Реформация, или очередная кастрация системы образо

       РЕФОРМАЦИЯ, или ОЧЕРЕДНАЯ КАСТРАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ?

Другие статьи автора на сайте   proza.ru  иван мартынов

Эту статью я написал ровно 20 лет назад. С тех пор поднимаемые в ней проблемы только обострились.Эту статью я передавал через охранника Лукашенко по его предложению, когда он первый раз посещал Могилевский пединститут 13 ноября 1996 года. На встрече с преподавателями я просил обоснованно в присутствии министра образования Стражева остановить реформу школы, которая закончиться провалом. Статья была опубликована в президентском журнале "Беларуская думка", № 1, 1997 год. Были приняты меры, но только ко мне.
               
                ***
               
Западные специалисты образования продолжают обсуждать: каким образом русский паренек, не являющийся лучшим среди программистов (по заключению русских авторитетных кругов), смог взломать считавшуюся совершенной компьютерную защиту одного из крупнейших банков мира» Ситибанк». По их  заключению, изобилие талантов в России объясняется превосходством советской системы образования( такое заключение делается не первый раз), для которой всегда была характерна ориентация на математику.

Конечно, с одной стороны, берет гордость за появление очередного славянского Левши. Но боюсь, что в погоне за призрачными достижениями, привлекательностью западной постепенно разрушаем собственную систему образования, которая опиралась на многовековые образовательные традиции, отвечающие славянскому менталитету.

Сознательно или бессознательно, но не принимаются во внимание серьезные недостатки западной, особенно американской, системы образования6 излишне гибкая система свободного выбора предметов – от школы до вуза, почти не контролируемый произвол преподавателей в составлении программы по конкретному предмету и определении необходимого минимума знаний, практически повсеместное отсутствие устной проверки знаний. Кроме того, в большинстве американских школ и во всех вузах школьники и студенты не приписаны к какому-то классу, а  выбирают себе дисциплины и учителей и ходят только на их занятие. Таким образом, такой важный фактор, как коллектив (коллективизм – одна из главных черт нашего менталитета), в процессе обучения совершенно не задействован.

Наша школа была лучшей по фундаментальности  содержания и по методическому обеспечению, а также по сформировавшейся системе дошкольного воспитания. Западная – лучше в отработанной системе управления, что в какой-то степени позволяет компенсировать недостатки содержательного и методического планов.

Ситуация складывающаяся в управлении образованием, грозит сделать неэффективным все усилия, предпринимаемые для реформирования системы образования. Чем меньше имеем средств, тем тщательнее нужно продумывать, как их рациональнее использовать. Но для этого нужно уметь хорошо планировать и оценивать прогностически ожидаемые результаты.

Для наших реформаторов основная забота, кажется, посильнее прошуметь да подольше продержаться в руководящем кресле. И это не просто слова. Вспомним, какую тревогу поднимала педагогическая общественность о неблагополучном положении с историческим образованием. Но министерство хранило олимпийское спокойствие и по-прежнему открывало зеленый свет недоброкачественным учебникам по истории (разве только по истории?). Но вот проблемой исторического образования заинтересовался наш Президент, и интересно было наблюдать за изменением личной позиции министра образования. Который заявил, что министерство, наконец, получило четкие ориентиры по формированию концепции исторического образования (!!!).

Или. Министерство заговорило о новой реформации системы образования еще в 1994 году. В опубликованном тогда проекте за основу бралась западная модель образования. И не просто бралась, но и с тех пор целенаправленно в практику работы отечественных образовательных учреждений. Стоило нашему Президенту несколько раз публично хорошо отозваться  о советской системе образования, как и министерство продекламировало. Что за основу новейшей концепции реформирования берется советская модель школы. Но дальше деклараций дело не продвинулось, ибо настойчиво разрушается сложившаяся система математического образования, являющего. Еще раз отметим. Фундаментом учебного процесса советской школы.

Советская система образования – это не только учебники Киселева и Рыбкина, и не  только выверенная годами концепция учебных планов, программ, но еще и особая атмосфера, дух школы, который рьяно поддерживала  армия педагогов-энтузиастов, образовательный и культурный уровень значительно превышал уровень образования и культуры населения страны.

