573 Гдыня, Сопот и Гданьск 22 07 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 573. Гдыня (Польша). БПК «Свирепый». Триполье: Гдыня, Сопот и Гданьск. 22.07.1974.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора: Польша. Гдыня. БПК «Свирепый». Это единственный польский сувенир (буклет «Триполье») который достался мне даром как подарок от прекрасной и милой молодой продавщицы сувенирных открыток в Гдыне (рассказ о ней ещё впереди – автор). 22.07.1974.


В предыдущем:

Единственное, что скрасило мне провал в бездну тяжёлого служебного сна после ночной вахты часовым у флага-гюйса БПК «Свирепый», - это тоненький робкий и светло-радостный лучик самого верхнего краешка солнечного диска, который появился за моей спиной, когда я сдавал вахту часового. Этот солнечный лучик 22 июля 1974 года ещё не грел, но уже вселял надежду…

Солнце в Гдыне взошло по местному летнему времени в 04:41 (в Балтийске в это время было уже 06:41). Поэтому к моменту подъёма личного состава по местному времени, то есть в 06:00, я уже «выспался», так как в Балтийске (дома – автор) было уже 08:00 и мой «живот» урчал, не переставая, и требовал пищи.

Подняться с койки было трудно первые 1,5-3 минуты, а потом, глядя на общее возбуждение и приготовления моряков-свиреповцев к первым утренним увольнениям на берег, я невольно заразился общим весёлым настроением и быстренько привёл себя в порядок. Утренний туалет занял всего 10 минут и с мокрыми волосами я вместе с ребятами активно уплетал праздничный завтрак в столовой личного состава.

Здесь-то нам и объявили о сборе на юте желающих поехать в культпоход обзорную экскурсию по «Триполью: Гдыня, Сопот и Гданьск». Вот это да – три в одном! Конечно, поедем!

Вчерашнее приключение сблизило нас. Я уже мысленно сравнил нашу четвёрку: Паша Каретов, Сашка Кудлай, Коля Горчаков и я, - с четырьмя мушкетёрами Александра Дюма. А что? Паша Каретов – сильный и могучий – вылитый Портос, хитрый и осторожный, но азартный и влюбчивый Сашка Кудлай – вылитый Арамис, самый молодой среди нас, умный, горячий, взрывной Колька Гончаров – это прирождённый Д,Артаньян, ну а я, так и быть, буду выполнять роль Атоса…

Я не стал говорить ребятам о своих представлениях - ещё рано, но уже относился к ним, как к персонажам бессмертного романа Александра Дюма «Три мушкетёра». Кстати, именно тогда я первый раз задумался над загадкой: «Почему роман называется «Три мушкетёра», а на самом деле их четверо?».

Все завтракали с удвоенной энергией и бегом бежали готовиться и строиться на юте для посадки в автобусы. Триполье – это три города, практически связанных друг с другом: Гдыня, Сопот и Гданьск. Что мы знали о них тогда в июле 1974 года? Да ничего! Знали только, что есть такие города в Польской Народной Республике, знали, что Гдыня – это порт и военно-морская база польского военного флота, что в Сопоте проходит знаменитый фестиваль эстрадной музыки и песни, и что именем Гданьска назван наш балтийский Гданьский залив. Правда, я ещё знал, что раньше, при немцах, Гданьск назывался Данциг…

Теперь нам предстояло увидеть своими глазами, услышать своими ушами и протопать своими ногами знаменитое «Триполье: Гдыню, Сопот и Гданьск». Эти три города, которые ещё назывались «Триградье», воспринимались поляками как «жемчужины Балтики» и были национальной гордостью современных поляков.

Кстати, на политзанятиях перед визитом в Польшу нам «шепнули», что в декабре 1970 года рабочие порта и верфи Гдыни восстали против польских властей, что у них сильные профсоюза западного толка, то есть очень организованные, сплочённые, финансово независимые, а значит могущие оплатить рабочим по среднему любую по масштабам забастовку.

- Несомненно, - говорил нам замполит, капитан-лейтенант А.В. Мерзляков, - польские профсоюзы имеют финансовую поддержку с Запада. Так что в Польше нужно быть максимально осторожными с поляками, чтобы ничем их не задеть, не обидеть, не напугать.

