Ловля Язя

Эпиграф.
Но вдруг поплавок начинает подергиваться, иногда резко встает и снова падает. Здесь надо подсекать, так как рыба взяла.

    Как-то в конце лета нас навестили Володя и Тамара Антоновы. То, как мы провели время — это особый разговор. Вспомню лишь один эпизод. Я пригласил гостей посмотреть рыбную ловлю. Тамара и Вова заняли зрительные места на обрывистом берегу, я — в лодке в 20 метрах от берега напротив них. В течение сорока минут я поймал на удочку несколько крупных язей весом от одного до двух килограммов. При этом я каждый раз не торопился подсекать рыбу и предупреждал Тамару, чтобы она увидела, как рыба шевелит поплавок.
     Такое оказалось возможным только потому, что я последние сорок лет регулярно и успешно занимаюсь ужением рыбы. Самой яркой и азартной в моей практике оказалась ловля красивой и сильной рыбы, обитающей в нашей реке — язя. Не могу не поделиться по этому поводу своими впечатлениями.
     Лет 30 тому назад (где-то в 1970 году) мы проводили отпуск в компании с очень интересным человеком по имени Василий Иванович Поляков. Он работал столяром в суворовском училище и свой длинный летний отпуск проводил на берегу водоема, занимаясь рыбной ловлей. Более всего он любил ловить на пареный горох. Для меня это было высшим пилотажем. Я обычно довольствовался мелкой плотвой, ельцами, окуньками. Каждый раз я был потрясен, когда Василий возвращался с крупной плотвой, лещами, головлями. Помню, что приготовление гороха представляло собой особый ритуал. Цельный, недробленый горох парился на медленном огне в течение шести часов. При этом нельзя было допускать ни временного охлаждения, ни бурного кипения ценного варева, в результате чего могли бы полопаться шкурки на горошинах. Для насадки годились горошины наиболее мягкие, но с целыми шкурками. Второй раз я столкнулся со специалистами по ловле на горох уже на Мологе. Я не раз был свидетелем успешной ловли на горох крупных язей. Ходили слухи, что за одну рыбалку кое-кому удавалось поймать свыше пятидесяти рыбин весом от одного до двух килограммов. На моих глазах Сергей Лунев за пару часов выловил около двадцати штук. 
     В течение последних двадцати с лишним лет я летом рыбачу только на Мологе в районе деревни Хабары. Обычно я ловлю с лодки легкой удочкой в проводку. Наживка — перловка, тесто из манки. С годами я пришел к выводу, что лучше всего ловить на вечерней зорьке. Я сажусь в лодку за час до заката солнца, сразу попадаю на самый клев и всегда оказываюсь с рыбой. С середины июня до конца сентября я почти каждый вечер приношу в среднем два килограмма рыбы, поштучно около двух десятков. В основном это плотва, подлещик, елец — «кимова рыба», как говорил в шутку один из моих конкурентов. Мои деревенские «конкуренты», как правило, пробуют и другие снасти — донки, спиннинг, переметы. Однако я ловлю, в целом, и больше и надежнее других. Мне не попадаются щуки, крупные окуни, лещи, однако за летний сезон я вылавливаю более центнера рыбы.