Катастрофой обернется систематическое урезание часов, отводимых на изучение
математики. Трудно понять логику наших реформаторов, когда уже даже в начальной школе отводится на изучение математики только 4 часа в неделю вместо не менее 6 часов. К чему это приведет, можно проследить на примере многих российских школ; «Так, в ряде школ, избравших гуманитарную ориентацию, недельная нагрузка по математике в VI-VII , ряде случаев и в V-VI классах составляла 3-4 часа. Это не замедлило сказаться на качестве не только математических знаний, но знаний учащихся практически по всем учебным предметам.  Оказался недооцененным тот факт, что ряд качеств мышления, необходимых любому в его дальнейшей деятельности, в том числе и на гуманитарном поприще, формируется наиболее эффективно во время занятий математикой, причем в определенных, годами проверенных возрастных рамках, на определенном фактическом материале. При выполнении и фиксации лишь учителем математики известных интеллектуальных и практических действий.» (Математика в школе, № 4, 1994, с.2, Методическое письмо Министерства образования РФ «О преподавании математики в общеобразовательных учреждениях»).

И недаром выступлениях и резолюции совещания ректоров  российских университетов, состоявшегося в еще в ноябре 1992 года, подчеркнуто, что нужна не только гуманитаризация естественно-научных факультетов, необходимо также включение  математики и физики в   учебный план гуманитарных факультетов, поскольку именно эти дисциплины способствуют формированию такого качества, как рациональность  критически-аналитического мышления, формируют умение систематизировать, обобщать, абстрагироваться, строить простейшие модели, вырабатывать представление о дедуктивной теории как самой устойчивой формы знания («Педагогика», « 3, 1995).

Кстати заметим, что по уровню математического образования первое место принадлежит Южной Корее, которая взяла советскую систему математической подготовки, адаптировала к своей стране и, как говорится, умножила на трудолюбие корейцев.

В создавшейся обстановке все сильнее выдвигаются предложения о переходе к прежним учебникам, возвращения к существовавшей организации системы образования. Но, к сожалению, невозможно дважды войти в одну и туже реку. То, что было хорошо вчера, уже не всегда хорошо сегодня. Жизнь не стоит на месте, и школе приходится решать новые задачи в изменившихся, усложнившихся условиях. Поэтому, приступая к реформированию школы, следует четко представлять стратегию образования, тактику образования. А также технологию образования.



Стратегия образования

Техника с каждым годом усложняется, и постоянно увеличивающийся разрыв с уровнем подготовленности обслуживающего персонала только усиливает наше техническое отставание от передовых стран. Уже в настоящее время для нормального функционирование народного хозяйства требуется образование на уровне одного –двух курсов вуза. Процветание таких стран, как Япония. Южная Корея и др., основывается, в частности, на том, что в этих странах образование развивалось опережающими темпами. Кстати, эти страны в ближайшее время планируют ввести всеобщность высшего образования.

Казалось бы, увеличение сроков обучения для получения среднего образования до 12 лет позволит поднять уровень образованности населения. Но концепция реформирования образования предусматривает –разгрузить учащихся и ввести два свободных дня в школе, т.е. предполагается решать задачи вчерашнего дня. Ведь основная причина перегрузки учащихся не в избытке учебного материала, а в несовершенстве методического обеспечения. В.А.Сухомлинский постоянно подчеркивал: «Я решительно утверждаю, что перегрузки в программах средней школы нет, перегрузка в наших методах преподавания.» При соответствующей правильной , с точки зрения физиологии и психологии, организации учебного процесса каждый школьник, в том числе и хронический троечник, способен усвоить  в несколько раз больший объем информации, знаний, который предусматривается нынешними учебными планами и программами (о путях реализации этой задачи – речь ниже).Сокращение учебной недели на один день приводит к уменьшению нормальной  учебной недели на 25 процентов. Вот эти расчеты. По психофизическим причинам  первый и последний дни рабочей недели неэффективны, малопродуктивны. При шестидневной рабочей неделе нормальный учебный процесс продолжается четыре дня, при пятидневной – только три. Аналогичные расчеты показывают, что сокращение продолжительности урока на один процент уменьшает продолжительность активной части урока на два процента.

