявлять», из праслав. *vetjati, от кот. в числе прочего произошли:, др.-русск. вЪчати, болг. вещая; восходит к праиндоевр. *uet-.

2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1975, вып.2
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_2.pdf

ВЪщий. 1. Сведущий, мудрый (907 г.). «И прозваша Ольга вещии». Радзив. лет. 2. Предвидящий, предсказывающий. 1670 г. 3. Наделенный сверхъестественной силой, волшебной. 1411 г. Псков. лет. 3. Красноречивый, наделенный даром слова. Сл. о пол. Игор. 1470 г. – XIV в.

б) Словарь Академии Российской 1789 г.

ВЪщий (вЪщунъ). Угадывающий, предсказывающий, прорицающий.
ВЪещание. Проповедывание, речь голосом произносимая.

в) Национальный корпус русского языка

* Задонщина (1380-1390): «Тот бо вЪщий Боянъ, воскладоша горазная своя персты на живыя струны, пояше руским князем славы…».

* Сказка о царевиче Артобазе Хиразовиче — сильном, могучем богатыре (1794-1795): «Богатырский вещий конь царевичев, видя, что за Ерусланом-царевичем гонится сильное войско, стал ржать страшным образом, так что Еруслан-царевич от того пробудился и, усмотря своих преследователей, сел на своего коня и из глаз у них ускакал».

* Ф. И. Буслаев. Эпическая поэзия (1851): «Вещий певец, как человек мудрый и опытный, повествуя о старине, обыкновенно рассказывает хладнокровно, не горячась, или же в сопровождении инструмента поет, и все дела и события, сколько бы разнообразны и занимательны они ни были, передает однообразным и мерным ладом песни».
 
4) Обобщение и вывод

а) Буква Щ в русском языке

* Википедия/Щ: «26-я в болгарском (произносится как [шт]… В старославянском читается как [ш’т’], так как буква по происхождению записывает болгарский рефлекс праславянского сочетания *tj (вообще, старославянские написания через щ и шт считаются равноправными и взаимозаменимыми), в церковнославянском — по-разному, в зависимости от выговора местного населения».

* ЕЭБЕ/Щ: «Как знак, буква щ восходит к кириллическому, представляющему собой, как это указал еще Тредьяковский …, лигатуру из букв, совмещенных друг с другом горизонтальными чертами. В древнейших памятниках старославянской (древнеболгарской) письменности эти лигатуры еще не употреблялись, и сочетание писалось раздельно».

Современная буква Щ в памятниках древнеболгарской письменности и церковнославянском языке писалась и произносилась как ШТ.

б) Образ ВЕЩЕГО человека в древнерусской и русской литературе

Летописи и поздние русские литературные произведения характеризуют «вЪщего» человека как деятеля: мудрого, умного, предсказывающего будущее (пророк), проповедника (пропагандирует новую идею). Все эти качества возможны только при получении соответствующего образования и воспитания, в результате которого и появляется – мудрость (знание и умение им пользоваться).
 
В средние века вся научная деятельность  вращалась вокруг основного религиозного документа – Библии, научная элита изучала проявление Божественного присутствия (воли) в различных ситуациях жизни. По мнению еврейских религиозных ученых средневековья, мудрость  – тонкая работа ума, приводящая к созданию новых образов и понятий. В общем – мудрый человек тот, кто имеет обширные познания в естественной и искусственной (созданной человеком) природе, разбирается в социальных отношениях в обществе, способен предугадывать или предсказывать вариант будущего – т.е. философ.

5) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень ВЪЩИЙ = ВЪШТИЙ (щ=шт) = В + ЪШТ + ИЙ. У нас сразу же выявляется корень иврита: АШТУТ мысль, идея, АШАТ думать, планировать, АШИТ помышлять.

а) Терминология иврита

* ивр. АШТУТ мышление, соображение; мысль, идея.
* АШАТ чтобы думать, планировать (здравый смысл).
* АШАТ думать.
* АШИТ помышлять.

См. стронг иврита 6246, АШИТ


Составитель Еврейского и халдейского этимологического словаря к книгам Ветхого Завета (1878 г.) О.Н. Штейнберг указывает также термин ЕШЕТ мысль (одно из значений);
см. http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_372.htm

Общий вид

Русск. ВЪЩИЙ = ВЪШТИЙ = В + ЪШТ + ИЙ = ивр. В слитный предлог, выражает орудие мысленное (О.Н. Штейнберг), как, в виде + ЕШЕТ мысль; АШИТ помышлять; т.е. человек здраво мыслящий, древний философ, способный объяснить природные и общественные явления и процессы.

б) Библейский образ

* Иов 12:5: «Так презрен по мыслям (АШТУТ) сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами».

* Даниил 6:3: «Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял (АШАТ) уже поставить его над всем царством».
Таким образом, используя библейский образ (мысль, помышлять) и терминологию сакрального иврита, мы смогли проникнуть в тайну никем пока не объяснённого древнерусского (болгарского) термина ВЕЩИЙ, ВЕШТИЙ; транслитерация слова иврита, передача другим алфавитом.

 Еврейский корень однозначно указывает на человека-мыслителя, древнего философа, способного предсказывать видоизменение явления или процесса протекающего в настоящем  в будущую его форму и содержание. В библейский период таких людей называли пророками или мессией, категория: цари, вожди, патриархи, священники; т.е.  деятели теоретически и практически подготовленные к управлению обществом.
 
14.2.2017 г.


Рецензии