Человек с ружьем в Октябре

.... В 1917 г. после Февральской революции, старое начальство во главе с главнокомандующим генералом Алексеевым всего месяц сумело противодействовать демократизации армии, созданию солдатских комитетов всех уровней. Октябрист Гучков, ставший первым революционным военным министром,вынужден был уволить сто генералов, высших воинских начальников. Уже в марте 1917 г. военные действия, еще до всякой большевистской пропаганды мира, фактически прекратились, дисциплина таяла с каждым днем. В тыловых гарнизонах была отменена вечерняя поверка: солдаты ночевали у подружек на частных квартирах^ приходили поутру, халтурили на заводах и у частников, а главное — посещали бесчисленные митинги и быстро усваивали посильные уроки демократии...

Опасность этого процесса для армии, для государства, для национальных интересов России видели многие, в том числе и некоторые русские генералы. На этой почве в июле 1917 г. возникло корниловское движение, в котором соединились контрреволюционно настроенные генералы, верхи русских капиталистов и буржуазной партии кадетов. Добившись от Керенского назначения Корнилова Верховным главнокомандующим русской армией, они начали подготовку военного переворота. И это — архиактуальная глава истории революционного    1917    г.    в    ее    военном изложении. Уже в середине августа, в дни, когда в Большом театре шло собранное правительством "Государственное совещание", Корнилов под видом учений и стратегических перебросок начал подтягивать казачьи части к Москве. Но эти планы были вовремя разоблачены офицерами, членами социалистических партий. Руководители Московского военного округа выступили против заговора.

Но Корнилов не отступил, стал готовить поход на Петроград, Керенского же приказал привезти в Ставку, в Могилев, заставить его сначала "освятить" военный переворот, а потом — уничтожить. Однако хитрый политик переиграл храброго, но недалекого генерала. Керенский выдал Корнилова демократам —руководителям тогдашних Советов. Заговор был подавлен без единого выстрела. Но судьба армии была плачевна. Остатки воинской дисциплины улетучились. В начале сентября по армии прокатилась волна линчевания командиров. Солдаты вешали, расстреливали, топили своих начальников. Офицерская тирания в русской армии сменилась разудалой солдатской вольницей. Такая армия уже не могла сражаться. Единственной мечтой и целью солдат стал конец войны и демобилизация. Во всем этом нет никакой вины большевиков. Это следствие мощного стихийного влияния революции и межпартийной политической борьбы, тяги солдатской массы, скованной до этого мордобоем и заградительными отрядами, к таким же, как "на воле", демократии и гражданским правам.

Было, правда, существенное отличие от сегодняшнего положения. Большинство тогдашних солдат были крестьянами. И дома их ждала земля. Вернее, приращение земли. Ведь главным требованием крестьянства в Европейской России было ликвидировать помещичье землевладение и передать всю землю тем, кто ее обрабатывает. Это требование оформляла миллионная партия социалистов-революционеров.

Российское крестьянство до осени 1917 г. верило эсерам и Керенскому как главе правительства, надеялось на быстрое получение земли. Но эсеры и Керенский все медлили, призывали ждать Учредительного собрания, его же оттянули до начала декабря. И крестьяне как в деревне, так и на фронте устали ждать. Центральной России заполыхал огонь крестьянского восстания: жгли помещичьи усадьбы, захватывали земли, делили скот и орудия труда, тащили барскую мебель, выкапывали из могил предков своих господ, обирали трупы и вешали вверх ногами. А на фронте солдаты стали отворачиваться от эсеров и поддерживать большевиков, которые обещали мир и землю на второй день после взятия власти.

Социалистические партии создали в армии стройную структуру параллельной власти: это были ротные, батальонные, полковые, дивизионные, корпусные и армейские комитеты. В высших звеньях они состояли главным образом из эсеров.
 
Так вот, солдаты стали переизбирать комитеты вплоть до полковых, а высшие эсеровские комитеты превратились в штабы без армий. Особенно быстро шел этот процесс в тыловых гарнизонах, прежде всего в Петроградском, где только в самом городе находилось свыше 150 тыс. человек, а в пригородах еще столько же.

