Арт-терапия и сказкотерапия

Добрый день, дорогие друзья!
С вами педагог-психолог и арт-терапевт Евгений Александрович Седов.

Много лет я профессионально помогаю взрослым и школьникам наладить жизнь и обрести душевную гармонию. Среди моих клиентов много ярких и успешных творческих людей — писателей, музыкантов, журналистов... — которым я помог поверить в себя, раскрыть свои таланты и пройти путь к вершинам успеха. Я сам очень люблю творчество и психологические методы с ним связанные, поэтому всегда рад креативным людям на консультациях.

--------------------------------

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия или «лечение искусством» — направление в психотерапии и психологической коррекции, при котором позитивные изменения в психоэмоциональном и психосоматическом состоянии клиента происходят по средствам художественного, музыкального, литературного, игрового и других видов искусств. Арт-терапия в руках профессионала становится увлекательным, лёгким и высокоэффективным методом «лечения» детей, подростков, взрослых и целых семей.

Искусство издревле применялось как средство обучения и воспитания, самопознания и самовыражения. Все помнят потрясающие взор картины и успокаивающие напевы крестьянок после трудового дня. Именно в народном творчестве находятся истоки современной арт-терапии.

«Лечение искусством» стоит на вере в творческую сущность человека. И тут не нужно быть гениальным художником или музыкантом, нужно просто получать удовольствие от процесса создания своего собственного творения.

Основной целью арт-терапии является гармонизация внутреннего мира человека по средствам развития способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в возможности на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д.

Основными задачами арт-терапии являются:
1) установить контакт с клиентом, особенно с ребёнком;
2) проработать подавленные мысли и чувства;
3) развить навыки самопознания и самоконтроля;
4) открыть возможности самовыражения;
5) сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах;
6) получить материал для психодиагностики;
7) облегчить процесс лечения (психотерапии);
8) дать социально приемлемый выход агрессии и другим «негативным» чувствам;
9) развить творческие способности и повысить самооценку.

Очень важно отметить, что арт-терапия не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется в психологической коррекции и психотерапии, в педагогической и социальной работе, в семейном консультировании и бизнес-коучинге. Так, например, при работе с детьми арт-терапия может выполнять как диагностическую, развивающую, коррекционную, психотерапевтическую, так и воспитательную, просветительскую, профилактическую функции.

Арт-терапия позволяет:
— развить навыки самовыражения и самопознания;
— выразить весь спектр чувств и эмоций;
— раскрыть и обогатить творческий потенциал;
— развить креативность и уникальность личности;
— раскрыть возможности познания окружающего мира;
— найти личностные смыслы и цели в жизни;
— удовлетворить потребность в самореализации;
— повысить самооценку и уверенность в себе;
— избавиться от негативной Я-концепции, принять и полюбить себя;
— обрести гармонию разума и чувств;
— справиться с депрессией, плаксивостью и сниженным настроением;
— преодолеть стресс, подавленность и апатию;
— избавиться от повышенной тревожности, страхов и фобий;
— избавиться от негативных эмоций и мыслей;
— преодолеть трудности эмоционального развития;
— снять напряжение и обрести душевное спокойствие;
— преодолеть эмоциональную неустойчивость и импульсивность эмоциональных реакций;
— избавиться от переживания эмоционального отвержения;
— обрести эмоциональное благополучия и чувство счастья;
— справиться с постстрессовыми, невротическими и психосоматическими расстройствами;
— преодолеть внутренние и межличностные конфликты;
— преодолеть кризисы в отношениях и личностном развитии;
— преодолеть экзистенциальные и возрастные кризисы;
— преодолеть психологические травмы, чувство горя и потери;
— улучшить реабилитацию и социальную адаптацию при болезнях и физических травмах;
— развить коммуникабельность и важные социальные навыки;
— понять все грани любви и найти пару;
— избавится от неудовлетворенности семейными отношениями;
— преодолеть сексуальные проблемы в любом возрасте;
— справиться с ревностью, обидой и чувством одиночества;
— проанализировать своё состояние и найти выход из сложившейся ситуации;
— избавиться от различных зависимостей;
— улучшить настроение и развить веру в будущее.

--------------------------------

Направления арт-терапии

Сегодня в арт-терапии существует множество направлений, поскольку каждый вид искусства можно использовать в психотерапии и психологической коррекции. Основными видами арт-терапии являются:

1. Изотерапия — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.

2. Цветотерапия — лечение происходит от созерцания специально подобранных цветовых сочетаний, определённым образом воздействующих на психику человека.

3. Библиотерапия (в том числе сказкотерапия) — литературное сочинение сказок, рассказов, притч, стихотворений, хокку и творческое прочтение литературных произведений.

4. Музыкотерапия — восприятие и создание музыкальных произведений, интерпретация и экспериментирование с звуковыми образами. Музыкотерапию сегодня используют в том числе и на этапе внутриутробного развития плода.

5. Танцевально-двигательная терапия использует движения в основе развития физической, социальной и духовной жизни человека, помогает избавиться от «мышечного панциря», зажимов и комплексов.

6. Драматерапия (театротерапия) — разыгрывание какого либо сюжета для самовыражения, самопознания и коррекции поведения в подобных ситуациях в жизни.

7. Игротерапия — лечение игрой, позволяющее в игровой форме избавиться от поведенческих и эмоциональных проблем, развить коммуникативные способности и мотивационно-волевые качества.   

И многие другие направления и методы, в том числе и комплексный метод — арт-синтезтерапия, сочетающий живопись, стихосложение, драматургию, театр, риторику и пластику.

--------------------------------

Сказкотерапия

Остановлюсь немного подробнее на сказкотерапии — одном из прекраснейших и волшебных методов арт-терапии, — поскольку являюсь квалифицированным сказкотерапевтом и люблю этот метод.

Сказкотерапия — самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике. Сказкотерапия использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Широко используется в психотерапии и психологической коррекции с детьми, подростками, взрослыми и семьями. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов.

Предмет сказкотерапии можно определить как процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Основными целями сказкотерапии являются:
— осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
— понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
— познание разных стилей мироощущения;
— осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
— внутреннее ощущение силы и гармонии.

Выделяют три основных направления использования сказкотерапии:
— диагностика (арсенал проективных методик для исследования человека);
— коррекция (воздействие на личность человека для её позитивного преобразования)
— и профилактика (развитие психологических качеств и способностей детей, подростков и взрослых).

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки.

Перечислю основные функции психотерапевтических сказок:
— сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией;
— сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории;
— сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение;
— сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним;
— сказка является символическим «буфером» между клиентом и сказкотерапевтом, благодаря чему сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление;
— сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций;
— сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).

Выделяют пять основных приёмов работы со сказкой: анализ сказок, рассказывание сказок, переписывание сказок, постановка сказок с помощью кукол и сочинение сказок. При этом есть индивидуальные особенности использования сказкотерапии для взрослых, подростков и детей. Например, для подростков и взрослых эмоциональный аспект сказкотерапии («вспоминание» сказочного мироощущения) является дверью к их личностному ресурсу. Сказочное восприятие мира помогает накопить силы, открыть новые возможности для творческого конструктивного изменения реальной ситуации и наполнить душу свою ощущением гармонии и радости. Неся в себе энергию этого ощущения, человек может стать полноправным и ответственным творцом собственной жизни.

--------------------------------

Арт-терапия и сказкотерапия — это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершить множество открытий.

Добро пожаловать — и будьте уверены в счастье, любви и наслаждении!
Ваш любимый педагог-психолог и арт-терапевт Евгений Александрович Седов
www.easedov.ru


Рецензии