Узы крови

        ПАМЯТИ РАФАИЛА МАРГУЛИСА.http://www.proza.ru/       
               

        Закрыв глаза,я стараюсь погрузиться в глубокий сон.Но тщетно:сознание дремлет между кошмаром и явью,запутываясь в лабиринте мыслей,и неумолимо возвращает меня к событиям и воспоминаниям последних дней,проведенных в израильской Афуле.
       
        ... Больничная палата кардиологии.Четко работают датчики,посылая на экран сигналы о том,что жизнь человека еще теплится.
        Я вижу твои глаза,спокойное отсутствующее выражение лица,раскрытые ладони рук - всё это свидетельствует о том,что ни ужас,ни страдания не терзают тебя в этот миг...

        В память врываются строчки стихотворения из последнего изданного сборника:
        "Пусть твердят,что надежды пусты.Не смирюсь!Никогда не смирюсь!"

        Ты никогда не думал о смерти.Она для тебя не существовала.Всегда только ЖИЗНЬ,БОРЬБА,ПОБЕДА.И радость творчества.Но сегодня ты побежден...Хотя... слава Богу! ты уже никогда не узнаешь о своем поражении...


                За несколько дней до "ЭТОГО":

        На скамейке,что рядом с домом,соседи,жена Наташа и я.Рафаил в хорошем настроении,"в ударе",что называется,читает стихи:
        "Всё будет ЗАВТРА,Натали,всё будет ЗАВТРА -
         В весенний сад,в иную жизнь сбежим по сходням,
         Но надо "зИму" пережить,"зима" - сегодня.
         В полете стонут журавли,но путь им задан,
         Всё будет ЗАВТРА,Натали,ПОВЕРИМ в ЗАВТРА!

         - Не хочу ЗАВТРА! Хорошую жизнь хочу сейчас!  - игриво капризничая и снисходительно улыбаясь,парирует Наташа.При этом уточняет:
         - Это он подлизывается,просит разрешения нарядить живую елку,чтобы отметить Новый год,как всегда,со всеми своими внуками...Мне же сейчас не до праздничных хлопот - не оправилась еще после операции...

         - Наташа,солнышко,все хлопоты беру на себя...Ну? Я готов просить тебя об этом празднике даже на коленях...
         Тут же легко опускается перед ней на одно колено:
         - Ну что? Бегу за елкой?
         - Шут!Настоящий и безнадежный! - останавливает она его полушутя,но строго. -  Джинсы придется стирать самому,учти!А праздник на этот раз будет без елки... сам-то еле "дышишь" уже,бегун!

         - Вот так всегда: с небес - на землю,грешник! С небес - на землю! А я люблю ее.Я ей дарю цветы.Дарю слова восторга и признанья...
         - Наташа,какой образцовый у тебя муж, - говорю я нарочИто громко, - счастливая!!!
         Она улыбается,абсолютно довольная,хотя тут же,хитро прищурившись,объявляет Рафаилу:
         - Пиаришь,знаю.Но меня не проведешь!

         - Да что же ты такая неверующая?
         И нам:
         - В самом деле,совершенно честно,она - моя радость,моя  Муза,смысл всей моей жизни.Наташа,ты мне веришь?
         Конечно,она верит.Она любит.И знает: они едины,счастливы,они навсегда вместе.

         Потом,вдруг посерьезнев и погрустнев,Рафаил делает несколько шагов от скамейки к центру улицы:
         "В городе Афула сосны пахнут дымом
          Сонной хвои горечь душу бередит.
          Вновь неистребимы,вновь необъяснимы
          Память безрассудства,отблески обид.
 
          Вот уже последней злобою хлестнула
          Молния безумства в бешенстве огня...
          Ах,какие сосны в городе Афула,
          Ах,как пахнут сосны в городе Афула,
          Как врачуют Душу,вечностью дразня.

          Останавливаются прохожие.Слушают,разглядывают с интересом.
          - ЗдОрово! И как душевно о нашем городе, - говорит какой-то парнишка и жмет Рафаилу руку. - В первый раз вот так близко вижу живого Поэта.Рад был бы подружиться...

