Высота сиденья

          Недавно летали с Лешей в Норильск, и нам не удались посадки. Машина только что из ремонта, подушки сидений новые, высокие, не убитые до тонкости пилотскими чугунными задами, и даже если опуститься до упора вниз – горизонт проецируется чуть не по верхнему обрезу лобового стекла.  А привычное глазу положение – нижняя треть. Приходится откидывать назад спинку сиденья, чтобы смотреть на горизонт через эту нижнюю треть стекла. Но тогда далеко от штурвала – прямыми руками приходится его крутить. Поближе подъехать – надо педали в глубину угонять.
            Регулируешь, регулируешь, туда-сюда… все не так. И хоть глаза вроде и видят тот горизонт на нижней трети, но обрез козырька приборной доски от глаз дальше, угол зрения другой, полосу охватываешь взглядом уже на другом расстоянии… короче, словами все описать я не могу, это вырабатывается годами и определяется одним только ощущением удобства, влитости в кабину, подбирается перед полетом за 5-10 секунд перемещением кресла, спинки, подлокотников и педалей, и потом проверяется удобством отклонения всех органов управления.
            А тут – ну не так, и все. А в результате – ложное ощущение, что ты летишь над бетоном выше или ниже; на выравнивании, на скорости 260, когда ты должен вертикальную 3-4 м/сек уменьшить до нуля, в диапазоне высот 6-4 м, за две секунды, где все на интуиции и шестом чувстве, – в этот момент тебе кажется, что ты идешь чуть выше, что еще полсекунды… подпустить землю поближе… удар! – вот она, земля-то.
           Ну, хорошо, мы опытные профессионалы, мы и это предвидим, и заранее подкрадываемся так, чтобы даже если и ошибешься, то удар будет легким толчком. Все посадки и так на пятерку, но Леша долго переживал: перегрузка 1,4 – верхний предел пятерки, а ведь он – Мастер, ас.
            Но – дошло. И третью в этот день посадку я выполнил нормально, взяв управление у Леши и выравнивая, как мне казалось, чуть выше.


Рецензии
Василий Васильевич, пилоту это всё ох как понятно. Я до сих переживаю, что одного своего молодого правого лётчика я даже в кресле стабильно сидеть научить не смог, т.е. не справился с ним как инструктор, что публично признал в одном из своих рассказов на прозе. ру и попросил у него прощения.

Кстати, в военной авиации граница пятёрки по перегрузке 1,3; по крайней мере так было в моё время на ТУ-16 и 22м. Зато при перегрузке уже 2,1 оформлялась предпосылка с последующей нивелировкой самолёта.

Хочу ещё с Вами посоветоваться об одном случае, причину которого я так и не нашёл, несмотря на свой большой опыт. В Быхове на ночных полётах в ПМУ при встречном ветре 5 м/сек командир корабля, лётчик первого класса Фёдор Тихонов, который на самолёте ТУ-16 отлетал около 10 лет, усадил свой лайнер рядом с полосой. На середине пробега дал ногу, выехал на полосу и помчался дальше как ни в чём ни бывало.

Самое интересное - в экипаже на это никакой реакции. На магнитофоне записан полностью типовой радиообмен как при нормальной посадке. Идёт отсчёт скорости штурманом по убывающей. Далее звучит доклад "Середина полосы" и затем доклад командира корабля "Полосу освободил".

Командир корабля был влётан, перерывов в полётах не имел, 4 часа сна перед ночными полётами предоставлялись. Короче - к-ру отряда - выговор за плохой контроль за подготовкой к полёту подчинённо лётчика. Замполиту эскадрильи - выговор за недосмотр за предполётным отдыхом вверенного ему лётного состава. Самому виновнику ПЛП - ничего. Пожурили, дали несколько контрольных полётов, и опять безупречно залетал дальше.

Как Вы думаете, чем, на Ваш взгляд, можно объяснить подобную грубую ошибку?

С уважением, полковник Чечель



Полковник Чечель   24.02.2017 21:49     Заявить о нарушении
И на старуху бывает проруха. Заскок. По себе знаю: всякое случалось.

Василий Васильевич Ершов   25.02.2017 11:48   Заявить о нарушении
Василий Васильевич, общем, я тоже больше к этому склоняюсь, хотя хотелось бы объяснить, что он негласно учил своего правого лётчика и в результате вместе допустили такую ошибку. По крайней мере у меня раз так было. Мой Юра Лончаков (который будущий космонавт) уже нормально сам садился, но однажды ночью был боковичок всего метров пять, а я ему передоверил управление и не успел вмешаться.

Так мы навернулись об бетон на грани двойки, но главное, я потом передрал самолёт, и мы коснулись хвостовой пятой. После заруливания на стоянку, я показал это техникам и сказал, что пошёл оформлять на себя предпосылку. Но мой главный инженер меня перехватил: "Командир, тут только краска слезла, счас замажем и не надо ничего оформлять". Так и сошло это всё тихой сапой.

С уважением, ВВЧ.

Полковник Чечель   25.02.2017 12:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.