547 Традиционное морское гостеприимство 20 07 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 547. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Традиционное морское гостеприимство. 20.07.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Персонажи морских баек автора книги «Легендарный БПК «Свирепый»: мичман-кок «Якорь (тебе в глотку)», старшина-годок «Зелепупин», молодой матрос «Вертибутылкин» и боцман-шутник «Рома».


В предыдущем:

Да, морские традиции – это драгоценности морского флотского духа…

Одна из таких морских традиций – это умение и желание угощать гостей на корабле, потому что согласно замечанию Петра I, создателя Русского военно-морского флота: «Моряки – народ гостеприимный и любят угостить». А знаете почему? Потому что пить и есть «вкусненькое» на корабле одним скучно и «западло», потому что запас корабельных продуктов ограничен и моряки питаются строго по нормам, а тут – гости! Есть повод – выпить и закусить!

Кстати, это касается не только морских кораблей и судов, так у нас на Руси повсеместно было, есть и будет…

Мы пришли в Гдыню днём 20 июля 1974 года, но порт и акватория порта оказались забиты десятками судов. Погода была неуютная, с моросящим дождём и туманной видимостью, поэтому торжественный вход советских кораблей в военную гавань решили отложить до завтра, когда синоптики обещали улучшение погоды.

Конечно, было досадно, но ладно. В ознаменование ожидаемых приключений в Польше, ради праздника и визита в иностранный порт нам всем предложили праздничный обед и ужин, а также просмотр новых кинофильмов. Пока личный состав экипажа БПК «Свирепый» празднично обедал и ужинал разными салатами и прекрасными кушаньями флотской кухни, смотрел весёлые кинофильмы и занимался своим делами, офицеры и мичманы в своих кают-компаниях тоже даром времени не теряли, а честно исполняли традицию морского гостеприимства – на БПК «Свирепый» было много сопутствующих «гостей», флагманских специалистов, тоже жаждущих побывать в иностранном порту.

Традиционно перед каждым выходом «в дальнюю», то есть на БС (боевую службу), в дальний учебно-боевой поход, в отпуск, на длительную учёбу или на ДМБ, а также в какое-либо иное «мероприятие», как, например, заход с визитом в иностранный порт, в кают-компаниях устраивали «отвальную», то есть «праздничную вечеринку» или «банкет» (например, как «посиделки в ленкаюте у Суворова» - автор).

Традиционно выбирался «оргкомитет» или «тамада», который составлял меню банкета и сценарий торжества, распределял роли, обязанности, функции и расходы между участниками банкета. Заранее вестовые чистили «столовое серебро», хрусталь-стекло, «фирменную» посуду, готовились «изысканные кушанья и напитки».

Чащу всего офицеры и мичманы в складчину покупали и доставляли нужные продукты и яства сами, иногда заказывали морякам с кораблей обеспечения, но это только, когда мы были далеко в море, например, в Северной Атлантике в июле-октябре 1973 года.

Несомненно, и естественно, ни одно морское застолье не обходится без соответствующих традиционных морских тостов в честь моряков, моря, флота, командира корабля, «именинника», самого корабля, торжественного события, а также Родины и Отчизны. Причём морские тосты делятся на строго традиционные «Попутного ветра!», «Семь футов под килем!», «Счастливого плавания!» и т.д. и весьма оригинальные, анекдотичные и притчеобразные весёлые байки-розыгрыши…

За флот всегда кричали тройное краткое «Ура!», причём громче, чем за кого-либо иного. За командира корабля, за корабль и за Родину всегда пили и кричали ура стоя. Все остальные тосты морские офицеры пьют и провозглашают сидя, потому что им такое право было даровано изначально Петром I (вероятно, из-за качки и вероятности получения подвыпившими офицерами травм – автор). Однако тостующие, то есть провозглашающие тост, всегда его говорят стоя (видимо, для того, чтобы показать серьёзность и трезвость мыслей и языка – автор)…

Гостей на флоте любят, потому что все скучают по общению с новыми людьми, хотят видеть новые лица и характеры, чтобы на них посмотреть, себя показать, подшутить над гостями, разыграть их, показать им свои (наши корабельные - автор) традиции и обычаи, порадовать их, а заодно и себя (любимых – автор)…

Высшим проявлением уважения к гостю на корабле или на берегу считается артиллерийский салют –выстрелы из салютной пушки («пушечки»). При этом, главное, - это количество выстрелов.