Тем не менее, со мной происходили отдельные случаи, когда я ловил и крупную рыбу. Однажды в том месте, где обычно ловится плотвичка, у меня под лодкой оказались лещи. Они хватали наживку прямо у борта лодки, не дав грузилу утонуть. Поплавок вел себя совершенно не по правилам. То он не хотел вставать, то уплывал куда-то в сторону. Приходилось потягивать леску руками, при этом оказывалось, что зацепилась большая рыбина и ее приходится вытаскивать за леску. Конечно, у меня не оказывалось сачка и самые крупные рыбины уходили. Попытки поймать леща на другой день кончались неудачей. Я понял, что лещи были проходные, и вообще, лещ — не моя рыба. Другое дело язь. Когда мне на маленький крючок с перловым зернышком вместо плотвички прицепился здоровенный язь, вытащить мне его не удалось. К слову, язь сопротивляется сильно. В тот же вечер я сварил горох и рано утром помчался на то же место. Результат оказался превосходным — девять язей за утреннюю зорю! Вечером туда же — семь штук. Я ловил язей семь утренних и вечерних зорь подряд. Улов составил 48 штук. Это был мой первый успех подобного масштаба. Сладость победы усилилась дополнительным обстоятельствам. Все семь зорь поблизости от меня рыбачили еще два парня. В первый день, когда я вытащил девять штук, они не поймали ничего. Когда я пришел в следующий раз, мое место было уже занято. Я встал на то место, где в предыдущий раз стоял один из парней. Я поймал, они — нет. Так продолжалось все время. Ребята занимали мое предыдущее место, а я становился на освободившееся. В результате я поймал 48 штук, а они одну рыбину в последний день клева. Наверное, все это было неспроста. Дело в том, что я ловил на ту же снасть, на которую ловил мелочь. Известно, что более легкая снасть предпочтительней. Кроме того, у меня был переваренный горох, я с трудом находил целую горошину, которую можно было насадить. Во всяком случае, я запомнил на будущее и качество снасти, и качество наживки. Я удачно засолил пойманную рыбу, и мы ели ее до Нового года.
Два слова о способе засолки рыбы. Пойманных рыб потрошу и круто пересыпаю солью. Укладываю в эмалированный бак и прижимаю гнетом. Храню в холодном месте (летом — в подполе, зимой — в сенях). Перед употреблением достаю из рассола (она твердая, как палка) и вымачиваю три — четыре дня, регулярно меняя воду. Вымачивается рыба почти до пресного состояния. На вид она делается, как свежая, только что пойманная и потрошеная. Вымоченную рыбу подвешиваю вялиться. Обычно уже стоят холода или даже морозы. Их подвяленной рыбы делаю нарезку. Конечно язь не сиг и не семга, но тоже вкусный. В дальнейшем мы стали варить из вымоченной рыбы супчики. Картошка, лук, морковка, пшено, лавровый лист.
Язя хорошо ловить, так как он приходит в определенное место и некоторое время там держится. По вечерам он шумно играет, так что о его приходе становится известно. Про язя известно, что если он присутствует, то горошину он возьмет. Потому, что достаточно прожорлив.
Последние два сезона (1999 и 2000 г.) я практически полностью перешел на ловлю язей на горох. Так же, как я ходил каждый вечер на плотву и подлещика, я стал ходить на язя. Впрочем, больших изменений в моем режиме и способе ловли не произошло. Все так же, за час до заката солнца, я сажусь в лодку, становлюсь на якорь в облюбованном месте и начинаю гонять по течению обычную легкую снасть. Разница состоит в том, что вместо перловки я каждый день варю горох, беру с собой в лодку сачок и пользуюсь катушкой, чего не делал при ловле мелочи. Пришлось закупить 30 килограммов гороха, так как на одну рыбалку уходит граммов триста.
Выяснилось, что язей можно ловить так же надежно, как и мелочь. Секрет оказался очень прост. Надо иметь много гороха, разваривать его как следует, насаживать самые мягкие горошины и, соответственно, пользоваться легкой снастью. Часто можно услышать от конкурента «эх, переварил горох, и он не держится на крючке». При этом выясняется, что на удочке стоит леска 0.3, поплавок и грузила большие, крючок большой и толстый. На такую снасть человек норовит насадить достаточно
крепкую горошину, а рыба, если нет бешеного клева, ее берет неохотно.
Как я представляю себе надежную ловлю язя? Прежде всего, надо найти несколько мест, в которых он держится с большой вероятностью. Язь, как и другая рыба, любит держаться около «укрытий». Это выступы, ямки, камни, колоды, коряги. При этом он очень подвижен и способен выйти на открытое место, если его что-то заинтересует. Я обычно становлюсь так, чтобы снасть сначала проплывала более глубокое место, а в конце выходила на более мелкое. Очень хорошо встать на выходе из ямы, перед большим поперечным бревном, перед большим камнем. Очень хорошо, если глубина изменяется и в поперечном направлении. Например, слева глубже, справа мельче. Течение должно быть небыстрым. Глубина может быть разная, я ловлю от полутора до четырех метров.
