Счастливый случай

    
     Всё о чём я писал на определённом этапе жизни,  умудрённый жизненным опытом,  – это  мемуары  о себе и людях окружавших меня. С надеждой, что последующее поколение близких мне людей воспримет мою мораль и поведение. Для тех, кто  привержен  моему жанру, сюжетов в старости становится меньше, так как жизнь течёт   однообразно, а круг людей для общения намного сокращается. Многое перестаёт меня волновать.  Чем удивишь 86–летнего человека? И, тем не менее, вспыхнувшие события могут всколыхнуть. Особенно когда это касается тебя лично.
   
   Так сложилось, что январским  днём я оказался далеко от дома, - около метро  «Автозаводская». Намеревался купить энергосберегающие лампочки. Раньше, до ликвидации  ларьков в подземных переходах Москвы, можно было купить всякую мелочёвку, как стали  говорить: «в шаговой доступности». Теперь ищи нужный магазин зачастую далеко от дома. За что меру Москвы Собянину: «большая благодарность». Многое построил, но немало удобного для жителей разорил.
 
  Это и побудило меня к далёкому пути. Не найдя нужного магазина, рекомендовавший  свою продукцию рекламным листком бумаги, заброшенным в мой почтовый ящик, я решил вернуться домой. На остановке  вместо автобуса нужного мне маршрута  застал загружавшийся пассажирами автобус, на котором было написано: «Бесплатно до торгового центра». Я не был ограничен временем, а потому  решил подъехать. Авось застану нужные  лампочки.
   
   Центр оказался продовольственным,  удививший величиной и методом оплаты покупок. С таковым, доселе, не встречался.
     Товар выбираешь, взвешиваешь, если это необходимо, и получаешь чек о весе и стоимости, который наклеиваешь на пакет-покупку. Это как обычно. Дальнейшие действа для меня оказались необычны.  Подходишь к кассе,  предъявляешь покупки, где тебе кассирша пробивает общий чек на отобранный товар,  но денег ей не платишь.  Ты свободен  в пределах торгового зала. Можешь продолжить выбор продуктов.  Но для того чтобы выйти из торгового зала надо подойти к одному из множества автоматов, сканировать чек, который запросит его оплатить указанной суммой. Ты опускаешь в автомат запрошенную купюру и получаешь сдачу металлической монетой. Выход свободен.             
               
  Так уж повелось, что если ты попал в продовольственный магазин, то, как правило, в большинстве случаев, что-то надо  купить.  Тем более, если некоторые продукты дешевле, чем в других.  Так я и поступил.
      Взвесил гроздь бананов и положил  в  сумку  банку зелёного горошка. Достал из кармана Джинс кожаный кошелёк-портмоне, плотно размещённый там, и  переложил его в карман куртки. Так мне было быстрее и удобнее достать деньги при  расплате за покупки. И направился в сторону касс. Шёл медленно, рассматривая прилавки, интересуясь ценами.

   Минут через 15 вдруг неожиданно ко мне подошёл рослый молодой мужчина и громко спросил: «Вы Соломон Ильич»?!  Я  опешил.  Как мог меня знать незнакомец? Да ещё в переполненном  людьми магазине,   где я находился впервые.
 - Откуда Вы меня знаете?  - спросил я, ещё не догадываясь о причине обращения ко мне и  сути происшедшего.
Мужчина ещё раз осведомился, кто я есть и,  убедившись в  том, что  я тот самый  кого он ищет, протянул мне мой  кошелёк-портмоне, сказав
     - Мы просмотрели и прочитали  содержимое вашего кошелька. У нас есть представление о вас.
 Под  словом «мы»  он имел виду сопровождавшую его женщину, которая подключилась к разговору одной фразой.
  - Мы ничего из него не взяли. 
 
  Я стоял очень растерянный случившимся, с помутневшим сознанием, пытаясь в знак благодарности что-то бормотать уже не слыша себя и этих людей.
 После чего незнакомцы удалились, не  вступив со мной в оханье, и аханье,   как   бывает в  таких случаях.      
               
   Минуты две  я стоял как вкопанный. Самые нелепые мысли переполняли  мою  голову. Я потерял ориентир, – не знал куда идти. Кружилась голова. Появились ненужные, суетливые, неуверенные движения. Началась одышка, - проявление астмы, появились учащённое сердцебиение и испуг.  Со мной происходила настоящая истерика. Наступило состояние отчаянности, - крайней безнадёжности в поведении.  Хотя исход событий завершился благополучно.  И можно было бы только радоваться.  Но такого не произошло.
     Мучил вопрос, как мог кошелёк  попасть в чужие руки? Почему я не отблагодарил добрых людей за их поступок?
     А благодарить было за что.
     Что же лежало в кошельке, что так сильно повлияло на моё состояние? Перечислю.
    Около 12 тысяч рублей купюрами, - накануне забранная в банке пенсия.  Банковская карточка, которой оплачиваю ЖКХ, – сумма двухмесячной оплаты, карточка медицинского страховая, карточка пенсионного страхования, пенсионное удостоверение, справка о бессрочной инвалидности второй группы, номер моего сотового телефона. Маленький клочок бумажки, на котором были записаны паспортные данные сына. Документы, которые сопровождали всю мою жизнь.
И ещё,  полагаю сыгравшие важную роль в возврате кошелька, несколько визиток о моём  членстве в литературном портале Интернета: «Проза. ру». Там была информация, как попасть в личный литературный кабинет для прочтения моих произведений.
    Страшно подумать, сколько усилий пришлось бы затратить на восстановление документов и преодоление возможных  неприятностей. Очень забеспокоился за сына. О деньгах не могло быть речи.
   
