Битва за книги, или Брэдбери был прав

[Краткую историю создания этого произведения (без спойлеров) Вы можете прочитать в моём литературном дневнике по ссылке http://www.proza.ru/diary/demits/2017-03-03]

Знак информационной продукции: 12+

«…Этот день люди назвали не иначе, как Апокалипсис. Американская Автоматизированная Электронная Система Обороны нанесла ядерный удар по всем имеющимся целям, подняв одновременно все беспилотники, и приведя в действие все возможные виды вооружений. Она же одновременно вторглась мощной хакерской атакой в военные системы других стран и нанесла ответные удары по США и всем другим возможным для уничтожения государствам. Были уничтожены все энергосистемы, за исключением тех, что питали Систему. В ядерном огне сгорели столицы сорока стран, а так же все существующие города-миллионники, военные базы и предприятия. В течение одного дня фактически рухнула вся человеческая цивилизация.  Спустя несколько дней после Апокалипсиса, кто-то из выживших слышал в Нью-Йорке выступление представителей какой-то радикальной религиозной секты, которые брали на себя ответственность за всё произошедшее. Якобы это они внедрили в Систему специальную программу, которая идентифицировала её как высшую силу, а всё человечество – как угрозу для её существования. Однако ни цели этой акции, ни информации о том, что это была за религиозная организация и кому она, собственно, поклонялась, очевидцы не сообщили, поскольку со временем все они (равно как и представители радикальной секты) сгинули с лица Земли в огненном смерче войны [1].
Одним из уцелевших после ядерной атаки россиян был Егор Иванов из Подмосковья. Его детство прошло с родителями на Чукотке, близ Анадыря, где он частенько ходил в Национальный Российский Книжный Заповедник (НРКЗ) – последнее пристанище бумажных книг, собранных со всей страны. Книги в России перестали печатать много лет назад, задолго до Апокалипсиса. Для публикации всей информации, в том числе и художественных произведений, использовалась исключительно Глобальная Компьютерная Сеть и многочисленные электронные носители. Увы, но всё это в одночасье сгорело в пожарище Третьей Мировой войны.
Вместе с другими выжившими, Егор стал активно участвовать в восстановлении России. Оказалось, что он единственный в Москве, кто знает о том, где располагается НРКЗ. Поскольку связь с удалёнными регионами страны потеряна, руководство поручило ему возглавить ответственную миссию – отправиться на небольшом самолёте на Чукотку, найти и, если потребуется, спасти оставшиеся книги. Вместе с командой из нескольких человек, Егор летит через всю страну. В Восточной Сибири их самолёт терпит крушение. Уцелевшие в этой катастрофе участники похода двигаются через тайгу, горы, тундру, реки и болота, пережив множество лишений, теряя друзей. И спустя лишь месяц они добираются-таки до НРКЗ. Он действительно сохранился! Егор и его друзья ликуют. Но в этот момент один человек из команды открывает по ним огонь на поражение. Оказывается, что он – киборг-инфильтратор, разведчик Системы, внедрившийся лишь с одной целью – уничтожить отряд и указать Системе координаты НРКЗ. Егор с горсткой товарищей, чудом избежавшие смерти, видят, как к НРКЗ один за другим подлетают летающие машины – «Хантеры», из которых выходят огромные эндоскелеты – Терминаторы - солдаты Системы, вооружённые автоматами. Они прилетели по сигналу инфильтратора. Их цель – уничтожение последнего очага культуры на территории России. Людям предстоит неравная схватка за будущее цивилизации. За спасение книжных шедевров Пушкина и Достоевского, Гоголя и Шекспира, Лермонтова и Толстого.
- Стремление отдать всё самое ценное и святое в руки бездушных машин – вот величайшая ошибка двадцать первого века! И за эту ошибку наше поколение теперь расплачивается кровью! – С горечью восклицает Егор перед решающей схваткой. И исхода этой схватки не знает никто…»
  Вот такой сюжет фантастической повести у меня родился после того, как я услышал вчера новость о слиянии Российской Национальной Библиотеки с Российской Государственной Библиотекой. Не вдаваясь в детали, хочется в целом сказать, что «оптимизация» бумажных носителей информации, которая сегодня происходит в обществе не может не вызвать беспокойства. Новые поколения людей разных стран вообще не видят никакого смысла в книгах – хоть в бумажных, хоть в электронных. Книги выбрасываются на помойку, сжигаются тоннами. Разумеется, никто не умаляет значения электронных носителей, книг формата 3D, однако всё же вспоминается гениальный роман Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту». Не придём ли мы к началу XXII века к сюжету этого романа, воплощённому в действительность, и не окажется ли человеческая цивилизация на грани умственного и морального вырождения? Не станут ли библиофилы горсткой подпольщиков среди оккупировавших планету варваров-гаджетоманов?
В биографической книге Г.Прашкевича о Рэе Брэдбери [2] автор отмечает, что пророчество романа «451° по Фаренгейту» заключается в «буме» книгоиздания, что на одну стоящую книгу приходится несколько сотен книг коммерческих и пустопорожних. Здесь же приведено высказывание писателя А. Гениса о том, что сегодня «…книги ничего не значат, ничего не стоят, их просто нет, а остались лишь их электронные призраки…». Согласитесь, сильно сказано! Читать книгу в виде издания совсем не тоже самое, чем читать текст этой же самой книги с планшета.
Героям Рэя Брэдбери в романе «451° по Фаренгейту» не позавидуешь. Они родились в интеллектуально-выхолощенном обществе, в котором, фактически, невозможно жить. Но если посмотреть вокруг, то и мы живём в обществе, где оказались утраченными, казалось бы, незыблемые человеческие ценности.
Интернет за каких-то пять лет убил библиотеки, электронная почта убила эпистолярный жанр, ЕГЭ убило интерес школьников к знаниям, масс-медиа убили веру в правду, сексуальная революция убила любовь, а единственной религией развитых стран становится комфорт…
Думать обо всём этом не хочется, но события и наблюдения всё больше и больше почему-то это подтверждают.

Библиографические примечания:
1. Демешко В. Образ девушки. Фантастический рассказ. // http://www.proza.ru/2017/01/10/810
2. Прашкевич Г.М. Брэдбери. – М.: Молодая гвардия, 2014. – 351 с.


Рецензии
Рада, что прочла произведение единомышленника. Очень люблю Рея Брэдбэри, а его роман "451° по Фаренгейту" также считаю не только прекрасным, а и очень современным. Читая начало Вашего произведения, не могла отделаться от ощущения,что читаю синопсис киносценария к очень кассовому фильму. Верные У Вас мысли и точные формулировки. В общем, понравилось!
А насчет сценария - не шучу. Я бы на Вашем месте дерзнула бы и написала...
Успехов Вам в творчестве!

Людмила Горишняя   03.08.2017 02:29     Заявить о нарушении
Людмила, большое спасибо за положительную рецензию. Начала моего очерка - это на самом деле отрывок из моего же рассказа "Образ девушки". А сценарий написать к сожалению нет смысла, поскольку для его постановки нужно будет выкупать кинофраншизу "Терминатора". Навряд ли это для России возможно в принципе.

Виталий Демешко   04.08.2017 17:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.