А мы и не были против поляков, потому что не тронут нас, не тронем мы и да здравствует дружба! Нам было просто очень интересно побывать за границей СССР, путь не на Западе, но всё же в иноземном государстве. Вот почему мне было интересно всё, что связано с историей польских старинных городов, как Гданьск, и современных городов, как Гдыня и Сопот.

Гдыня (польск. Gdynia) – это город на северном побережье Польши, на крайней западной излучине Гданьского залива Балтийского моря. Вместе с Сопотом и Гданьском образует так называемое Триполье или «Труймясто» (польск. Trojmiasto или «Трёхградье»).

Примерно с 1253 года на месте Гдыни была рыбацкая деревня, которая называлась «Гдина». Смысл и значение этого слова-названия затерялся в веках…

Однако Гдыня прославилась тем, что здесь в 1637 году состоялся первый выход Польши в Балтийское море, как государства и Гдыня стала морским поселением в честь польского короля Владислава IV, местом проведения его морской политики. С тех пор Гдыня развивалась как центр морской торговли и судостроения.

В 1870 году в Гдыне ведётся строительство железнодорожной линии Гданьск-Щецин и железнодорожного вокзала «Хилония». В 1904 году жители Гдыни основали обществ «Балтийский курорт Гдыня».

28 ноября 1918 года – на основании декрета Главы государства Юзефа Пилсудского создан Военно-морской флот Польши с базированием в Гдыне. В 1920 году генерал Юзеф Халлер принял Гдыню и Поморье в состав Польши того времени. В 1920 году польский инженер Taдеуш Венда избрал Гдыню как место строительства будущего порта. В это время в Гдыне постоянно проживает немногим более 1000 жителей.

23 сентября 1922 года польский Сейм утвердил закон о финансировании строительстве порта в Гдыне (День рождения города-порта Гдыни). 29 апреля 1923 года в Гдыне открыт временный военный порт и пристани для рыбаков. В 1923 году в Гдынский порт вошло первое судно дальнего плавания «Кентаки». В 1924 году в Гдыню перевели командование Военно-морского флота Польши.

10 февраля 1926 года Гдыне присвоены городские права «в честь шестой годовщины обручения Польши с Балтийским морем». В 1926 году в Гдыне проживает 100 000 жителей. В 1928 году в Гдыне началось строительство угольной магистрали «Гдыня – Силезия».

В 1930 году в Гдыне создана регулярная пассажирская линия через Атлантический океан по маршруту «Гдыня-Нью-Йорк» (США). В 1930 году из Тчева в Гдыню переведена «Морская школа» и поднят флаг на паруснике «Дар Поморья».

31 июля 1932 года состоялся первый в Польше и в Гдыне «Праздник моря», собравший более 100 000 человек. В 1933 году в Гдыне началась эксплуатация «Морского вокзала». В 1934 году началось строительство мола в Гдыне Орлово длиной 420 м.

В 1936 году из Гдыни начался первый рейс легендарного трансатлантического лайнера «Стефан Баторий». В 1938 году в Гдыне закончено строительство и началась эксплуатация «Торгового центра» современной арочной конструкции.

01-19 сентября 1939 года с защиты Гдыни и других польских городов от немецко-фашистских захватчиков началась Вторая Мировая война 1939-1945 гг. Оккупированная немецкими войсками Гдыня называлась по-немецки «Gotenhafen» (от немецкого названия рыбацкой деревни Гдина - «Gdingen»).

28 марта 1945 года – освобождение Гдыни советско-польскими войсками. В 1945 году в Гдыню возвратилось первое польское судно Польского торгового флота «Краков». В 1946 году в Гдыне создана Офицерская школа Военно-морского флота Польской Народной Республики.

25 июня 1969 года в Гдыне началась эксплуатация «Надморского бульвара» (Сквер Костюшко) длиной почти в 2 км. В декабре 1970 года подавлены польскими властями массовые уличные демонстрации жителей Гдыни против несправедливой политики властей. В 1971 году в Гдыне открылся Океанографический музей и Морской аквариум польского Морского Рыбацкого института.