  Кто же эти люди, решившие отдать мне кошелёк и как всё произошло? Начались догадки.
   Вариант первый - кошелёк выпал, когда я перекладывал его из одного кармана в другой.  Его подняли тут же рядом стоявшие люди,  видящие меня, но не передавшие  мне кошелёк сразу. Такое произошло лишь после ознакомления с содержанием кошелька. В первый момент у этих людей, вероятно, били колебания. Отдавать подобранный кошелёк или нет. Велик соблазн.  Потребовалось время на  принятие решения. Если бы не их зрительная память моей личности передача кошелька  могла состояться только после звонка по сотовому телефону, номер которого  стал им известен.  Затягивание времени могло быть не в мою пользу.  Я думаю, что в возврате кошелька сыграло то обстоятельство, что их было двое – мужчина и женщина. Мне не дано знать их взаимоотношение. И в этой обстановке, кто-то из них хотел показать своё благородство перед другим.    
   Вариант второй.  Кошелёк  вытащили из кармана куртки люди, хорошо видящие  мои   манипуляции с перекладыванием кошелька. Дело в том, что карман куртки был накладной, широкий,  глубокий, легко доступный, а потому промахнуться мною мимо  кармана  было почти не реально. Не запомнить   мою личность было невозможно. Меня преследовали и выбирали момент похищения. Тут уж ловкость рук.
 
   В этом случае деньги изымаются, а остальное выбрасывается. Но произошло иначе, всё вернули сполна.  К этому варианту я менее склонен. Такие  люди к милосердию не склонны. Хотя кто знает, человек в поступках бывает, не предсказуем.   Их поведение с возвратом кошелька оказался многократно необычным.
 
    Моё расстройство было настолько велико, - превалировала неуверенность в действиях, что оплатить покупку, чтобы выйти из магазина, я попросил рядом стоящую женщину, вручив ей сторублёвую купюру.  Она  снисходительно посмотрела на меня, пожилого несмышлёного человека, и выполнила мою просьбу, хотя очень спешила.
 
    Возвращаясь домой в метро, не среагировал на нужную остановку. И буквально  очнулся только тогда, когда громкий женский голос произнёс: «Конечная!  Освободите вагоны!».
Родным о случившемся признался через несколько  дней.      
    
    Случившееся побудило меня быть предельно внимательным ко всем своим действиям.  Даже к тем, которые ранее выполнял  «автоматом». Обдумывать каждое движение в своей квартире,  в любом другом помещении, или на улице и в транспорте. Возраст требует.            
                Февраль 2017



    
 


Рецензии
Соломон Ильич, да возраст у Вас солидный. Жить сейчас в Москве старым людям стало особенно непросто. У меня там тётушка жила на улице Уткина. В этом году ей бы исполнилось 102 года. Тогда ей было легче, потому что булочная и продуктовый магазин находились в её доме. Жила она на первом этаже. Посетила я тётушку последний раз летом, года ей было 87 лет. Уже тогда у неё были проблемы с равновесием. В магазин ходила, держась за стенку. А нужно ещё было ухаживать за от рождения больным сыном. Так что, слава Богу, что не дожила до сегодня.
А теперь вернёмся к вашему случаю. Сегодня среда, а в понедельник я нашла на дороге кредитную карточку. В ней был и пин-номер, тоесть я могла снять с карточки много денег. Но написано на листке перед этим номером было "мама". Там и фамилия с именем владелицы были указаны. По телефонной книге я нашла два номера телефонов с такой фамилией. Позвонила. Ответчик сказал, что людей нет дома. Тогда я отнесла карточку в банк. Я представила себе, как будет волноваться человек, обранивший карточку. Ведь ещё и неизвестно, когда он её хватится. Если несразу, особенно будет волноваться.
Здесь в Германии за находку полагается отдать нашедшему 5% от суммы, которую потерял. О потере нужно срочно известить банк, чтобы он запер счёт, конечно, небесплатно. Пенсионеры здесь разные, есть бедные, есть и зажиточные. В банке я оставила свой телефон. Пока никто не звонил. Вот такое совпадение.
У Вас сын в Москве живёт, надеюсь, он Вас успокоил. По-моему, лучше не носить с собой много денег. Я придерживаюсь этой тактике. Два раза ко мне залезали в карман воры. Первый раз это было в трамвае, когда я ещё была молоденькой бедной студенткой. Не помню, было ли для вора там что-то интересное. Второй раз это было на Невском в магазине пластинок, в "перестройку". В магазине было очень много народа. Ко мне стал тереться молодой мужчина кавказской внешности. Я его пристыдила. Интересной была реакция продавщицы. Она встала на защиту вора, сказала:"Что вы возмущаетесь, ведь он у вас ничего не украл?"... А вам, к счастью, попались хорошие люди и, полагаю, небедные. Всё хорошо, что хорошо кончается!

Маргарита Школьниксон-Смишко   24.05.2017 18:37     Заявить о нарушении