546 Салют наций 20 07 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 546. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Салют наций. 20.07.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: 45-мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-К –зенитная полуавтоматическая пушка калибра 45 мм, стоявшая на вооружении Военно-Морского Флота СССР в 1930-е - 1950-е годы, начиная с 60-х годов XX века – пушка 21-КМ – салютная пушка ВМФ СССР и России.


В предыдущем:

Скоро и к нам должен прийти катерок с польским лоцманом. Пока ещё очень пасмурно и я сомневаюсь, что фотографии получатся качественными, но настроение у меня и у всех отличное…

Крейсер КРЛ «Железняков» дошёл до поворотного буя, отмечающего створ фарватера входа во внутреннюю гавань города-порта Гдыня. В этот момент на крейсере начался орудийный «салют наций» - 21 холостой выстрел из специального салютного орудия.

«Салюту наций» крейсерской пушки ответили польские береговые орудия артиллерийской батареи ВМБ Гдыня. Эта перекличка артиллерийских залпов была очень торжественная и красивая, особенно, для тех, кто это понимал…

Дело в том, что «салют наций» - это одна из давних морских традиций всех флотов в мире, это приветствие или отдание почестей особым приёмом сигнализации – громким выстрелом из пушки, чтобы звук выстрела слышен был издалека, предупреждал о прибытии военного или вооружённого корабля, а чтобы не было никаких недоразумений и для гарантии, стреляли из пушки ровно 21 раз.

21 выстрел из пушки свидетельствовал: что хозяину корабля и салютного орудия не жалко потратить 21 заряд пороха; что он выстреливает этот порох заранее, в море, до входа в порт; что это выстрелы «холостые», без ядер, снарядов и разрушений; что командир корабля и его экипаж радуются, выстреливая 21 «очко», то есть ровно столько, сколько надо для успеха их миссии.

Вообще, холостой выстрел из ружья, салютной пушки или боевого орудия обычно производится в ознаменование особо важных событий, например:  при рождении ребёнка (сына-наследника – автор); во время свадьбы или дня рождения; при встрече или при отбытии дорогих и важных гостей; при встрече кораблей в море или в порту; во время празднеств и праздников (обычно, праздников Победы – автор); во время дипломатических и дружественных официальных визитов, а также при траурных мероприятиях.

Причём количество холостых выстрелов в каждом случае уже строго регламентировано обычаями делового оборота, культурными, общественными и государственными традициями, международными и национальными регламентами (законодательством).

Например, по общему согласию, считается нормальным и правильным производство салюта встречными кораблями в море на ходу от восхода и до захода солнца. Если корабль находится в порту, на рейде или на якоре, то от подъёма и до спуска флага.

Гражданские суда не должны иметь никаких орудий (оружия морского боя – автор), поэтому при встрече с военными кораблями они салютуют кормовым флагом, то есть немного приспускают его, а после того, как увидят и услышат ответный выстрел салютной пушки – поднимают свой кормовой флаг до места.

Военные корабли, на которых нет салютной пушки, при встрече с другими судами и кораблями отвечают на салют или иное приветствие однократным медленным приспусканием своего кормового флага до 1/3 длины фала и быстрым подъёмом его до места.

(Данные из «Морского словаря» Самойлов К.И. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 – автор).

Кстати, «салют наций» крейсера КРЛ «Железняков» на входе в гавань порта Гдыня пробудил во мне жгучий интерес к традициям морского церемониала, к славным морским традициям и я «загорелся» идеей выпустить радиогазету на тему «Славные морские традиции русского флота».