          Рафаил улыбается ему ослепительной своей улыбкой - тепло,искренне,радостно,во всё лицо.В эту минуту он видится нам мудрым,одухотворенным,красивым той удивительной красотой,которая отличает только людей творческих.И я верю,что именно таким - лучезарным и светлым - ОН останется навсегда - наш обаятельный,любимый, бесконечно талантливый,ВЕЛИКИЙ для нашего непростого времени РАФАИЛ МАРГУЛИС.

                х  х  х

           И снова больница.В палату бегут врачи,оба медбрата.Кислород,разряд электрического шокера,укол в сердце.И безумный душераздирающий крик самого младшего из внуков  - Григория:
           - Спасите моего дедушку!Спасите!

           ...В твой дом мы возвращаемся пустынной ночной улицей.Крепко взявшись за руки,идут они,все твои внуки - очаровательные,хрупкие,юные жизни.За их судьбу ты был в ответе,вел их  к счастливой "гавани".Смогут ли оградить их от трудностей твои уроки,твои знания,твои наставления?

            Без сомнения!Но главное в том,чтобы они чувствовали в себе достаточно силы и достаточно любви,чтобы во всеоружии встретить настоящую взрослую жизнь и полюбить ту "битву",которую так любил ТЫ.
             Время их возмужания придет быстро.Мне кажется,что я вижу его - они мужественные,красивые,сильные.И это так прекрасно - черпать в этом РАДОСТЬ.

          
       


Рецензии
Спасибо, Галина за ваше эссе. Думаю, вы не рассердитесь, если я позволю себе добавить несколько слов об этом великолепном Поэте.
Рафаэль почти ничего не говорил о своём здоровье, буквально две фразы. Наше знакомство началось весной 2015 года. Отношения складывались по-разному, мы ссорились и мирились, переписывались и замолкали, но наши поэтические диалоги никогда не прекращались. Эти отношения, сугубо литературные, порой раздражали его корреспонденток, даже то, что я называю поэта Рафаэлем.  Одна из них мне написала: "Есть Рафаил Маргулис. Есть Рафаэль-Мендель. Не ошибайтесь в именах. Не надо новых вариаций на тему. Будьте внимательней. Это важно".
Тогда я обратилась к Рафаэлю.
--------

"Дорогой Рафаэль, извините, что называю вас Рафаэлем. Я привыкла к этому имени может потому, что в нем слышится волшебное "эль". Сразу возникает ассоциация с божественным напитком, который изобрели шумеры три тысячи лет назад. Эль часто имеет фруктовый вкус....У эля такое же сладкое хмельное содержание, как у ваших стихов. Извините, если в своей фантазии я что-то перепутала. Вы ничего не сказали, а я не спросила."(Лия Яковлева. 9 июня 2015 г.)
----------------------------------

"Дорогая, Лия. Конечно же я Рафаэль. Это чисто еврейское имя, оно так и произносится здесь, а в переводе обозначает "врачующий от имени Бога". Никто в Израиле не зовёт меня Рафаилом.
Рафаилом я был в СССР, где не признавали еврейских транскрипций. Там я подписывал свои статьи, театральные и кино-рецензии, а также многочисленные рассказы - Рафаил Маргулис. Это осталось, как атавизм. Стихов моих там не печатали, считали их диссидентскими, не соответствующим общепринятым нормам. Поэтому мне легко сейчас подписывать их - Рафаэль-Мендель.
Мендель - это был мой дед, который пострадал во время еврейского погрома, ему отрубили ногу черносотенцы, а советские власти выслали его в Сибирь, где я и родился в городе Омске.
Зовите меня Рафаэль. Это правильно.И я очень люблю своё еврейское имя." (Рафаил Маргулис. 9 июня 2015 г.).
------

"Спасибо вам, вы меня успокоили. Дело в том, что одна из ваших корреспонденток написала мне....и я задумалась. Вдруг моя вариация неуместна, а вы из деликатности молчите. Ваши прекрасные дамы так взыскательны и ревнивы! Они так борются за пальму первенства.
Дорогой Рафаэль, несмотря на то, что вы причислили себя к гномам, я вижу вас Эльфом"(Лия Яковлева. 9 июня 2015 г.)
--------

Под фразой "причислили себя к гномам" имеется ввиду стихотворение Рафаэля "Было. Блюз", которое он написал 8 июня 2015.