Следовательно, при переходе на пятидневную рабочую неделю из 12 лет обучения остается только девять (!) учебных годов – меньше, чем предусмотрено до реформы. О какой разгрузки можно вести разговор?

Но как же быть, когда реально в субботу многие родители увозят с собой детей, особенно в разгар дачного сезона? От этой действительности нам никуда не скрыться. Один из возможных путей выхода из создавшейся ситуации – пятидневная неделя в сентябре и мае.

Ссылки на трудности составления учебного плана надуманные.
У неглупых японцев самый продолжительный учебный год, и они не собираются его сокращать. А также упрощать программы по предметам.

Далее. Упрощение программ неизбежно приведет к удлинению сроков на освоение
профессии. С учетом обучения на всех ступенях среднего образования  даже для получения среднего специального потребуется учиться 14-15 лет, а если кто-то пожелает получит и высшее образование (об аспирантуре речь уже не идет0, то учиться придется до появления сивой бороды.

 И так уже постоянно отодвигается  на более поздний срок начало фактической
трудовой деятельности. (Эти трудности преодолимы).  Опасность в другом:  на
период учебы молодых людей приходится пик активного деторождения. Когда родители учатся, то им не до воспитания собственных детей. И появляются дети-сироты при живых родителях.

И еще одно соображение. Соответствует ли мировым тенденциям в образовании  стратегическая линия, когда основное внимание уделяется образовательным учреждениям нового типа (они, конечно же, нужны, но не в таком же количестве), в которых, как утверждается, получает образование «элита», а функционирование массовой школы пущено на самотек.

Элиту, возможно, мы подготовим (только кто ее будет готовить на первоначальном этапе), но средний уровень интеллектуальности населения может существенно понизиться (что мы и наблюдаем). Пока об этом бьет тревогу только армия, но скоро «завоет» и промышленность – когда новую технику и технологию некому будет эксплуатировать. Следует также не упускать из виду  еще одну задачу, которую надо непременно решать. Нынешнему школьнику придется трудиться в XXI веке. По прогнозам международных экспертов, ему придется в течение трудовой жизни два-три, возможно и более, раза в корне менять профессию. Поэтому стратегическая задача образования – ориентироваться на потребности техники и технологии завтрашнего дня, чтобы и в зрелом возрасте каждый был способен к освоению новой профессии. Известно, что, чем  выше уровень образования, тем легче и успешнее идет переквалификация.

Итак, стратегические задачи в образовании представляются следующими:

1. Считать минимальной задачей всеобщность среднего образования. Данный тезис закрепить законодательно и по мере создания возможностей, как материальных, так и готовности средней школы (в настоящее время школа не обеспечивает вузы подготовленными абитуриентами), расширить сеть государственных техникумов и институтов.

2. Не увеличивать сроки обучения, а по возможности их сокращать, чтобы
каждый человек мог начать трудовую деятельность не позднее 20-21 года.
Педагогическая наука должна обеспечить технологическое решение данной задачи.

3. Повысить математическую культуру всего общества в целом. Задача архитрудная, когда все разрушили (многовековые традиции, опыт) и опошлили. Решать ее надо незамедлительно.

4. В школах и вузах должна быть шестидневная рабочая неделя при45-минутном учебном уроке.