Рейд и гавань порта Гдыня днём 20 июля 1974 года были заполнены множеством самых различных судов и кораблей. Некоторые из них стояли на якорях у входа в портовую бухту, некоторые выходили, а другие по очереди входили в неё. Очень медленно, в условиях плохой видимости и погоды, крейсер КРЛ «Железняков», БПК «Бдительный» и мы, БПК «Свирепый», заняли отведённые нам места на рейде порта Гдыня, встали на якоря и стали ждать своей очереди. Ожидание затянулось и мы остались на рейде на ночь…

Конечно, экипаж БПК «Свирепый», наверное, экипажи КРЛ «Железняков» и БПК «Бдительный» были разочарованы тем, что нас не пустили в порт и ВМБ Гдыня сразу, сходу, как только мы подошли в назначенное время. Кое-кто вслух уже говорил, что это «не просто нерасторопность портового диспетчера, а нечто большее, - недружелюбие»…

Возможно, так оно и было, но мне было некогда даже думать на эту тему, потому что я собирал материал для радиогазеты о морских традициях приветствия гостей…

Вот что я узнал…

Оказывается, обычай приветствовать в море проходящие суда и корабли, салютуя флагами или орудийными выстрелами, возник очень давно, вероятно,  момента начала строительства судов, особенно, морских. При этом всегда морской церемониал приветствия воспринимался моряками как знаки благорасположения, почтения, благожелания и даже благоговение (лат. церемониал – благоговение – автор).

Однако некоторые морские супердержавы, например, Великобритания, требовали от встречных судов и кораблей церемониальных салютов. «Владычица морей» считала своими все моря от мыса Финистерре в Испании до мыса Статен в Норвегии и мыса Скаген в Дании. В 1643 году в специальной инструкции для капитанов британских судов указывалось: «Если случится встретить в водах Его Величества суда или флот любой иностранной державы и если они не приспустят флаг или марселя, вы должны заставить их сделать это»…

По условиям мирного договора Великобритании с Голландией от 1674 года «голландские военные корабли и суда при встрече с английскими обязаны были спускать не только флаг, но также верхний парус». Спуск своего паруса означал, что судно намеренно снижает сой ход, быстроходность и манёвренность в угоду британскому судну или кораблю. Это был уже не «салют наций», а унижение, показное ослабление, подчинение, отдание себя на милость сильного…

Британские капитаны сурово наказывались за не принуждение иностранных судов салютовать британскому флагу «Юнион Джек», вероятно, поэтому в 1606 году капитан небольшого британского судна под угрозой своих орудий принудил судно датского короля, возвращающееся домой после визита к английскому королю Якову I, на выходе из Темзы спустить королевский штандарт короля Дании…

Король Франции Людовик XIV (тот, кто однажды заявил: «Государство – это я» - автор) тоже в своём королевском ордонансе 1689 года требовал «на всех морях первого салюта французскому флагу». Интересно, как салютовали при встречах французские и английские суда и корабли?

«Салют наций» посредством орудийных залпов салютной пушкой, вероятно, первыми начали применять в XV веке прагматичные англичане (чего зря боевой порох тратить? – автор). Судно, которое первым стреляло в воздух, тем самым сигнализировало, что оно свой заряд использовало и поэтому – безоружно.

В те времена (например, правлении короля Генриха VII (1485-1509) – автор) парусные суда и корабли ходили с заряженными орудиями и поэтому во время встречи стреляли сразу из всех орудий одного борта. Чтобы вновь зарядить все орудия нужно было не менее часа. Может быть, поэтому «салют наций» стали считать по 21 выстрелу из орудий?

Кстати, во время войны, используя военную хитрость, как правило, салютовали из специальных малых салютных пушечек, а заряды основных боевых орудий берегли…

В журнале «Морской сборник» я прочитал об одном случае военной хитрости при церемониальной встрече французской и испанской эскадр военных кораблей в 1551 году, во время очередной «Итальянской войны» между Францией и Испанией «за торговую и колониальную гегемонию».

«Находчивые французы подняли на фалах своего флагмана штандарт испанского короля и просигналили: «Имеем на борту члена королевской семьи». В соответствии с утверждённым морским церемониальным ритуалом испанские корабли отсалютовали «августейшей особе» из всех своих орудий. Французская эскадра в ответ начала выстраиваться в боевые порядки для атаки. Испанские моряки начали перезаряжать пушки, было уже поздно. Они не успели и французы захватили испанские галеоны».