* * *

Руки и губы и груди -
Всплеск безнадежных страстей.
Ты со мной больше не будешь,
Женщина бездны моей.

Сказка ушла с вечеринки
В горьком мельканье минут.
Вновь по зелёной тропинке
Старые гномы бредут.

Это до боли знакомо -
Путь мимо трав и цветов
И в одеянии гнома
Я к твоим снам не готов.

Медленно боль уходила,
Где-то снегами мело.
Было, любимая, было,
Нынче травой заросло.

Рафаэль-Мендель
8 июня 2015.

----------

Есть и ответ на это стихотворение ( Шутка, чистая литература)

* * *
Быстро тропинка исчезла.
Там, где смыкается мгла
тонким канатом над бездной
в сказку дорога легла.

Стелится ночь невесомо,
мрачен глубокий каньон.
Девочка выбрала гнома
падать не страшно вдвоём.

В яркой цветной пелеринке,
в красных больших сапогах,
в шапке, почти невидимке,
гном заблудился в лугах.

Девочка грустно молчала,
девочка долго ждала,
но ничего не сказала
и по канату пошла.

Солнце над лесом всходило,
дикая вишня цвета,
девочка гнома забыла,
сказка быльем поросла.

(Лия Яковлева "Сказка быльем поросла" 09.06.2015).
-------------------------------
Между пишущими людьми, если они попадают на одну волну, часто возникают стихотворные диалоги. У нас с Рафаэлем их было много. Тайны в том нет, поскольку все они происходили на наших страницах, в открытом доступе, где и остались. Даже когда мы ссорились по лингвистическим соображениям, эти диалоги не только не прекращались, но возникали с новой силой.
В стихотворении Рафаэля "Рыцарь. Маленький романс" (из стихотворного диалога по "рыцарской" теме) есть строки:

"Вы забылись, вы плакали тонко.
Обреченные плечи тряслись.
Вас сразила моя похоронка
На турнире по имени "Жизнь"
(Рафаэль-Мендель. 9 июня 2015).

Это правда. Смерть Рафаэля невосполнимая утрата.Для меня он навсегда остался непревзойденным Поэтическим Собеседником.

* * *

Созвездия в бескрайнем синем леднике,
как лодки на глубинных якорях...
Мы были в этом мире собеседники,
плывущие в неведомых морях"
------

Светлая Память, искренние соболезнования родным и близким.

Лия Яковлева   22.02.2017 01:07     Заявить о нарушении
Как мне тебя называть?
Близкий , любимый , родной,
Милый , далёкий , чужой?
Как мне с тобой говорить,
Может слова где купить?
Ты превращаешь всё в смех,
Ты превращаешь всё в радость ,
Даже когда шепчешь гадость!

R&R
17.08.2012

Здравствуйте , уважаемые собеседники , друзья!
Галочка , это моё давнее стихо для всех любителей вариаций и ассоциаций имени Рафаил , которым наградили нашего дорогого Рафаэля-Менделя его родители.

Архангел Рафаил, наш Рафаил всегда с нами, кто его любит , помнит , чтит.
Называйте его так , как вам удобно, привычно , как можете на людях и так ,как называете наедине сами с собой.
Главное - помните!

Извините за вторжение и Вы , уважаемая Лия Яковлева,

с грустной улыбкой ,
Ривка Берг, Галина , Галчонок , Галина Ашмянская и т. д.

Ривка Берг   22.02.2017 12:25   Заявить о нарушении
Лия, а кто в Ваших диалогах задавал первую ноту -- Вы -- или Рафаэль? Т.е. -- кто был инициатором Ваших диалогов?

Ирина Вервай   23.02.2017 13:37   Заявить о нарушении
Милая Лия! Сегодня я абсолютно уверенно могу сказать Вам,что Рафаэль относился к Вам по-особенному,выделяя среди других за редкий поэтический дар,за взаимопонимание,за открытость ,за вечную жажду новизны,за то,что Вы разделили с ним стремление уйти от "удушающих"монотонных будней...
Ваши убеждения искренни и благородны,как и воспоминания о нем,далекие от фотографического воспроизведения событий... Ваши строчки лирически страстны,они полны порывистой нежности... именно это меня и потрясло!

Галина Кручинина   08.04.2017 12:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.