                Тактика обучения

На первый взгляд, решение перечисленных задач кажется нереальным. Безусловно, старыми методами этих задач не решить. Говоря о проблемах средней школы, мы почему-то априори считаем, что в системе дошкольного воспитания, а также в начальной школе все обстоит более-менее благополучно, а все беды начинаются лишь со средних классов. Отсюда и повышенное внимание к старшим классам. Всевозможные попытки их реформирования. Но многие беды школы закладываются вне ее стен. С рождения ребенка. Очень живуч опасный миф – учиться никогда не поздно. И не принимают во внимание, что ребенок развивается ускоренно до 12 лет, а затем его развитие замедляется. То, что малыш может освоит легко, играючи, мимоходом, для старшеклассников перерастает в серьезную проблему. Ребенок за первые пять лет жизни осваивает такой же объем информации , как и за всю оставшуюся жизнь. Мы же, по существу, недооцениваем, даже принижаем важную роль периода дошкольного развития детей и считаем положительным явлением сворачивание сети дошкольного воспитания. «Крупный специалист в области дидактики» министр труда на одной из пресс-конференций заявил: «На мой взгляд, садики – это атавизм, от которого надо избавляться. Это оболванивание ребенка с детства…» («Бел. нива», № 41 4.03.1995г.) Вот так одним черным мазком перечеркнут труд многих людей, работающих едва ли не на голом энтузиазме. Это не просто позиция министра, программа действий министерства, когда по зарплате работники дошкольных учреждений находятся едва ли не на последнем  месте. В обход постановления Верховного Совета Республики закрываются, перепрофилируются детские сады. В результате увеличивается число первоклассников, не прошедших до школы через систему дошкольного воспитания. А семья функцию развития детей не может выполнить в полной мере (как по субъективным, так и по объективным причинам), даже если и старается это сделать. Кто подсчитал материальный ущерб от того, что дети, будущее государства. Не получили  соответствующего развития? Ка к бы не было плохо в садах (материальное положение их с каждым днем ухудшается, во многих садах детей даже не могут и покормить, а о приобретении дидактических материалов уже не ведется и речи), но там работают профессионалы по разработанной программе, которая, естественно. Нуждается в корректировке. Мы же решили идти, как всегда, оригинальным путем: нет детсадов – нет проблем. 

В Москве и во многих регионах России подсчитали и решили было, что экономически выгоднее матерям аж до поступления детей в школу выплачивать прежнюю зарплату. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Сейчас там расширяется сеть дошкольных учреждений. Чем всегда отличалась Беларусь, так тем, что у нас не только повторяли ошибки. Которых можно было  избежать, используя опыт других стран, но и упорствовали в их систематическом повторении. Следует считать одной из важных государственных задач посещение всеми детьми, начиная с трех лет, дошкольных учреждений.

Школа в создавшихся условиях также пошла по более легкому пути. Вместо создания
условий для успешного развития всех детей, приспосабливаясь, отталкиваясь от
личности конкретного ребенка, начали проводить селекцию детей по способностям.
Вводя всевозможные тестирования едва ли не с пеленок: ребенок должен укладываться в прокрустово ложе школьных требований. Почему вновь повторяют ошибки педологии, когда тестирование возводилось в абсолютное и окончательное средство? Да тот, кто на основании тестирования может определить способности ребенка (эта же мировая проблема),  претендует на лавры лауреата Нобелевской премии. О ребенке шести-семи лет еще трудно сказать: что у него от природы, а что от окружения. А в это время из школы уходит дух тепла, гуманизма, и родители ученика часто слышат: «Вашему ребенку не место   в гимназии. Ему лучше учиться в обычной школе».  А в обычной школе уже считают лишним повозиться с учеником, позаниматься дополнительно, ссылаясь на то, что «вам здесь не гимназия», или порекомендуют перевести ребенка в класс коррекции (своих же детей никогда не отправляют, а вот чужих можно!!!)

Зачем учителю совершенствовать методическое мастерство, когда результатами кропотливого труда воспользуются другие?  Создается ситуация, как в спорте: спортсмены высокого класса есть, физкультуры нет. Все желают собирать «сливки» учителей и учеников, а вот только «молоко» производить некому.

И уже находят научное обоснование сепарирование детей, вытаскивая на свет божий проеденную молью теорию Ламброзо; даже есть попытки выделить ген одаренности, ген преступности и т.д., обследуя воспитанников вспомогательных школ, исправительных учреждений, выдавая следствия за причину. Как раз в неблагополучных семьях дети постоянно находятся под таким сильным стрессом, что происходят изменения, мутации на генном уровне, о чем предупреждал еще академик-биолог Беляев, которому не давали в бывшем Союзе довести результаты исследований до широкой общественности. Не надо быть крупным специалистом, чтобы убедиться на лживости фашистской теории Ламброзо, достаточно проследить судьбу Маугли – детей, которых воспитывали животные. Судьба всех Маугли трагична – даже тех, кого животные воспитывали в течение непродолжительного времени – одного-двух лет, с раннего детства. Их не могли научить пользоваться ложкой, вилкой, полотенцем, не говоря о том, чтобы хоть немножко говорить, читать, писать. Возвратиться в человеческое состояние Маугли уже не могут и быстро умирают. От рождения у «мауглят» не было ген тупости. Или вспомним, когда преступники у А.С.Макаренко становились нормальными людьми –куда исчезли гены преступности? Тревожно, что некоторые образовательные и научно-академические структуры пытаются похоронить даже термины «воспитание» и «самовоспитание2, а А.С.Макаренко объявляют апологетом тоталитарного режима. Уничтожается то, что должно стать стержнем. Основой реформирования.