Таким образом, Гдыня считается относительно «молодым» польским городом, так как только после окончанич Второй Мировой войны и после создания Польской Народной Республики город начал стремительно развиваться и стал центром польской государственной морской политики. Так Гдыньская судоверфь имени Парижской коммуны начала строить танкеры и рудовозы для стран социалистического блока, а порт Гдыня стал главной военно-морской базой ВМС Польши.

Между Гдыней и Гданьском располагается город-спутник Сопот.

Сопот (польск. Sopot) – это город и морской курорт на севере Польши, в Поморском воеводстве, на Балтийском побережье Гданьского залива. Здесь 1 сентября 1939 года немцы уничтожили польско-данцигскую границу. Сопот входит в агломерацию «Труймясто» (Тройной город), то есть в единое городское территориальное образование с общим населением около 1 000 000 человек.

В Сопоте расположен самый длинный в Европе деревянный «Сопотский морской мол» (Molo) длиной 515,5 метров. Сопот знаменит своей пешеходной улицей и «Кривым домиком» («Krzywy Domek» — «кривой дом»). Сопот – это место проведения международного песенного фестиваля, одного из крупнейших в Европе. В 1970-1980-е годы «Сопотский международный песенный фестиваль» проводился в основном для артистов-исполнителей из социалистических стран.

История Сопота ещё более современная, чем история Гдыни. Это городок-место своеобразной прибалтийской красоты, курорт и место отдыха - «Монте-Карло Севера Восточной Европы». Здесь всё создано для курортников - санатории, гостиницы, пансионаты, парки.

В 1823 году бывший наполеоновский врач Ян Хаффнер соорудил в Сопоте лечебные ванны, и Сопот вошёл в число самых престижных европейских курортов. Знаменитый полукилометровый Сопотский деревянный мол наряду с «Королевской дорогой в Гданьске» и «Сквером Костюшко» в Гдыне, - это самые популярные туристские места «Труймясто» («Тройной город»).

Первый «Сопотский мол» построили русские в 1817 году для своих военных судов, но, оставляя город, они уничтожили мол. В 1823 году Ян Хаффнер создал первый сопотский курорт и мол восстановили специально для прогулок курортников. Вдоль побережья на осушённом болоте создали двухкилометровую полосу Северного парка, построили комфортабельные «Северные купальни» по проекту Пауля Пухмюллера, где «кроме привычных кабинок для переодевания есть и магазины, и ночной клуб, и удобная терраса для прогулок, и теннисные корты».

Самая известная гостиница в Сопоте – отель «де Гранд» (1926) с одним из старейших в Европе казино. Сопотский мол – место прогулок и одновременно пристань для «туристического пассажирского судоходства и водных такси» (Сопот – Вестерплятте – Гданьск, Сопот – Гдыня). В акватории Сопота проводятся соревнования Чемпионата Мира по парусному спорту, Кубка Стран Балтийского моря по виндсёрфингу или «Сопотского триатлона».

Сопотская улица «Monciak» (Монтяк), ведущая к молу улица «Бохатерув (Героев) Монте Кассино» - это «самая знаменитая в Польше прогулочная улица, на которой расположены многочисленные пабы и галереи, а летом представления дают уличные бродячие театры и музыканты, показывают свои работы портретисты». На этой улице находится кинотеатр «Полония».

Однако самая известная современная достопримечательность Сопота – это «Opera Lesna» (Лесная Опера) - амфитеатр под навесом на свежем воздухе, один из прекраснейших и самых великолепных с точки зрения акустики концертных объектов в Европе. Зрительный зал Лесной Оперы вмещает 4400 зрителей, а в яме для оркестра помещается 110 музыкантов.

«Opera Lesna» (Лесная Опера) – место для концертов классической и популярной музыки, место для проведения знаменитого Сопотского Фестиваля.

Кроме этого в Сопоте «созданы прекрасные условия для занятий спортом – школы водных видов спорта, курортные и пляжные спортплощадки, теннисные корты, поля для гольфа, десятки километров велосипедных дорожек вдоль моря и на лесных возвышенностях, аквапарк и множество других объектов активного отдыха и спорта».

Гданьск (польск. Gda;sk, лат. Gedanum, Dantiscum) – город в северной Польше, шестой по населению в стране, вместе с Сопотом и Гдыней образует агломерацию «Труймясто» («Трёхградье»), крупный порт на Балтийском море, центр судостроения и судоремонта. Гданьск в 1308-1466 и 1793-1945 годах носил название Да;нциг (нем. Danzig).

