624 Краснофлотская набережная 26 07 1974
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».
Глава 624. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Панорама места стоянки БПК «Свирепый» на Неве. Часть 2. Краснофлотская набережная. 26.07.1974.
Фотоиллюстрация из ДМБовского альбома автора: Ленинград. Река Нева. Современная панорама Краснофлотской набережной по правому борту БПК «Свирепый» (ныне Английской набережной Санкт-Петербурга – автор, «Гугл-карты», 2015). Обложка Путеводителя по Ленинграду, Лениздат, 1963 (данные по обустройству набережных центральной части Ленинграда из этого путеводителя – автор). 26 июля 1974 года.
В предыдущем:
Отдав должное левой стороне от БПК «Свирепый», то есть Университетской набережной и Академии художеств, за мост Лейтенанта Шмидта мой взгляд не распространялся, так как всё моё внимание привлекали объекты правой стороны от БПК «Свирепый» - Краснофлотской набережной (с 1738 года - Береговая Нижняя набережная улица; во 2-й половине XVIII века — Исаакиевская, Галерная; с 1800-х годов - Английская набережная; c 1918 по 1994 год - набережная Красного Флота - автор), куда я стремился всем сердцем и душой. Здесь произойдут все дальнейшие события, открытия и приключения моряков-свиреповцев в Ленинграде, в День Военно-Морского Флота СССР 27 июля 1974 года.
Ну, а пока с утра 26 июля 1974 года я был занят, очень занят…
Через три часа беспокойного забытья ранним утром 26 июля 1974 года я был уже на ногах и смотрел в корабельный перископический бинокулярный визир ВБП-451М на дома и бульвары, на машины и на людей по обеим сторонам от БПК «Свирепый».
Только насладиться видом Ленинграда с середины реки Невы мне не удалось: дежурный по кораблю безоговорочно прогнал меня с ходового мостика, а замполит, капитан-лейтенант А.В. Мерзляков полностью загрузил работой по подготовке игры в очередной военно-морской КВН.
Молодой матрос, «протеже» и.о. обязанности комсорга корабля мичмана Анатолия Дворского, которому я сдал не только всё корабельное имущество «ленкаюты», библиотеки, фотолаборатории, художественной и сувенирной мастерской, но и все дела и заботы по организации и подготовке радиогазет, стенгазет, стендов наглядной агитации, учёта комсомольцев и сбора членских взносов, учёта книг и имущества, а также тысячи попутных дел и работ, не справился со всем этим, запросил «пощады» и наотрез отказался быть «Суворовым в ленкаюте»…
- Суворовым в ленкаюте может быть только Суворов, - сказал, наконец, Толя Дворский замполиту А.В. Мерзлякову и тот вынужден был с ним согласиться.
Поэтому уже мирным и товарищеским тоном, с ноткой просьбы и уважительного отношения, Александр Васильевич, попросил меня снова принять участие в подготовке и проведении праздничной игры в КВН, тем более что он уже пригласил на эту игру знакомых офицеров из политотдела Балтийского флота, своих однокашников по военно-морскому училищу и друзей-замполитов с других кораблей и гарнизона Ленинграда. Зачем столько гостей?..
Изначально подготовка игры в КВН ко Дню ВМФ СССР велась туго, тяжело, с перерывами. Всем «годкам» гораздо интереснее было побывать в Гдыне (Польша), посмотреть заграницу, пообщаться с полячками («пшечкам» - так мы их называли в то время – автор). Сейчас «годкам», «молодым» и «салагам» тоже интереснее было сойти на берег, побыть в знаменитом Ленинграде, где мы чувствовали себя неизмеримо свободнее. Все хотели на берег…
Однако нас всех огорошили приказом командующего Балтийским флотом, адмирала В.В. Михайлина: «сход на берег в увольнение офицерам, мичманам и личному составу экипажей боевых кораблей, участвующих в параде, посвящённом Дню Военно-Морского Флота СССР, разрешён только после парада 27 июля 1974 года».
- Осторожничает и понимает командующий морскую душу, - сказал мне заговорщицки замполит, капитан-лейтенант А.В. Мерзляков. – Знает, если отпустить на берег сейчас, то к параду завтра на кораблях не останется ни одного трезвого моряка…
Я подумал, что это нормально и справедливо и через полчаса ко мне в «ленкаюту» потянулись один за другим участники подготовки игры в КВН, члены команд и жюри и подготовка к игре завертелась со скоростью и энергией урагана Эллин в сентябре 1973 года в Северной Атлантике…
Огромную, определяющую помощь и участие в подготовке этой игры оказал наш старший специалист СПС, старшина 1 статьи и «осенний ДМБовский годок» Андрей Павлов. Эта игра для него была в новинку, поэтому он очень живо, заинтересованно и азартно участвовал в проработке мизансцен и реплик «КВНовских скетчей», то есть коротких шуточных сценок-розыгрышей, конкурсов, выступлений, сценариев задний игры в КВН. Молодые матросы тоже заразились игрой и готовились азартно, весело, с интересом (чего грустить, на берег-то всё равно сейчас не пустят – автор).
Вот почему я успел сфотографировать панораму только Университетской набережной Ленинграда, а набережную Красного Флота (Английскую набережную) я решил фотографировать в момент проведения парада 27 июля 1974 года.
