Высота сиденья
Регулируешь, регулируешь, туда-сюда… все не так. И хоть глаза вроде и видят тот горизонт на нижней трети, но обрез козырька приборной доски от глаз дальше, угол зрения другой, полосу охватываешь взглядом уже на другом расстоянии… короче, словами все описать я не могу, это вырабатывается годами и определяется одним только ощущением удобства, влитости в кабину, подбирается перед полетом за 5-10 секунд перемещением кресла, спинки, подлокотников и педалей, и потом проверяется удобством отклонения всех органов управления.
А тут – ну не так, и все. А в результате – ложное ощущение, что ты летишь над бетоном выше или ниже; на выравнивании, на скорости 260, когда ты должен вертикальную 3-4 м/сек уменьшить до нуля, в диапазоне высот 6-4 м, за две секунды, где все на интуиции и шестом чувстве, – в этот момент тебе кажется, что ты идешь чуть выше, что еще полсекунды… подпустить землю поближе… удар! – вот она, земля-то.
Ну, хорошо, мы опытные профессионалы, мы и это предвидим, и заранее подкрадываемся так, чтобы даже если и ошибешься, то удар будет легким толчком. Все посадки и так на пятерку, но Леша долго переживал: перегрузка 1,4 – верхний предел пятерки, а ведь он – Мастер, ас.
Но – дошло. И третью в этот день посадку я выполнил нормально, взяв управление у Леши и выравнивая, как мне казалось, чуть выше.
Свидетельство о публикации №217021400445
Кстати, в военной авиации граница пятёрки по перегрузке 1,3; по крайней мере так было в моё время на ТУ-16 и 22м. Зато при перегрузке уже 2,1 оформлялась предпосылка с последующей нивелировкой самолёта.
Хочу ещё с Вами посоветоваться об одном случае, причину которого я так и не нашёл, несмотря на свой большой опыт. В Быхове на ночных полётах в ПМУ при встречном ветре 5 м/сек командир корабля, лётчик первого класса Фёдор Тихонов, который на самолёте ТУ-16 отлетал около 10 лет, усадил свой лайнер рядом с полосой. На середине пробега дал ногу, выехал на полосу и помчался дальше как ни в чём ни бывало.
Самое интересное - в экипаже на это никакой реакции. На магнитофоне записан полностью типовой радиообмен как при нормальной посадке. Идёт отсчёт скорости штурманом по убывающей. Далее звучит доклад "Середина полосы" и затем доклад командира корабля "Полосу освободил".
Командир корабля был влётан, перерывов в полётах не имел, 4 часа сна перед ночными полётами предоставлялись. Короче - к-ру отряда - выговор за плохой контроль за подготовкой к полёту подчинённо лётчика. Замполиту эскадрильи - выговор за недосмотр за предполётным отдыхом вверенного ему лётного состава. Самому виновнику ПЛП - ничего. Пожурили, дали несколько контрольных полётов, и опять безупречно залетал дальше.
Как Вы думаете, чем, на Ваш взгляд, можно объяснить подобную грубую ошибку?
С уважением, полковник Чечель
Полковник Чечель 24.02.2017 21:49 Заявить о нарушении
Василий Васильевич Ершов 25.02.2017 11:48 Заявить о нарушении
Так мы навернулись об бетон на грани двойки, но главное, я потом передрал самолёт, и мы коснулись хвостовой пятой. После заруливания на стоянку, я показал это техникам и сказал, что пошёл оформлять на себя предпосылку. Но мой главный инженер меня перехватил: "Командир, тут только краска слезла, счас замажем и не надо ничего оформлять". Так и сошло это всё тихой сапой.
С уважением, ВВЧ.
Полковник Чечель 25.02.2017 12:34 Заявить о нарушении