535 Письма друзей 30. 06 - 02. 07. 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 535. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Письма друзей. 30.06-02.07.1974.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора: Поздравительная открытка «Слава советским Вооружённым Силам!». Художник В. Мартынов. Изд. Министерство связи СССР. 19.06.1973 г.


В предыдущем:

Главный итог моего письма маме и папе, - это то, что я ожил, с огромным трудом сочиняя его, что снова был живой, здоровый, весёлый, находчивый и по-хорошему «злой» на работу.

Вперёд Суворов! К подвигам!

А «подвиги» оказались тут как тут.

Во-первых, пришло совсем уж неожиданное письмо от моего друга славного Славки Евдокимова, моего старшего «кореша», участника множества приключений и событий весны 1973года, когда мы с ним работали по оформлению командно-штабных учений перед выходом БПК «Свирепый» на первую БС (боевую службу) в июле-октябре 1973 года.

Вячеслав Михайлович Евдокимов («Лався»), старший радиометрист БИП, период службы 20.11.1970-13.11.1973, был одним из самых жизнерадостных, весёлых и «крутых» осенних годков на БПК «Свирепый». Мы с ним дружили, крепко дружили, и я был не просто рад его письму, а просто счастлив…

- «Санька, здравствуй!» - писал своим витиеватым классическим художественным каллиграфическим почерком Славка Евдокимов. – «Вот и дождался ты моего письма».

- «Конечно, я понимаю, что это поздно с моей стороны, но обстоятельства… Ты не обижайся, потом сам поймёшь, когда придёшь домой через несколько месяцев».

- «Санька, я женюсь! Да, да, это не шутка, зовут её Ира. Фамилия её тебе ничего не говорит, но я напомню. Помнишь Лёху Беляева, гидроакустика? Он сыграл ДМБ осенью 1972 года, так это его сестра. Познакомился с ней тогда, когда был последний раз в отпуске у Лёшки на свадьбе. Я даже и сам не думал, что мимолётная встреча может превратиться в любовь».

- «Санька, ты извини. Помнишь наш с тобой ночной разговор о любви к …, понимаешь к кому это относится… Это были мечты, которые никогда не могли сбыться. Я это уже знал. Спасибо тебе большое за рассказ, который ты прислал».

- «Мы с Ириной любим друг друга и поэтому решили пожениться. Конечно, на бумаге не напишешь всего. Ира и я приглашаем тебя на нашу свадьбу, которая состоится 27 июля» (День ВМФ СССР – автор).

- «Витька (Фёдоров Виктор Петрович, командир отделения мотористов, период службы 12.11.1970-13.11.1973 – автор) тоже скоро женится, на днях пойдут подавать заявление».

- «Санька, выучился я на шофёра и работаю на грузовой машине, потом хочу перейти в такси. Не сидится на месте, скучаю по морю. Приглашали работать в океанографию. Написал письмо вашему заместителю (замполит, капитан-лейтенант А.В. Мерзляков – автор) на счёт характеристики, но от него ни слуху, ни духу».

- «Вот такие дела. Когда увидимся, то поговорим о многом. Большой привет тем, кто нас ещё помнит. Санька, пока. До скорой встречи. Лався».

(Странно, но всякий раз, когда я пишу фамилию «Мерзляков» пальцы на клавиатуре сами по себе пишут её с маленькой буквы, я всё время это исправляю – автор).

Я опять написал отличную комсомольскую характеристику Славке Евдокимову, указав на его несомненные таланты и качества характера. На этот раз заместитель командира корабля по политической части, капитан-лейтенант А.В. Мерзляков без возражений и волокиты подписал характеристику.

Я немедленно отправил характеристику Славке Евдокимову в Ленинград с восторженными пожеланиями ему и его Ире, Витьке Фёдорову и его невесте, а также передал привет Лёшке Беляеву, но такого гидроакустика на БПК «Свирепый» я не знал…

Второе письмо от 28.06.1974 года пришло от Галины (вторая жена Юры – автор).

- «Господи! Не писала тебе писем вечность, а не видела ещё больше. Приехали из отпуска, и решила написать и послать тебе фотографию Олежки и Наташи (это дочь нашего Альки, ей 1,8 месяцев). Девочка прелесть. Спокойная, а говорит уже всё. Мы (Галя и Олежка – автор) были у мамы в отпуске месяц. Олежке исполнилось 4 года, пошёл пятый год. Представляешь, какой он большой, приедешь – не узнаешь. Были у мамы (мама Гали – автор), он смотрит фотографии и всем говорит: «Это дядя Саша, он моряк». Ещё увидел фото мамы Нины (наша с Юрой мама – автор), где она в шубе и с короткой причёской. Олежка сказал, что: «Это бабушка Нина» и забрал себе её фотографию. Отдохнули хорошо. Теперь неделю уже работаю. Приехали и получили от мамы Нины к Олежкиному дню рождения посылку. Очень жалко, что не смогли съездить в Суворов к ней. Но я надеюсь, что скоро увидимся и с тобой, и с мамой. Ведь ты приедешь сюда или нет? Если ты приедешь сюда (в Севастополь – автор), тогда и мама, сказала, приедет. Ведь до ноября (1974 – автор) осталось совсем немного. Как у тебя дела? Ты хоть изредка вспоминай нас и пиши. Хорошо? Целуем тебя крепко Галина и Олежка. 28.06.1974».