Приведенные факты лишний раз показывают, насколько важно в развитии ребенка создание соответствующей с первых лет жизни педагогической среды, что Л.С.Выготский уподоблял крепкому рассолу, в котором каждый огурец просолится вопреки своему желанию. Преступниками и тупицами дети большей частью не рождаются, а становятся. И первый шаг к такому состоянию делает семья. К сожалению, растет количество семей, «педагогическая среда» которых  «мауглизует» детей (алкоголизм молодежи – одна из основных причин). И это страшная трагедия современной войны. Проблемы семьи несколько выходят за пределы данной статьи. Ограничусь цитированием профессора Лодзинского университета: «В работе психолога Гортцеля показано, что интеллект ребенка может быть увеличен на 50-60 пунктов в 130-мерной шкале интеллекта, если окружающая среда побуждает его думать и тренировать свой ум. И, наоборот, показатель интеллектуального развития на столько же снизиться, если окружающая среда духовно бедна и не стимулирует развитие.

Блумом проинтервьюированы американцы, которые добились международного признания в различных областях: опрос выявил, что ни один из них не добился бы славы, если бы у них не было исключительно положительной поддерживающей и обучающей атмосферы, по крайней мере, в течение 10 лет детства. (Л.Ниебржидовски. Детский ум растет в тепле родительского внимания// семья и школа. – 1999.-№ 1.)

Наши резервы – в качественном улучшении работы дошкольных учреждений и начальной школы через создание  соответствующей педагогической среды, которая в образовательных учреждениях определяется технологией образования, к характеристике которой мы и переходим.

                Технология образования

Школа при всем присущем ей консерватизме должна своевременно перестраивать свою работу, чтобы сглаживать возникающие противоречия. При этом увеличивать сроки обучения не представляется возможным. Остается единственный путь, которым всегда следовало человечество – совершенствовать технологию образования, состояние  которой главным образом определяют три компоненты: учебные планы и программы, учебники, кадры.

Новые наши учебные планы и программы основной задачей ставят гуманизацию образования, которая сводится большей частью к увеличению часов на гуманитарный
цикл. Но преподавание такого гуманитарного предмета, как литература, можно сделать антигуманным, о чем и свидетельствует наша практика, и в то же   время математику можно преподавать гуманизировано.

Очевидно, распределение часов между гуманитарным и естественно-научным циклом, которое сложилось в 60-ые годы, следует признать оптимальным. И любое перераспределение в ту или другую пользу чревато серьезными последствиями, подобно переделке границ между государствами. Нет возврата к классической гимназии, как бы этого ностальгически не хотелось авторам многих статей. Или, может быть, мы хотим предложить миру новый, совершенно новый, совершенно неприемлимый путь решения вопросов мощной информационной научно-технической революции, которая разворачивается на пороге XXI века? Одну научно-техническую революцию мы уже проспали в похмелье от успехов, не проспать бы в пустопорожних разговорах очередную.

Улучшать гуманитарную подготовку учащихся следует, используя внутренние резервы. В последние годы на страницах периодической печати наблюдается тенденция недооценки роли памяти в учебной деятельности школьников, противопоставляется развитию мышления, творческих способностей учащихся необходимость твердого запоминания.

Память школьников не перегружена, а неразвита, и по этой причине все попытки интенсификации учебной деятельности  на протяжении последних сорока лет потерпели провал. Недостатки развития памяти учащихся пытаются (особенно в начальных классах) компенсировать увеличением времени на выполнение заданий, что только усиливает перегрузку, ведет к ухудшению их здоровья.

