544 Начало визита в Польшу 20 07 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 544. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Начало визита в Польшу. 20.07.1974.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора и открытой сети Интернет: Балтийское море. БПК «Свирепый». Карта-схема достопримечательностей Польши и славных польских городов. На карте на территории Гданьского залива – фото пограничного сторожевого корабля бортовой номер «617» очень похожего на наш ПСКР пр.205П типа «Тарантул». 20 июля 1974 года. 10:00.
 

В предыдущем:

Завтра, то есть уже сегодня 20 июля 1974 года, утром в 06:00 мы должны были выйти позади и в кильватере БПК «Бдительный» и КРЛ «Железняков» в Балтийское море с визитом в Польшу. Ночью мне приснилась Польша в виде красивой обнажённой девушки-сирены с мечом в руках с обликом моей Оленьки…

Все дальнейшие события автор будет рассказывать строго по тексту своих записей в дневнике-ежедневнике, комментариев к фотографиям автора в третьем томе своего ДМБовского альбома и дополнений соавторов – моряков-свиреповцев – участников визита БПК «Свирепый» в Польскую Народную Республику 20-24 июля 1974 года.

20 июля 1974 года. Суббота. 06:00. Температура воздуха  в Балтийском море на внешнем рейде АМБ Балтийск плюс 12.9°С. Днём в в море будет плюс 14.1°С, в полдень – плюс 16.1°С. С ветром вместе порывами лицо сечёт противный мелкий дождик, почти морось (1.1 мм осадков).

Снялись с якоря ровно в 06:00. Корабли группы визита – БПК «Бдительный» впереди, за ним КРЛ «Железняков» под флагом командующего ДКБФ, адмирала В.В. Михайлина, а за крейсером мы – БПК «Свирепый». Корабли выстраиваются в кильватерную колонну и ходко, но не спеша, выходят по направлению на запад в воды Гданьского залива.

Гданьский залив или «Гданьская бухта», ранее «Данцигская бухта» (польск. Zatoka Gdaska; нем. Danziger Bucht) - это почти полукруглый по очертанию берегов залив в юго-восточной части Балтийского моря между Земландским полуостровом (мысом Таран на востоке) и полуостровом Хель (на западе).

Гданьский залив не имеет узкого «горла», наоборот, он широко открыт на север к Балтийскому морю и вдаётся в Европейский материк на 74 км. Ширина «зева» Гданьского залива – 107 км, глубина доходит в центральной части залива до 115 м. Залив назван по названию города Гданьск (Данциг).

Гданьский залив на востоке сливается с Калининградским заливом, куда впадают воды реки Преголь (Калининградский залив отделён от Гданьского залива Балтийской косой. Границы Гданьского залива - мыс Таран (на востоке) и мыс Розеве (на западе).

На польском берегу Гданьского залива расположены крупные польские города-порты Гдыня и Гданьск, а на советском берегу Балтийск (главная военно-морская база Балтийского флота СССР, а теперь России - автор).

Гданьск и Гдыня совсем рядом, поэтому наша корабельная группировка, не спеша, но ходко дошла до входа в бухту Гдыни всего за 4 часа. Как-то незаметно в туманно-дождевой дымке и при слабом волнении моря мы подошли к побережью Польши и на границе территориальных вод нас встретил пограничный сторожевой корабль польских ВМС (ПСКР) советского пр.205П типа «Тарантул» (кодовое обозначение НАТО «Stenka») с бортовым номером 617.

ПСКР пр.205П – это патрульные катера, разработанные ЦКБ «Алмаз» (СССР) в середине 60-х годов XX века на базе ракетных катеров проекта 205. Строились такие катера в Ленинграде и во Владивостоке. Польские ВМС на базе этого проекта создали свой проект патрульного катера для сторожевой службы в пределах прибрежных территориальных вод.

Пока мы шли «гуськом» в кильватерном строю, польский пограничный сторожевик то приближался, то отдалялся от нас, то ускорялся, то замедлялся. Было видно, что он с большим уважением и почётом относится к нам, советским боевым кораблям. Возможно, крейсер «Железняков» и БПК «Бдительный» тоже сопровождали свои польские пограничные сторожевые катера, но из-за туманной непогоды мы этого не видели.

Сигнальщики, с которыми я мокнул на открытом сигнальном мостике, спросили меня о польском военно-морском флоте и о том, какие у них есть корабли. Я рассказал им всё, что знал. Отрадно, что с нами был наш корабельный медик, капитан медицинской службы Л.Н. Кукуруза, он с удовольствием и интересом слушал мой рассказ.