«Морской устав» Петра I предписывал «генерал-адмиралу салютовать из 13 орудий, другим адмиралам - из 11-ти орудий, вице-адмиралу – из 9-ти орудий, а шаубенахту (контр-адмирал – автор) – из 7-ми орудий. Поз-днее все адмиралы получили право на 11 выстрелов салютной пушки.

«Партикулярному», то есть «обычному капитану» или по-нашему «командиру корабля» генерал-адмиралы ответно салютовал на приветственный салют четырьмя залпами из салютной пушки, а прочие «флагманы» - двумя выстрелами.

По «Морскому уставу» Петроа I «русскому военно-морскому флагу салютовать 9-ю орудийными залпами; русской крепости - 7 пушечных выстрелов от обычного корабля и 5 пушечных выстрелов – от флагманского». Чтобы не салютовать первому, русские адмиралы приходили на рейд раньше кораблей своего отряда, так как это давало возможность: «Не быть обязанным салютовать первому, но чтобы получить салют от других».

«Морской устав» Петра I запрещал «принуждать к салютации торговые суда, а также «палить напрасно» «под штрафом по червонному за каждый выстрел». «Салют наций» (21 залп салютной пушки – автор) производили «по прибытии в порт в честь флага дружественной державы, а также встречая на борту и провожая с него августейших особ дружественных держав». Генерал-губернатора или вице-короля иностранного государства приветствовали салютом из 17 залпов, мэра города-порта – 13-ю залпами.

В день коронации и тезоименитства российского государя императора «полагалось давать 31 залп салюта», а в день рождения наследника российского престола - 101 залп. Затем каждый день рождения наследника русского императора отмечали салютом в 25 залпов. Когда же российский император прибывал на флагманский корабль, то его приветствовали салютом из 31 залпа (когда убывал, тоже – автор).

Возвращение корабля в свою родную базу тоже отмечалось традиционным офицерским и мичманским банкетом, на котором все делились впечатлениями о визите в иностранный порт и рассказывали о своих приключениях. При этом моряки традиционно выставляли на общий стол что-то «вкусненькое» из добытого ими во время визита и увольнения на берег в иностранном порту. Тосты были традиционные и нетрадиционные, то есть эксклюзивно-местные, с весёлой «травлей морских баек».

Возвращавшиеся из-за границы корабли, как правило, тщательно «шерстили» или «шмонали» командир корабля, старпом и замполит, выявляя запрещённые контрабандные товары и вещи, порнографию и что-то иное (антисоветское - автор). Всё «незаконное» предлагали немедленно «уничтожить», «изъять» или «отдать по-доброму», всё, - кроме заграничных вин, которые закупались для «морских собраний и торжественных мероприятий» офицеров и мичманов, то есть для «традиционного морского гостеприимства».

Как правило, все корабли, прибывающие после заходов из иностранных портов, посещались командующими флотами, а значит, проверялись соответствующими «компетентными органами» на предмет обеспечения их безопасности. Вот тогда и пригождались запасы заграничных вин, сувениров и иных «гостинцев из-за бугра». Традиция «делиться» с начальством – это тоже давний обычай и ритуал и не только морской…

Инспекция и проверка боевого корабля или воинской части недовольным, неудовлетворённым или строгим начальством (командиром соединения флота или командующим флотом – автор), - это особая флотская или воинская традиция, требующая отдельного повествования…

Вот почему после праздничного обеда и ужина на рейде польского города-порта и ВМБ Гдыня 20 июля 1974 года почти никто из экипажа БПК «Свирепый» не скучал. Все были настроены празднично, в предвкушении завтрашних приключений и поэтому живо общались, обсуждали весёлые кинокомедии, «кучковались» в дружеские группы, праздновали начинающийся визит в Польшу.

- «А Польша, вот она, как на ладони!», – записал я в свой дневник-ежедневник 1974 года. – «Высокий берег. Город. Краны. Суда. Парусники. Много. Очень много. Прямо перед нами ворота в военную гавань Гдыни. Слева Сопот. А ещё левее дымят трубы Гданьска. Порт (Гдыня – автор) забит судами. Мы ждём своей очереди. Часы уже перевели по польскому времени. Обед был в половину одиннадцатого (по московскому времени- автор). Сейчас 11:13 (время записи в дневник – автор».

Завтра очень трудный и насыщенный приключениями день. Надо выспаться, набраться сил. Главное, пробиться в первый сход экипажа БПК «Свирепый» на берег. Я в команде часовых у флага и гюйса. Специально сам согласился на вахту в третью смену службы корабельного наряда с 01:00 до 05:00, чтобы утром и весь день быть свободным.

Только бы выдержать всё и не попасться…


Рецензии