Гданьск считается старым и даже древним городом, впервые он упоминается в летописи в 997 году в связи с миссией святого Адальберта (Войцеха) в Пруссию. По данным археологических раскопок, «поселение на месте Гданьска существовало уже в V веке н.э.». Гданьск с 997 по 1308 годы был в составе Польши.

4 ноября 1308 года Гданьск был захвачен рыцарями Тевтонского (Немецкого) ордена и был присоединён к Пруссии и переименован в Данциг. С 1361 года Гданьск становится членом Ганзейского союза – одним из важнейших его членов (все данные о Гданьске из Википедии – автор).

В 1466 году, после окончания «Тринадцатилетней войны» Тевтонского ордена с Польшей, в ходе которой «орден потерпел поражение, Гданьск был воссоединён с Польшей, и ему было возвращено его первоначальное название, даны от польского короля Казимира широкие привилегии, в частности: самостоятельно выбирать должностных лиц, вести почти независимую внешнюю политику и обладать монетной регалией».

В ходе «Войны за польское наследство» Гданьск был взят войсками русского генерала Миниха. В 1793 году, в результате раздела Польши, Гданьск достался Пруссии и снова стал Данцигом. После взятия в 1807 году французами Данциг был объявлен «вольным городом» («Данцигская республика»), но после разорительной осады в 1813 вернулся к Пруссии.

После Первой Мировой войны Данциг по Версальскому мирному договору (1919) получил статус «вольного города» и находился под управлением «Лиги Наций». Договор также передавал Польше «Данцигский коридор» («Польский коридор»), который отделял Восточную Пруссию от Германии.

Польше было предоставлено право свободного пользования данцигскими водными путями, доками и пр. Данциг входил в таможенную зону Польши. С 1926 Польша, с согласия Лиги Наций, содержала в гавани Данцига склад военного снаряжения под охраной польских военнослужащих.

В 1939 году Германия потребовала от Польши возвратить Гданьск Германии, а также предоставить Германии пути в обход «Данцигского коридора» для связи с Восточной Пруссией. Отказ Польши стал формальным поводом к началу Второй мировой войны.

1 сентября 1939 года в Гданьске немецкими войсками были атакованы «Польская Почта» и небольшой польский гарнизон в форте «Вестерплатте». В течение нескольких часов «Польскую Почту» обороняли несколько десятков польских патриотов, вооружённых в основном спортивным и охотничьим оружием. Форт «Вестерплатте» был обстрелян кораблями немецких ВМС. На следующий же день Гданьск вошёл в состав Восточной Пруссии как «Данциг».

Важнейший порт и первоклассная военно-морская база ВМС фашисткой Германии на Балтийском море - Гданьск (Данциг) был освобождён советскими войсками 28-30 марта 1945 года. После войны, по решению «Потсдамской конференции» Восточная Пруссия была ликвидирована. Её южная часть, примерно 2/3 общей территории, в том числе и Гданьск, была передана Польше. Немецкое население было депортировано.

Сразу же после войны в Гданьске началось восстановление «Старого города» Гданьска и промышленности. Благодаря упорному труду жителей Гданьска он вновь стал всемирно известным «ганзейским (торговым) городом», который, «благодаря своей более чем 1000-летней истории, приморскому расположению и имеющемуся потенциалу был и остаётся значительным прибалтийским центром польской экономики, политики и культуры».

Вот почему Гданьск – это «крупнейший экономический, научный и культурный центр польского балтийского побережья, столица городской агломерации с населением, превышающим миллион жителей и свыше 2,2 миллиона жителей поморского региона, который, согласно последним социологическим исследованиям, является одним из самых зажиточных регионов Польши» (современные данные – автор).

Побывать в «Труймясто» (польск. Trojmiasto или «Трёхградье») – значит побывать во всей Польше одновременно! Это ли не мечта?!

Однако после восторженного построения желающих посетить на автобусах «Труймясто» нас всех вернули обратно (что-то случилось невозможное – автор) и в награду разрешили выйти свободно в город Гдыню в увольнение, правда, группами по пять человек во главе с мичманами или младшими офицерами и без копейки денег…


Рецензии