Сентябрь и начало октября 1917 г. — это время "большевизации" Петроградского гарнизона.Только своими силами большевики — а их в начале октября в Петрограде было всего 49 тыс. — никогда не смогли бы произвести вооруженное восстание, захват власти. Рабочая Красная гвардия, при всем ее пролетарском духе и классовом чутье, была бы разбита армейскими частями, если бы они поддерживали Временное правительство. Да и было красногвардейцев к 25 октября чуть больше 20 тыс. Без солдатской) массы, без регулярных гвардейских и армейских частей Октябрьская революция была бы делом безнадежным и самоубийственным для большевистской партии.

Могут возразить, что и среди солдат большевики имели членов своей партии. Да, но всего 5 тыс. человек. Это капля в 300-тысячном море солдат Петроградского военного округа. Главной причиной того, что солдаты гарнизона поддержали большевиков, была не "оргработа" этих 5 тыс., а политическая платформа большевиков, их лозунги, понятные и желанные для солдат.

Среди тех обстоятельств, которые сделали Октябрьский переворот не только возможным, но и неизбежным, была и позиция Временного правительства, Керенского и военных властей в Петрограде. Военный министр генерал Верховский еще 17 октября сказал Керенскому, что военных сил для подавления готовящегося восстания у правительства в Петрограде нет. Его поддержал и морской министр адмирал Вердеревский. Это означало, что правительство может удержаться у власти только в результате политических мер и маневров.

Керенскому подсказывали их: немедленные инициативы с целью выхода из войны, скорейшая передача помещичьей земли в руки крестьян без выкупа, реорганизация власти для создания правительства только из представителей социалистических партий. Но Керенский весьма высокомерно и упрямо отвергал эти советы. Тогда военный министр выступил на заседании комиссии Предпарламента и предложил свой план заключения сепаратного мира с немцами и реорганизации армии на добровольческих началах с демобилизацией всех частей старой армии.

Оставались буквально считанные дни, для того чтобы предотвратить восстание политическими мерами. Но Керенский опять не согласился, а военный министр был уволен в двухнедельный отпуск "по болезни" и отправлен на остров Валаам. Главнокомандующим войсками Петроградского военного округа был в этот момент подполковник Полковников.

Керенский обратил внимание на этого казачьего офицера из-за забавного сочетания звания и фамилии. Премьер назначил его новым начальником округа и присвоил очередное звание полковника.Не берусь утверждать, что Полковников сознательно вводил в заблуждение Керенского, утверждая, что обладает полным контролем над гарнизоном, что войска выполнят любое приказание правительства. Может быть, он и сам так думал. Но первые же столкновения с большевиками 21—22 октября показали, что солдаты выполняют их приказы, а вовсе не своего прямого начальства.

Большевики открыто создали вместе с левыми эсерами параллельный штабу округа Военно-революционный комитет. Он и стал высшей военной инстанцией в Петрограде в Октябрьские дни. Назначенные ВРК комиссары приняли политическое руководство большинством частей гарнизона. Солдаты на собраниях в частях признали их, и командиры вынуждены были подчиниться ВРК. Так Временное правительство оказалось фактически беззащитным в столице, став заложником сотен тысяч солдат.

Лишь около 3 тыс. человек находились в Зимнем Дворце, когда к утру 25 октября весь Петроград находился уже в руках частей, подчинявшихся Военно-революционному комитету Петроградского Совета. После осады Зимнего, продолжавшейся 8 часов, из этих 3 тыс. две с половиной покинули позиции с согласия осаждавших. В момент захвата дворца только 500 юнкеров еще оставались в здании. Они сдались без боя, и правительство было арестовано.

Так русская армия помогла утвердиться большевистскому Совету Народных Комиссаров. Советское правительство было посажено в Смольный главным образом штыками солдат Петроградского гарнизона, и без их поддержки большевистская власть не удержалась бы и дня....

д.и.н. В.Старцев
Источник: "Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа?" М. ИПЛ. 1991


Рецензии