El origen del hombre

El origen del hombre (происхождение человека исп.)

     Ваша красота очевидна, как и ярко выраженные черты вашего лица. Возможно у вас есть южноамериканские корни. Ефим узнал/a свою национальность. Тест.


     Его национальность мне была известна давно и без всяких тестов. Но на поставленный тестом вопрос: кто же вы по национальности, был дан ответ - Венесуэлка. Поначалу меня это не удивило. Но обратив внимание на женский род, я почуял неладное... Спросить прямо я не решился. Всё-таки вопрос деликатный. Моё замешательство продолжалось недолго, ибо я вспомнил, что Хаймуся – так мы все приятели его называем, недавно был у нас в Вильнюсе.  В привычном обличье. Прошло всего полгода. Правда насчёт Венесуэлы у меня были колебания, однако я отбросил сомнения. И если многие из «чувства солидарности» становятся русскими, немцами и французами, то почему бы не стать венесуэльцами. Потом Хаймуся расскажет каково это.


     Легче всего, конечно стать русским, особенно если ты Менделеев или Рубинштейн или Жириновский со своим папой юристом. Твоё происхождение будет тщательно замалчиваться, или даже скрываться, пока не найдётся какой-нибудь негативный штришок, который ещё вчера мог считаться позитивным. На русских не должна упасть никакая тень, никакая вина не должна отягощать русское национальное сознание. В русской народной речи для каждого народа и племени имеются соответствующие «эпитеты». А для евреев эпитетов им вовсе не требуется. Евреи просто виновны во всём.


     Беспорная, как бытует в народе, на евреях лежащая вина - это в организации всех мировых революций, начиная с Вавилона и воостания рабов в Римской империи и заканчивая оранжевыми революциями. Это у русских так... Было и есть. Неподвластно времени.


     В Венесуэле, с приходом к власти Уго Чавеса – друга русского человека в дружественной России стране, евреи стали корнем зла и там. Вот я и подумал, что раз наш Хаим подался в венесуэльцы, надо выяснить его родословную и роковую роль его предков в Боливарианской Революции.


     Его предок был Веня Шуэл. Мне об этом мой попугай Маврикий подробно рассказывал. Маврикий сам происходил из страны Великих Мореплавателей и географических открытий – Португалии 16 века. Жизненный путь самого Маврикия, родившегося в Лиссабоне и некогда жившего по соседству с семьёй де Луна Наси, пролёг через Фландрию и Нидерланды в Литву, где живёт и поныне. Из его собственных воспоминаний и знаний, почерпнутых им от домочадцев, мы знаем достоверно, что Веня Шуэл являлся троюродным братом Симона Боливара. Их матери были двоюродными сёстрами. Матери их матерей – бабушки происходили из старинного испанского еврейского рода Mendez Benveniste.


     Их родоначальница Донна Беатрис де Луна Грация Наси родилась в Лиссабоне в Португалии в 1510 году. Она происходила из богатой еврейской семьи, которая бежала от лап инквизиции из Испании в Португалию. Её семью, как и многих других, называли марранами. Так назывли тех евреев, которые, вынуждено принимали христианство, чтобы выжить во враждебной католической среде, но тайно сохраняли традиции иудаизма. Беатрис выдали замуж, когда ей было 18 лет за Франсишку Мендеза Бенвениште  (Tzemah Benveniste in Hebrew) — богатого маррана из знатной семьи. Два брата Мендез, Франсишку и Диогу учредили в Лиссабоне, а затем в Антверпене, - торговый дом, который стал основным импортером специй в Северную Европу и предоставлял займы. Дом Мендезов торговал и ссужал деньгами королей Франции, Англии и Испании, римских пап, Марию Австрийскую и турецкого султана Сулеймана Великолепного. Еще одним видом их деятельности, наиболее прибыльным, стал перевод капиталов и богатств марранов из Португалии во Фландрию, а оттуда в Италию.