- Marynarka Wojenna или Военно-морские силы, - говорил я, морщась от мелкой ветряной пыли с моря, - так поляки называют свой военно-морской флот. Этот флот и эти корабли у них появились, естественно, после окончания Первой и Второй Мировой войны. Основу ВМС Польши составили боевые корабли бывшей кайзеровской и фашистской Германии, а также советские корабли, которые мы им передали.

- Старые свои корабли, ещё со времён Первой Мировой войны, поляки перед нападением фашистов на Варшаву отправили в Великобританию. В сентябре 1939 года во время боёв с немцами польский эсминец «Вихрь» и минный заградитель «Гриф» были потеряны.

Польские военные корабли участвовали в десантных операциях британцев и в сопровождении конвоев из Англии в СССР, а также в эвакуации войск западных союзников из района Дюнкерка.

По декрету польской Крайовой Рады Народовой 18 апреля 1945 года было создано Министерство обороны Польши, а 7 июля 1945 года началось образование польского военно-морского флота.

Уже в начале апреля 1946 года ВМФ СССР передал Польше 23 боевых корабля (9 тральщиков, 12 охотников за подводными лодками и 2 торпедных катера). С 1955 года Польская Народная Республика участник «Организации Варшавского договора».

В Гдыне располагается Командование военно-морскими силами и Штаб (Центр) морских операций, 3-я флотилия боевых кораблей в составе: Дивизион ракетных кораблей и Дивизион подводных лодок.

8-я флотилия береговой обороны располагается в ВМБ Свиноуйсьце. Здесь в Гдыне также находится бригада военно-морской авиации ВМС Польши.

- Этот польский пограничный патрульный катер, - вдруг из-за моей спины стал рассказывать какой-то незнакомый капитан второго ранга, незаметно подошедший к нам, - советского проекта 205П. Вообще, он создавался как артиллерийский катер с возможным ракетным и торпедным вооружением.

Первый ракетный катер пр. 205 типа «Москит» разрабатывался ЦКБ-5 (ЦМКБ «Алмаз») в 1955-1958 годах под руководством Е.И. Юхнина, а затем - А.П. Городянко.

Этот проект морского катера оказался очень удачным и на его базе были созданы многочисленные модификации-серии ракетных, торпедных и патрульных катеров, например, пр.205У, пр.205Г, пр.205Мод., пр.205Э, пр.205ЭКБ, пр.205ЭР и пр.2054.

На базе ракетного катера пр.205 были созданы торпедные катера проектов 206 и 206М типа «Шторм»; ракетные катера пр.206МР типа «Вихрь» и вот такой же ПСКР пр.205П типа «Тарантул».

- Эти катера очень живучие, - сказал незнакомый нам капитан 2 ранга. - Корпус этого катера стальной и разделён водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Наши катера мореходные и имеют круглоскулые обводы корпуса в носовой части и «остроскулые» в кормовой. Этот польский катер наоборот, вытянут и поэтому кажется более узким, стремительным, остроскулым.

- Вероятно, это сделано для того, чтобы скорость хода катера была больше нашего, - сказал нам капитан 2 ранга. – Наши катера пр.205 имеют мореходные качества и возможность использования ракетного и торпедного вооружения при волнении моря до 4 баллов без ограничений, а по скорости хода до 30 уз и при волнении моря до 5 баллов, потому что этот катер «режет волну».

ТТД современного пограничного сторожевого корабля ПСКР пр.205П типа «Тарантул»:

Длина: 39,8 м, ширина: 7,9 м, осадка: 1,96 м.
Водоизмещение: стандартное 211 т, полное 245 т.
Энергетическая установка (ЭУ): трёхвальная, три дизеля М-520 (15 000 л.с.), три винта фиксированного шага. Скорость: 35 узлов.
Дальность плавания: 500 миль (со скоростью 35 узлов) и 1500 миль (при скорости 12 узлов).
Вооружение ПСКР: 2 x 2 30-мм АК-230, 4 400-мм торпедных аппарата (4 противолодочные торпеды СЭТ-40), 16 комплектов ПЗРК «Стрела-3М», 2 ПУ пассивных помех ПК-16.
РЛС: РЛС обнаружения надводных целей «Баклан» или «Гарпун», РЛС управления огнём МР-104 «Рысь», система РЭБ СПО-3.
Гидроакустическая станция (ГАС): опускаемая ГАС «Бронза».
Экипаж: 30 человек. Автономность: 10 суток.

Нам очень понравилось, что этот польский пограничный сторожевой корабль с бортовым номером 617 шёл рядом с нами с зачехлёнными орудиями. Он чем-то напомнил нам аналогичный западногерманский катер «Ягуар», который встретил БПК «Свирепый» ровно год назад 20 июля 1973 года на входе в Балтийские или Датские проливы, когда мы шли в Северную Атлантику на первую БС (боевую службу), тот был во всеоружии.

Кстати, погода налаживалась…


Рецензии