Не принимаются во внимание результаты исследований, которыми установлено, что успеваемостью школьников, а также студентов и развитием памяти существует теснейшая связь.

Ни в одной программе, нив одном школьном учебнике не реализуется идея развития памяти у детей, как известно, успешно формируется до 12 лет.

Еще один из благодатнейших материалов для развития памяти у детей – сказки, устное народное творчество. Но наши дети в большинстве своем не проходят этапа сказок, что сказывается на их умственном развитии и нравственном воспитании. Учебники для детей пишутся вопреки традициям К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого.

Далее. Словарный запас школьников даже старших классов от силы 5-6 тысяч слов, но если посмотреть учебный комплект для начальной школы, то его словарный объем превышает всякие мыслимые возможности школьника, что только усиливает перегрузку учащихся.
Из-за плохой технологии учебного процесса ученики начинают бездельничать на уроках. А безделье –самый страшный вид перегрузки. Ученик отсутствует – присутствуя на уроке. И меня удивляет легкость, с которой многие авторы берутся
писать учебники. В масштабах Союза при наличии сильной исследовательской базы и то с большим трудом издавались новые учебники. Не помогали проводимые открытые и закрытые конкурсы.      

  Порочна в своей сути установка – иметь хоть плохие, но собственные учебники. Мы не на столько богатая страна (и в материальном плане, и в плане научных кадров, которые при разделе остались за кордоном). Распыление сил и ресурсов не позволяет сконцентрировать   все усилия на написании учебников, которые никто, кроме нас, не напишет. Это учебники, которые составляют так называемый республиканский компонент.  Да и обсуждение концепции этих учебников должно предшествовать их написанию. А тем более внедрению в работу школы, чтобы не повторилась история с учебником по математике для начальной школы. Когда, пользуясь монопольным правом на истину в последней инстанции, школе навязали идею – формировать логическое мышление при несформированности конкретного. Такая же порочная идея реализуется и по математической подготовке учителей в педучилищах.

Но еще более опасно то, что мы  школы новых типов отдали на откуп директорам,
учителям, часто абсолютно не подготовленным к разрешению проблем и декларируемых
задач.

Не парадокс ли: не можем подготовить качественные программы и написать учебники в масштабах республики, но готовы решить эти задачи на уровне школы. Сколько развелось графоманских претендентов на авторские программы и учебники, нередко прикрывающихся, как фиговым листом, идеей национальной школы которая зачастую воспринимается как набор определенных этнографических элементов, подаваемых весьма примитивно. Не обходится и без внедрения культа восхваления определенной веры, бездумно внедряется сомнительный опыт дальнего зарубежья.

В сущности, сейчас каждая школа делает, что хочет и может. Да, школа сегодня свободна от диктата и должна иметь свое лицо; авторские школы необходимы. Но государству не должно быть безразлично содержание их деятельности. Слишком дорого могут обойтись «смелые» эксперименты с нашими детьми.

Лицо школы определяют не программы, не учебники, а учителя. Насколько они подготовлены к решению новых задач, когда надо учить всех и притом качественно? Приходится констатировать, что большинство недостатков  в работе школы обусловлено низкой квалификацией учителей, и такая картина сложилась объективно по субъективным причинам. Мы пожинаем результаты реформы 60-ых годов, когда память школьников разгружали.  И до такой степени разгрузили, что запомнить уже простейшую информацию для учащихся представляет уже проблему. Был период, когда в начальной школе не требовалось учить наизусть стихотворения; знать формулы по алгебре также программой не предусматривалось. Возможности вычислительной техники породили иллюзию, что уровень вычислительных навыков можно снизить, а что это ведет к снижению уровня сформированности логического мышления, об этом забыли.       

Тревогу забили вузы, когда начали поступать абитуриенты, не способные освоить программы высшей школы. Решение было оригинальное – открыли зеленый свет процентомании в вузах и за каждую двойку, поставленную даже явному бездельнику, преподавателей прорабатывали, вплоть до увольнения с работы. И нынче положение не изменилось. Но теперь уже  преподаватели вузов утверждают, что память школьников перегружена, знать формулы не обязательно, достаточно научиться пользоваться справочником. Хотелось бы знать: а пожелал бы такой умник лечится у врача, который постоянно заглядывает в справочник?