     Когда в возрасте 71 года умер Fransisco Mendez Benveniste, Донна  Грация осталась одна с маленькой дочерью Бриандой (Рейной). После смерти мужа она становится владелицей и хозяйкой торговой империи мужа: торговля драгоценностями и специями, ювелирная, включая огранку алмазов, и судоходная компании. Торговые дела она ведёт вместе с родным братом покойного мужа Диогу (Меиром) Мендез Бенвениште, главой торгового дома Мендез. Инквизиция с быстротой инфекционной болезни добирается  до Португалии, в том числе, и до семьи Мендез. Серьезные связи, включавшие в себя вмешательство императора Священной Римской Империи Карла V, португальского короля, на время избавляют Мендез’ов от преследований. Но вновь нарастающая опасность преследования инквизицией побуждает Беатрис в возрасте 26 лет вместе дочерью, сестрой, двумя племянниками покинуть Португалию. Сначала путь семьи Мендез лежал в Англию, затем во Фландрию, в Антверпен.


     Здесь Беатрис выдает свою сестру за главу торгового дома Мендез Диогу Мендеза, который вскоре умер, и таким образом, после смерти обоих братьев, вдова Франсишку Беатрис де Луна стала подлинной главой дома. Ближайшим помощником Беатрис становится её племянник Иосиф Наси (Жуан Микес, известный под именем Жан Мик) - энергичный и предприимчивый молодой человек был принят при императорском дворе, он был другом и партнером по верховой езде будущего императора Максимилиана, а Карл V возвел его в дворянское достоинство. Современники воспевали благородство его поведения и элегантность манер. Благодаря своей прекрасной наружности и приятному характеру, а также широким коммерческим связям его банкирского дома, он вскоре привлек к себе симпатии знати и даже королевы Марии Австрийской, регентши Нидерландов, сестры Карла V. Тем не менее Мендез’ы вынуждены были и здесь скрываться под маской христиан. В результате политических интриг, возникшего чрезвычайно затруднительннго для клана Мендез проекта брачного союза, между Бриандой де Луна, (Рейной Наси) кузиной и будущей женой Иосифа Наси (Жана Мика), и фаворитом Карла V Франциском Арагонским, состояние клана оказалось бы в руках потомственных христиан. Император и его сестра Мария Австрийская, которым претендент Франциск Арагонский обещал за посредничество приличествующие случаю комиссионные в двести тысяч дукатов, оказывали сильнейшее давление и шантаж, чтобы этот брак состоялся.


     В результате в 1544 году клан Мендез принял решение об эмиграции. Женщины направились прямо в Венецию; Иосиф же, по приглашению султана Сулеймана II (1520—1566), прибыл в Константинополь. Он присоединился к ним через два или три года, после того, как ликвидировал антверпенское дело и договорился о новых делах с французской короной в Лионе и с германской монархией в Регенсбурге. В Константинополе под покровительством влиятельного придворного врача Моисея Гамона (Хамона), он сумел заинтересовать султана в коммерческих и финансовых выгодах, которые Турция могла бы получить с переселением в ее пределы семьи Мендез и других богатых еврейских домов. В Венеции Беатрис с семьёй живет открыто, как уважаемое христианское семейство. Когда там началась эпидемия чумы, в распространении болезни обвинили евреев. Младшая сестра донны Грации, вдова Диого Мендеза, которой совсем не нравилось, что по завещанию мужа всеми деньгами управляет Беатрис донесла на сестру властям Венеции и Франции, рассказав, что та тайком соблюдает еврейские традиции. В конце концов обеих сестёр бросили в тюрьму, а их имущество конфисковали. Племянники донны Грации обратились за помощью к султану, властителю могущественной Оттоманской империи. И тогда султан, благодаря личному ходатайству Иосифа Наси и нго придворного врача Моисея Гамона,  потребовал от властей Венеции освободить пленницу. В Венецию был отпрален посол с поручением освободить Донну Грацию и ее имущество. Переговоры тянулись очень долго, но всё же после долгих препирательств с венецианским правительством, узниц освободили. Семья находит покровительство в 1548 году у герцогов д;‘Эсте и селится в городе-государстве Ферраре. Здесь Беатрис начинает открыто исповедовать еврейские традиции, но после того, как кардинал Джованни Пьетро Караффа возобновил преследования евреев, в 1553 году семье приходится уехать в столицу Османской Империи, в Стамбул.


     В Стамбуле-Константинополе Иосиф получил наконец возможность открыто исповедовать иудаизм. Он женился на дочери Донны Грации, красавице Рейне. Иосиф вскоре занял влиятельное положение при дворе султана Сулеймана. Затем весь клан, т. е. около сорока человек, включая слуг, прибыл в Константинополь, где султан принял их с распростертыми объятиями. Все они немедленно вернулись в иудаизм: Жан Мик стал Иосифом Наси, Беатрис де Луна приняла имя Грации Наси.
 

