552 Кранцы за борт! 21 07 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 552. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Кранцы за борт! 21.07.1974.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора: БПК «Свирепый» вплотную левым бортом подошёл к БПК «Бдительный». Швартовые команды устанавливают между бортами упругие резиновые кранцы, предохраняющие борта наших кораблей от ударов и повреждений. За нами стоят гражданские грузовые суда, в частности польский сухогруз «Кузница» («KUZNICA»). 21.07.1974.


В предыдущем:

Нашими противниками-соперниками по классу и рангу боевых кораблей были американские фрегаты типа «Нокс» и «Оливер Х. Перри», но кто их знает и кто их помнит, а БПК пр.1135 типа «Буревестник» знают и помнят все…

Кстати, наши «вероятные противники» - США и НАТО – не просто опасаются, например, как мы, а просто панически боятся советских атомных подводных лодок – стратегических ракетоносцев (АПЛ). Об этом свидетельствуют расходы и усилия США и НАТО:
на создание Всемирной гидроакустической системы SOSUS для слежения за советскими подводными лодками,
на создание в Северной Атлантике системы донных гидроакустических буёв, сканирующих толщу океана в поисках проходящих мимо подводных лодок,
на преобразование своих устаревших эсминцев в противолодочные корабли по программе FRAMM,
на строительство большой серии противолодочных фрегатов «Нокс» и «Оливер Х. Перри»,
на создание разработку уникальных по стоимости, но бесполезных противолодочных эсминцев типа «Спрюэнс».

Бесполезными американские противолодочные корабли стали потому, что советские межконтинентальные баллистические ракеты с разделяющимися боевыми головками, способны на управляемый полёт к целям с расстояния 10 000 км, то есть этими ракетами наши АПЛ могут стрелять из своих территориальных вод. Впрочем, так же, как и американские АПЛ…

Вот почему объективно БПК пр.1135 типа «Буревестник» переклассифицировали в СКР – сторожевые корабли ракетные. Хотя все знают и понимают, что корабли пр.1135 и более новые проекты подобных кораблей – это всё же большие противолодочные корабли 2-го ранга.

Эти рассуждения справедливы для данного времени (21.02.2017 15:41 – автор), а 21 июля 1974 года БПК «Свирепый», медленно и без стука подошёл к БПК «Бдительный» точно борт к борту и швартовым командам прозвучала команда: «Кранцы за борт!».

На снимке фотоиллюстрации запечатлён тот момент, когда между корпусами БПК «Свирепый» и БПК «БдительныЙ» были выставлены кранцы.

Кранцы – это специальные резиновые изделия, смягчающие удары и предохраняющие борта судов и кораблей от повреждений при их подходе к причалу, к борту другого судна или корабля, а также при стоянке рядом с пирсом или другим кораблём.

Ранние мягкие кранцы делались плетёными из тросов разной толщины в виде мешков-авосек, которые набивались кусками пробки, расплетёнными прядями тросов, каболки (просмолённых тросов), капкой из списанных спасательных жилетов и т.д.

Современные кранцы изготовляют из резины и пластмассы. Такие кранцы были на наших кораблях. Кроме этого и чаще всего, причальные стенки пирсов и причалов, а также борта буксиров защищают списанными автомобильными покрышками, подвешенными на стальных тросах.

Конечно, хочется так пришвартоваться к пирсу или к борту другого корабля, чтобы не было ни вмятин, ни стука, ни толчков, но моряки всех стран хорошо знают практичную и верную поговорку: «Швартовка без кранца – деньги на ветер».

Так что заботливо и осторожно швартовые команды и боцмана обеих кораблей дружно выставили не только бортовые кранцы, но и кормовые и носовые – на всякий случай.

Всё, мы встали на якорь, выбрали слабину якорной цепи, выставили кранцы и перебросили с юта БПК «Свирепый» на ют БПК «Бдительный» трап и мы готовы к сходу на берег.

Кто первый сойдёт на землю Польши?

P.S. Для любознательных: Кранец (хранец) – от слова-понятия «схрон» - хранилище чего-то важного, место для сохранения, сундук, шкаф или небольшой ящик-рундук с крышкой-дверцей для хранения на корабле боезапаса (порох, ядра), а также деревянный треугольник на палубе или кольцо из толстого каната рядом с корабельной пушкой, внутри которого (за краем) лежат-хранятся ядра, чтобы не катались по палубе во время качки. Естественно эти ящики, треугольники и кольца имели концы, которыми привязывались к стоячему такелажу корабля (чтобы не потерялись и не смылись волной).

Возможно, эти ящики-рундуки или кольца из толстых канатов при острой необходимости использовали для смягчения ударов корпусов парусных кораблей о причалы или борта других судов. Отсюда и стали называть кранцами все круглые, цилиндрические или похожие на сосиски и сардельки плетёные, резиновые или пластмассовые упругие предметы-приспособления для предотвращения повреждения бортов.


Рецензии