Итак, пробуем поймать язя. Становимся на одно из заранее выбранных мест, исходя из того, что «утром здесь сильно играли язи». Перед лодкой веером разбрасываем пару горстей гороха, покрывая всплесками горошин по возможности большое пространство. Как бы вызываем интерес прикормкой. Затем разматываем снасть и начинаем проводку. Поплавок и грузило должны иметь возможность перемещаться для изменения своего положения на леске. Очень важно правильно устанавливать расстояние грузила от крючка и поплавка от грузила, исходя из конкретных условий проводки. Эти расстояния устанавливаются в зависимости от силы течения, от качества насадки, от рельефа дна, по которому проводится снасть. Если насадка мягкая, то грузило надо приблизить к крючку, иначе рыба успеет расправиться с горошиной до того, как пошевелит груз. Напротив, если горошина твердая, то грузик надо отодвинуть от крючка для того, чтобы поплавок зря не дергался, пока рыба «заедает» эту твердую горошину. Поплавок надо установить так, чтобы он сначала плыл вместе с грузиком, потом начал покачиваться, цепляя грузиком за дно, в самом мелком месте поплавок должен лежать несколько секунд, пока течение не натянет леску.
Насаживаем горошину, бросаем ее в воду у борта лодки, чтобы леска не путалась придерживаем поплавок удилищем на весу, затем опускаем на воду. Некоторое время он плывет, затем мы видим, что грузик цепляется за дно. Здесь надо начать потягивать и отпускать леску. Снасть должна как бы шагать по дну, уходя от лодки все дальше и дальше. Когда поплавок отплывет достаточно далеко, можно подтянуть его поближе и начать проводку снова от лодки.


Перед каждой проводкой желательно бросить в район движения поплавка несколько горошин. Мне рисуется под водой следующая картина. При первом разбрасывании гороха присутствующие язи заинтересовано выскакивают в зону всплесков. Если у них хороший аппетит, то они начинают подбирать падающие горошины. Затем они ждут, не упадет ли еще что-нибудь. Выясняют, что время от времени несколько штук падает около лодки. Лодку они не боятся, воспринимая ее как очередное укрытие. Некоторые язи сопровождают падающие горошины до дна и в момент прикосновения ко дну пробуют ее схватить. Некоторые хватают и выплевывают, а некоторые давят глоточными зубами, после чего выплевывают крючок. Признаком того, что язь присутствует и клюет, является тот факт, что после некоторой проводки горошина исчезает с крючка. После этого надо быть предельно внимательным, так как язь возьмет еще раз. Бывает так, что поплавок дергается и тонет, а после подсечки на крючке остается шкурка. Это не язь — это горошину растеребила мелочь. Если брал язь, то горошина исчезает полностью. Моя практика подсказывает, что язь хватает ту горошину, которая только что упала на дно. Поэтому и надо «шагать» горошиной по дну. Причем, иногда надо поднимать наживку достаточно высоко. Скорее всего, рыбе нравится, чтобы наживка падала от поверхности, так же как прикормка. Язь очень любит стоять за возвышением, у бревна или камня и ждать, когда горошина упадет на это возвышение. У меня есть одно место, на котором почти всех рыб я поймал следующим способом. Снасть плывет до тех пор, пока груз не зацепится за возвышение и поплавок не станет тонуть. После этого делается потяжка вверх, так чтобы после потяжки горошина упала на возвышение. Поплавок после потяжки плывет в сторону тонувшего грузила. В тот момент, когда грузило ложится на дно, поплавок приостанавливается и ложится, так как груз лежит на возвышении. Затем он лежа плывет по течению. Но вдруг поплавок начинает подергиваться, иногда резко встает и снова падает. Здесь надо подсекать, так как рыба взяла. Восемьдесят процентов язей я поймал именно на «потяжку». И только двадцать процентов топили поплавок, плывущий во время проводки.