Наш русский царь Пётр I тоже в своём «Уставе морском» установил: «В салютах поступать с чужестранными по трактатам», и потребовал: «Дабы перед нашими воинскими кораблями командующие флаги и вымпелы спускали, каковы наши малы, а их велики ни были; и ежели не учинят, то их принуждать к тому». Они «великие британцы», а мы что – лысые?

В 1721 году был издан «Регламент шкиперам и протчим, приходящим на торговых кораблях в порты Российского государства, дабы ведали, как поступать и чего остерегаться во оных». Этот «Регламент» обязывал «отдавать приветствия нашим военным кораблям в самом порту и при входе в него спуском марселей», а ежели «кто того не учинит, то по том будет выстрел, и доправлен за тот выстрел червонной», то есть оштрафован «червонцем» (10 золотых рублей – автор). Если нарушитель упрямствовал и отказывался салютовать русскому военному кораблю, то следовал новый устрашающий выстрел, а денежный штраф увеличивался в три раза…

Потом ситуация изменилась и салют путём приспускания флага стали считать унижением, трусостью или даже знаком сдачи в плен. В XVIII веке французская «Морская энциклопедия» толковала салют флагом, как «унизительную форму приветствия».

Русский царь-император Павел I сначала вообще запретил русским кораблям «салютовать, спуская, флаги и вымпелы под смертную казнию, хотя бы от иностранных флотов и силою к тому принуждаемо было...», то есть ни при каких условиях – «Флаг не спускать!». «Устав военного флота императора Павла I» 1797 года уже требовал от командиров военных кораблей русского флота руководствоваться международными договорами о правилах салюта в море и в портах.

Только после знаменитого «Трафальгарского сражения» (1805) Великобритания отменила закона «о первом салюте иностранных военных кораблей в честь британского флага» и признала «равенство военных кораблей суверенных государств в открытом море». Так салют флагом в открытом море стал «формой взаимного приветствия в море кораблей и судов равноправных государств». Теперь флаги не спускали, а приспускали и при этом в торжественных случаях, салютовали из специальных салютных пушек (орудий).

Обычно число выстрелов из салютных пушек было одинаковым, сколько стрелял один, столькими же выстрелами и отвечали. Однако в 1699 году русские военные корабли при встрече с турецкими «палили без счету со всех судов и орудий иногда дважды и трижды». Так что тут не поймёшь: то ли запугивали друг друга, то ли радовались встрече…

Ещё через несколько десятков лет практики так получилось, что возник общепризнанный обычай-правило: «первым салютует младший по рангу и на каждый выстрел младшего старший должен ответить своим выстрелом».

Теперь в Морских и Корабельных уставах флотов разных стран установлены международные правила салютования (например, «аргентинские правила военно-морского церемониала 1962 года состоят из 298 статей, бельгийский регламент 1958 года — из 103 статей, а устав военно-морской службы Эфиопии 1963 года — из 122 статей» - автор). Так что особенности морского церемониала «салюта наций» существуют и делают эти церемонии очень красивыми и эффектными.

К общепринятым и одинаковым церемниям морского приветствия относятся: салюты выстрелами и флагом, а также отдание почестей должностным лицам (личные салюты) и морское гостеприимство...

По этим правилам: «при встречах в море военных кораблей, идущих под Военно-морским флагом или Государственным флагом СССР, в момент, когда штевни судов поравняются, на корабле низшего ранга или находящегося под флагом (брейд-вымпелом) младшего (подчинённого) первыми играют особый сигнал, так называемое «Захождение». Услышав его, все, кто не занят службой и находится на верхней палубе, поворачиваются лицом к проходящему кораблю, принимая положение «смирно», а офицеры, мичманы и старшины сверхсрочной службы прикладывают руку к головному убору, отдавая воинскую честь. В ответ тотчас же на корабле высшего ранга или корабле, находящемся под флагом (брейд-вымпелом) старшего начальника, также играют «Захождение», и его личный состав выполняет точно такие же действия. После расхождения кораблей на старшем корабле первыми играют сигнал «Исполнительный» (отбой), а затем этот сигнал играют на младшем корабле».