Господи! Как сердце разрывалось от жалости и грусти, когда я читал это коротенькое письмо Галины. Какая она была весёлая, озорная, молодая, улыбчивая и смешливая, упорная и целеустремлённая, красивая и привлекательная. Как я мог её и Олежку забыть, если был с ними в Севастополе в самые впечатлительные период моей юности (сразу после окончания Средней школы – автор). Мне было очень стыдно и горько за моего старшего брата…

Третье письмо пришло от совершенно неожиданного адресата…

- «Здравствуй моряк флота Российского, Шурка! Шлёт тебе сердечный привет и желает отличного окончания службы, здоровья, счастья в личной и общественной жизни твой друг, бывший курсант ВВМУРЭ им. Попова – Борис».

- «Наконец-то свершилась моя заветная мечта, и я стал лейтенантом флота Российского. Вот уже целых три дня, как на меня надели форму лейтенанта. Если сказать по правде, то чувствую себя как-то неловко, но думаю, что скоро со временем войду в образ. Сейчас у меня начался отпуск, который продлится до середины августа. Да, самое главное, служить меня назначили в Балтийск, так что, думаю, наверное, попаду служить на ваш боевой корабль. По крайней мере, мне очень хочется, но не знаю, как это решат в верхах. Я уверен, что мы бы с тобой «провернули» такие дела, что все бы ахнули! Тем более, что я в этом плане много работал и обращал внимание на то, что мне придётся работать с личным составом, так как последняя практика на вашем корабле меня научила многому. Лёня (друг Бориса – автор) попал служить в «Гремиху» («Гремиха» (Йоканьга) – военно-морская база Северного флота, ЗАТО Островной Мурманской области, 280 км к юго-востоку от Мурманска, средства сообщения с материком – вертолёты и суда – автор). Он тоже остался очень доволен этим назначением. Он передаёт тебе большой привет. 6-го июля (1974) он женится, я же по-прежнему остаюсь холостяком, да, вообще-то, и не жалею, это никуда от нас не денется. Очень интересно, как вы там живёте, чем занимаетесь в свободное и служебное время? Какая там у вас погода? У нас, например, зарядили неразлучные ленинградские дожди, даже неприятно, но привычно. Как обстоят дела на комсомольском фронте, как прошёл майский КВН, кто на нём победил? Мне это всё очень интересно. Да, Шурик, у меня к тебе будет большая, очень важная просьба. Прошу тебя узнать имя и отчество нашего флагманского связника, капитана 2 ранга Осечкина и адрес его в/ч, где он сейчас располагается. Если тебе будет не трудно, то, как можно быстрее это сделай и пришли по адресу (указан адрес в Ленинграде-Петродворце – автор). Ну, вот, пожалуй, кратко и пока всё, о чём я коротко хотел тебе написать. Передавай привет от меня ребятам, Балтийску. Жду с нетерпением ответа. До скорой встречи, до свиданья, Борис. 02.07.1974 г.».

Увы, раскрывать ФИО командиров и начальников в гражданской переписке и указывать номера воинских частей я мог только с разрешения и ведома командира корабля, которому я и показал это письмо. Он навёл соответствующие справки, получил «добро» и сообщил мне имя и отчество флагманского связиста соединения ДКБФ в ВМБ Балтийск и соответствующий номер в/ч.

Практика курсантов ВВМУРЭ им. Попова – Бориса, Леонида и Коли Кольского (автора прекрасных стихотворений – автор) на БПК «Свирепый» была для меня незабываемо памятной. В ответ я написал Борису Борисовичу живое, интересное, но тоже краткое поздравительно-информативное письмо.

- «Здравствуй дорогой друг Саша!» - так начинала письмо моя школьная подружка. – «Я давно мысленно писала тебе это письмо, но написать и отослать тебе я так и не решилась, да и признаться, сейчас тоже боюсь. Боюсь, что ты не так меня поймёшь или подумаешь, что вот трудно мне стало, я и вспомнила о тебе. Нет. Всё это не так, а гораздо сложнее, чем ты даже можешь себе вообразить».

- «Знаешь, у тебя не было ещё такого, когда вроде и умирать не хочется, и жизнь какая-то не нужная для тебя становится, и на свете ты начинаешь не жить, а существовать. Вот так у меня сейчас».

Бывало, подруженька, бывало и у меня такое… Особенно «по-первости», в первые месяцы службы на флоте, когда притеснения «годковщины» были такие, что хотелось выть волком от бессильной жалости к себе, но всё это в прошлом, преодолено, переломлено, изжито, да и теперь всё пережитое воспринимается как испытание-приключение силы воли, характера и ума-разума. Так и у тебя будет, подружка моя дорогая. Я надеюсь…

Конечно, я написал школьной подружке большое откровенное письмо и тут же отправил его по указанному адресу. Ответ пришёл быстро…

- «Здравсвуй, Сашенька! Письма твои получила, за что очень тебе благодарна. Признаться, я ждала и боялась, что ты не напишешь или просто твой адрес изменился и письмо моё тебя не найдёт. Твои строки меня немного успокоили, охладили нарастающую злость, во многом я с тобой согласна, а в чём-то и не согласна. Ты вот пишешь, что «надо бороться за своё счастье», я согласна, но легко сказать «бороться»…».

- «Теперь я в первый раз увидела себя со стороны и теперь я исправляю свои ошибки. Теперь я не боюсь расстаться с ним, как ты пишешь, я не удивляюсь, когда он хочет меня удивить, и не пугаюсь, когда хочет запугать и т.д. И это, правда – действует отрезвляюще. Ну, вообщем, я опять полна сил и энергии. Пока всё на этом, до свидания, пиши».

Не знаю, может быть, я не прав, но тогда в конце июня в начале июля 1974 года после таких писем друзей и таких переживаний, я чувствовал себя, если не героем, то не пустым и не слабым человеком.

Жизнь - штука капризная, коварная, разная. Хорошо бы быть заранее готовым к этим «разностям» жизни…


Рецензии