В 1999 году я начал ловить язей в конце лета и ловил до глубокой осени. В сентябре уехали дети, рыбу стало девать некуда, и я засолил один эмалированный бак. В 2000 году был самый продуктивный сезон. Язь ловился все лето. Признаюсь, я отступил от своего правила — ловить столько, сколько нужно на еду. Я не мог остановиться во время интенсивного клева и ловил лишнее. Пришлось продавать рыбу соседям. Мне стали поступать заказы. Осенью я засолил два бака, всего около пятидесяти килограммов. Засолить рыбу на зиму — это святое. Дочь Ксюша научилась делать язей горячего копчения, которые пользовались в их компании бешеным успехом. Никто из деревенских конкурентов и близко не ловил столько рыбы. Не могли меня догнать и заядлые рыболовы-спецы, отдыхающие в доме рыбака. Два сезона я купался в лучах славы непревзойденного мастера по ловле язей. Человек слаб, особенное удовольствие мне доставляло приезжать на речку в тот момент, когда все рыбаки разочарованно заканчивали рыбалку, и пока они сматывали удочки, упаковывали лодки, грели машины, я ухитрялся на их глазах почти в сумерках поймать несколько крупных язей. Барахтанье вытаскиваемой рыбы на зеркальной поверхности тихой вечерней реки выглядело просто великолепным. Язей я мог ловить демонстративно по заказу зрителей (как в случае с Антоновыми). На берегу возле моего язевого места часто отдыхали наши деревенские дачники, в том числе и мои дочери и внуки. Они купались, пили вино и пиво, жарили шашлыки. К вечеру появлялся я на лодке. «Дедуля! Поймай рыбину — нальем стакан!» кричали мне дети. На берегу собирались зрители. Через несколько минут я вытаскиваю здоровенного язя. «Дедуля! Эту рыбину надо подарить Колиному ребенку! А ты поймай еще!». Налавливаю рыбу, выпиваю заработанный стакан. Жизнь кажется прекрасной.
В конце концов, я начал инструктировать гостей из дома рыбака, друзей своих детей, а также всех своих конкурентов. Наименее консервативные из них достигли небывалых успехов.
Летом 2001 года я почти не ходил на речку. Так сложились обстоятельства, что в самый разгар рыболовного сезона я купил лошадей. Уход за ними и сенокос занимали все время. Как-то раз я все же выбрался на речку. На моем язевом месте сидел знакомый рыболов. «Я теперь никуда не езжу — только сюда» заявил он мне — «две недели тому назад я поймал за один день шестьдесят штук». Теперь мне надо искать новые места и радоваться тому, что мой опыт не забыт.
В 2002 году моя слава специалиста по язям заметно померкла. Появилось много хозяйственных забот. Мне стало некогда заниматься рыбалкой. Да и удача отвернулась от меня. Кроме того, у меня вышла из строя хорошая надувная лодка. Износилась и сломалась любимая удочка, пятиметровая «волжанка». Те, кого я учил, стали ловить удачливее. Все это меня не особо расстраивало, так как угас спортивный азарт и кураж. В начале лета я поймал несколько отличных рыбин. Одна имела для меня рекордный вес — два с половиной килограмма. Но потом началась изнурительная жара, река сильно обмелела. На рыбалку я стал выходить после заката. Язь в привычных местах так и не появился. В будущем я надеюсь обзавестись новой лодкой, новыми удочками, позаниматься поплавками, крючками, и с новыми силами поохотиться за язями.


Рецензии
Никогда не видел язя. Да и времени на рыбалку не было. Теперь, когда я на пенсии, думал порыбачить, но это тоже наука, которой долго надо учиться, и ваш рассказ - тому пример. Желаю удачной лловли.

Яцук Иван   05.01.2021 20:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.