     Впоследствии представители рода Mendez проживали во Франции, Бельгии, Нидерландах, Османской империи и странах ближнего Востока и в Литве. 

     Бабка Симона Боливара Элис Рикардо, в девичестве Элис Мендез была замужем за Йосефом Рикардо, дочь которых Сара Рикардо (1770) вышла замуж за своего двоюродного брата Иехуду де Сола, а сын - Лейбе Рикардо женился на двоюродной сестре Брианде де Сола (1765). Брианда и Иехуда Де Сола были детьми сестры Элис - Тайбе, в девичестве Мендез, которая стала женой очень далёкого родственника семьи Мендез, Переца де Сола (Суэл, Шуэл). В семье Сары  и Иехуды  родились Бенжамин-Лейбе (Луи) (1788) и Хуан (Исаак) де Сола (1795-1860). В Семье Брианды и Лейбе увидел свет Симон Рикардо (1783-1830). Симону ещё не исполнилось три, когда от неизвестной болезни, эпидемия которой бушевала в Южной Америке несколько лет, погибли его родители, которые оба были известными врачами. Маленького Симона усыновила семья Хуана Винсенте Боливара, активного Венесуэльского общественного деятеля, жившая в Каракасе по соседству. Вене Шуэлу, в память о погибшей родне при рождении дали имя Бенжамен-Луи (Лейбе) Лопез Мендез де Сола (Шуэл) (1795). Но судьба не уготовила приёмным родителям Симона долгой жизни. Они скончались едва Симону исполнилось три года.


     На воспитание и формирование мировоззрения Боливара большое влияние оказал его учитель и старший друг — видный просветитель Симон Родригес. В 1799 году родственники Симона Боливары отправили его в Испанию, в Мадрид, подальше от беспокойного Каракаса. Там Симон Боливар изучал право, затем отправился в путешествие по Италии, Швейцарии, Германии, Англии и Франции. Живя в Париже, Боливар некоторое время посещал Политехническую и Высшую нормальную школы. В 1805 году Боливар посетил Соединённые Штаты Америки и здесь продумал свой план освобождения Южной Америки от испанского владычества.


     Симон Боливар принял активное участие в свержении испанского господства в Венесуэле (19 апреля 1810 года) и провозглашении её независимой республикой (5 июля 1811 года). В том же году он был послан революционной хунтой в Лондон искать поддержки у британского правительства. Последнее, однако, предпочло сохранять нейтралитет. Боливар оставил в Лондоне агентов своих братьев Луи Лопеза Мендеза (Веню Шуэла) и Хуана де Сола для заключения соглашения от имени Венесуэлы о займе и вербовке солдат и вернулся обратно с транспортом оружия.


     Об успехах Хуана де Сола в Британии история умалчивает. Он вернулся в Южную Америку и воевал в составе армии освободительного движения, командовал войсками в революциях и войнах под началом Симона. Генерал, один из героев освободительной войны,  он потерял руку в битве при Карабобо в июне 1821, в которой были разгромлены основные силы испанской армии. Их пути с родным братом Веней разбежались. Веня ещё какое-то время пытался что-то выжать из хитроумных британцев, но безуспешно. Он встретил там «Любовь», и крылья этой пылкой и страстной любви отнесли его в благословенную Литву.


     В Литве, где уже столетие проживали вышедшие из Испании и Португалии Мендезы, которые стали здесь Менделями, Манделями, Мендельсонами, Мандельштаммами, появление Бенжамена-Луи (Лейбе) Лопез Мендез де Сола (Шуэл) не прошло для еврейской общины незамеченным. Раввинская дочь Броха, предоставившая ему транспорт в виде крыльев любви, была единственным ребёнком в семье мудрого Овадьи Голдина. Условием престарелого ребе претенденту на руку и сердце единственной дочери, которым последний не смог пренебречь, было принятие фамилии Голдин, чтобы след благочестивой раввинской семьи не растворился во времени. Таким образом Бенжамен-Луи (Лейбе) Лопез Мендез де Сола (Шуэл) стал Беньямином (Веней) Голдиным, и утратил венесуэльский информационный налёт. Но гены – от них не убежишь. Он дал зачин славному роду Литовских Голдиных, в потомке которых Ефиме Голдине (Хаймусе), проницательный Тест разглядел венесуэльца.


Рецензии