Если раньше считалось большим позором, когда выпускник филфака не мог прочесть наизусть стихотворение, математик провести вычислительные операции, то теперь это считается нормальным явлением. Коль такими знаниями  обладает учителя, то не следует удивляться «дырявым» знаниям учащихся.

Особенно следует улучшить подготовку учителей начальных классов, математическое образование которых требует коренной перестройки. Только хорошо подготовленный учитель может увлечь учащихся.

Вообще говоря, повышение математической культуры всего общества в целом, а в первую очередь математики и начальных классов (чего не может уяснить Министерство образования и науки, блокируя любые попытки обсуждения данных вопросов), следует обсудить незамедлительно на высоком правительственном уровне. Лимит времени на пустопорожние разговоры давно исчерпан.      


Рецензии
Мне странно, что нет ни одной рецензии на данную статью. Что это? Равнодушие прозорян к вопросу системы образования или нет ни одного специалиста.
Мне хотелось бы принять участие в обсуждении, но являюсь дилетантом в данном вопросе.
Однако считала, считаю и буду считать, что задача создания грамотной системы образования является самой главной, самой первостепенной задачей государства, т.е.ее руководящей части.
Что я вкладываю в понятие этой задачи и почему я возлагаю ее на ответственность государства.
Вспомните такую поговорку " Рыба гниет с головы". Не буду уменьшать роль каждой отдельной личности в формировании системы образования , но обьединить все знания, по всем предметам и наукам, подобрать самые передовые грамотные, достойные кадры, проверенные на деле, обьединить их в один мощный организм, для которого образование человека является главной целью всей жизни - это работа государства. А так же главная задача государства, дать возможность плодотворно работать этому организму. Ни в коем случае нельзя допускать к работе в этом организме дилетантов. Систему образования должны разрабатывать самые квалифициированные, самые бескорыстные специалисты. Должны применяться самые передовые научные открытия в сфере всех направлений, которые необходимы для разработки системы образования, для разработки ее методики, тактики и стратегии. Однако, прежде чем внедрять эти разработки в общее образование, необходимо проверить на экспериментальных группах. Система образования в советских образовательных учреждениях действительно является , на данный момент, эталоном для подражания. Эта система учитывала все аспекты возможности человека к восприятию предлагаемого обьема знаний. Учителя, преподаватели и прочие кадры, соответствовали своей профессии, они ни только давали твердые знания по своему предмету или специальности, они оставляли глубокий след в душе каждого ученика на всю жизнь, как самого светлого, как самого справедливого человека. Даже для родителей учитель был авторитетом в воспитании детей. Это было очень важное направление в советской школе, когда учитель передавал ни только знание по своему предмету, но являлся еще воспитателем, тех вечных ценностей, которые все чаще попираются в современной школе. Если преподаватель является авторитетом для учащегося, значит знания, которые он передает будут легче усваиваться, с большим желанием.

Гармония 3   13.05.2017 13:46     Заявить о нарушении
В частности хочу отметить, что образование ,вне семьи, необходимо начинать с того момента, когда ребенок начинает ходить и оторван от груди матери. Это должно быть обязательным. Пусть это будет несколько часов по методикам разработанным самыми грамотными специалистами, пусть в присутствии родителя, и даже лучше в присутствии родителя, что бы он тоже получал определенный навык обучения ребенка. Более того, я бы включила в обязательную программу обучение родителей, так как государством на родителей возлагается обязанность воспитание детей. Но давайте зададим себе вопрос - а кто родители?
Вот и получается, что бы получить достойного, грамотного члена общества, необходимо, что бы с самых первых дней жизни, ребенок попадал в руки грамотных родителей. Отсюда напрашивается вывод, что государство должно, обязать родителей, пожелавших иметь детей, что бы они, в обязательном порядке, получали знание по вопросам начального обучения и воспитания ребенка, твердо знали его методы, приемы и прочие аспекты.

Гармония 3   13.05.2017 14:18   Заявить о нарушении