«При встрече военных кораблей одинакового ранга или идущих под флагами (брейд-вымпелами) равных должностных лиц сигналы «Захождение» и «Исполнительный» на обоих кораблях играются одновременно. Такое отдание чести кораблями в море производится от восхода до захода солнца и в случае, если расстояние между ними не превышает двух кабельтовых».

«При встрече в море корабля военно-морского флота с транспортными и промысловыми судами СССР и невоенными судами иностранных государств, если они салютуют нашему кораблю приспусканием кормового флага, то по команде вахтенного офицера им отвечают однократным приспусканием Военно-морского флага на одну треть длины флагштока. При этом флаг медленно приспускается и так же медленно поднимается».

Я легко и радостно читал эти уставные строки, потому что изучал их ещё в севастопольской Морской школе ДОСААФ в 1971 году…

Не менее строго и чётко расписан церемониал встреч высших должностных лиц на военно-морском флоте, причём ритуал встречи должностных лиц, прибывающих на корабль, определён Корабельным уставом Военно-морского флота СССР.

Орудийный «салют наций» из 21 выстрела салютной пушки окончательно установился в начале XIX века и является «торжественной формой отдания чести нации, народу, государству при входе военного корабля в иностранный порт, объявленный салютующим, а также на рейд или при проходе мимо иностранных крепостей, также объявленных салютующими, а также в других случаях, предусмотренных программой визита». В «Морском уставе» от 1853 года установлено: «По приходе на иностранный рейд... салютуется крепости при подъёме флага той державы на грот-брам-стеньге 21 выстрелом...».

Да, но почему всё-таки 21 выстрел?

Вероятно, дело в том, что прибывающий в порт иностранный корабль отстреливал поочерёдно все пушки одного борта, показывая, что он их разряжает. Самыми распространёнными военными парусными кораблями во второй половине XVIII – в начале XIX века были сорокапушечные фрегаты. Таким образом салют 20-ти пушек одного борта ровно наполовину обезоруживал корабль…

Береговые батареи порта или суда-корабли, охранявшие рейд, отвечали гостю орудийными залпами, а поскольку по морской традиции требовалось отвечать «баш на баш», то есть справедливо и поровну, то салютовали также выстрелами из 20-ти орудий. Поэтому 21-й выстрел салютующего корабля – это просто знак того, что салют окончен… Вот и всё.

По нашим морским правилам на КРЛ «Железняков», вероятно, ты осуществлялся «салют наций»…

Когда КРЛ «Железняков» вышел на траверз военной гаваний ВМБ Гдыня (Польша) была дана команда: «Большой сбор! Приготовиться к Салюту наций!». Весь свободный от ходовой вахты личный состав крейсера занял свои места на обращённом к берегу борту. На правом фланге длинного строя советских моряков занял своё место духовой оркестр, затем почётный караул, офицеры, старшины и матросы в парадной форме одежды по воинским частям, службам и командам. На мечте взвился сигнал «Исполнительный», поднятый «до половины». Потом командир крейсера скомандовал: «Государственный флаг Польской Народной Республики поднять!».

В это время комендоры чётко заряжали в салютную 45-мм полуавтоматическую универсальную пушку 21-К образца 1939-1950 гг. небольшие холостые снаряды калибра 45 мм. При этом на грот-стеньге (или фор-стеньге - автор) в развёрнутом виде медленно поднимался государственный флаг Польской Народной Республики. Как только польский флаг поднялся «до места», комендоры выстрелили первый раз и так стреляли «в небо» 21 раз. Польская береговая батарея тоже отвечала 21 залпом.

Корабельный оркестр с первым выстрелом салютной пушки начал исполнять Государственный гимн ПНР, затем Государственный гимн СССР. После окончания «салюта наций» флаг ПНР опустили. Причём окончание салюта должно было совпасть с окончанием исполнения государственных гимнов ПНР и СССР. По первому выстрелом (залпу) «салюта наций» экипаж крейсера «принимает положение «смирно», а офицеры, мичманы и сверхсрочнослужащие, прикладывают руку к головному убору, отдавая воинскую честь».

Да, морские традиции – это драгоценности морского флотского духа…


Рецензии