Однако я сумел вместе с Андреем Павловым, знатоком Ленинградских окрестностей и достопримечательностей, узнать и обсудить все те объекты Краснофлотской набережной, которые открылись нашему взгляду с сигнального мостика БПК «Свирепый».
Ещё в ВМБ Балтийск мы получили специальные штанги с конусными фонарями на концах, которые должны были крепиться к леерам фальшборта и вечером и ночью подсвечивать-освещать наш корабль ярким светом. Такое специальное освещение превращало боевые корабли, стоящие на Неве, в «произведения искусства». Действительно, подсвеченные фонарями на длинных штангах, выставленных далеко за борт, корабли выглядели со стороны очень красиво.
Мужественной красотой и гордой величавостью красовался лёгкий крейсер КРЛ «Железняков», а наш БПК «Свирепый» отличался удивительной гармонией красивых мореходных очертаний корпуса, надстроек, мачт и антенн РЛС с компоновкой и размещением артиллерийского, торпедного и ракетного вооружения. Несомненно, корабли проекта 1135 типа «Буревестник» были самыми красивыми боевыми кораблями данного времени (70-80-е годы XX века).
На фотоиллюстрации мост Лейтенанта Шмидта (Николаевский или Благовещенский мост – автор) с его знаменитым художественным литым чугунным ограждением. Слева на снимке точно по центру фарватера Невы стояли БПК «Свирепый», а далее напротив Дворцовой набережной и Медного всадника – КРЛ «Железняков». Справа трёхэтажный представительный дом №34 – Дом С.П. фон Дарвиза.
Вообще Краснофлотская набережная (Английская набережная – автор) начинается задолго до моста Лейтенанта Шмидта (Николаевского, Благовещенского моста – автор). Она относится к набережным центральной части Ленинграда (Санкт-Петербурга) - набережная Красного Флота - Дворцовая набережная - набережная Кутузова, это «парадный невский фасад города на Неве».
Нумерация домов в Ленинграде направлена вниз по течению Невы, но гости, прибывающие в Санкт-Петербург с моря, видели город и его дома с устья реки Нева, поэтому и заселение берегов, строительство набережных, пристаней, верфей и прибрежных домов также велось со стороны моря, Финского залива.
Ночью БПК «Свирепый» проходил мимо многочисленных портовых сооружений, портальных кранов и доков судостроительных предприятий вдоль берегов Васильевского и Адмиралтейского островов. Здесь располагаются Адмиралтейская верфь и Галерный двор, или Новое Адмиралтейство, заложенное ниже по течению Невы в 1711 году. Застройка левого берега реки Нева шла до Летнего сада, а между Фонтанкой и Литейным двором строительство началось ближе к середине XVIII в.
Сначала береговая полоса Невы укреплялась деревянными стенками (с 1730-х годов), а в 1760-х годах началась грандиозная работа по созданию гранитных набережных Санкт-Петербурга. Первая каменная пристань была построена напротив Зимнего дворца в 1762 году и на следующий год эту пристань-набережную начали расширять, сначала вверх по течению Невы, а с 1770 года - в сторону Галерного двора (архитектор Ю.М. Фельтен и И. Росси).
В гранитные берега Нева «оделась» к 1788 году (весь левый берег от Галерного двора до Литейного дома, 4 км). Первоначально гранитные набережные левого берега были с невысокими стенками парапета, сложенными из тёсаных блоков карельского гранита. Набережные прерывались полуциркульными (полукруглыми - автор) спусками, пристанями и мостами, перекинутыми над протоками.
«Набережная между Галерным двором и Адмиралтейством первоначально называлась Нижней или Галерной. Здесь селились купцы, мастеровые и ремесленники, большей частью выходцы из Англии, и к концу XVIII в. за ней закрепилось название «Английская набережная». В период 1770-1788 годов Английская набережная стала с гранитной облицовкой, а в 1919 году получила название «Набережная Красного Флота».
Западная граница Краснофлотской набережной - Ново-Адмиралтейский канал, проложенный в 1717-1720 годах перед Галерным двором (ныне - Адмиралтейское объединение). Там, за мостом Лейтенанта Шмидта угловой д.74 был первоначально построен уральским заводчиком Н.А. Демидовым в 1736-1738 годах. Причём этот дом был «для именитых», то есть сразу же стал «образцово-показательным», «эталонным».
В 1820-х годах этот дом перестроили в стиле классицизма, он принадлежал президенту Медико-хирургической академии Я.В. Виллие. Соседний старинный дом №72 был перестроен в 1881 году по проекту архитектора А.Н. Бенуа (на фотоиллюстрации крайний справа дом №34 – автор).
Рядом с этими именитыми «хозяевами Санкт-Петербурга» строили свои дома (33,68 – автор) и жили корабельный мастер И. Немцов и строитель вышневолоцких каналов М. Сердюков. Позднее в одном из них жил архитектор С.И. Чевакинский. В 1859-1862 года дома были включены архитектором А.И. Кракау в новый особняк в стиле ренессанса А.Л. Штиглица.
Дом №56 с шестиколонным портиком на Английской набережной – это бывшая Английская церковь (архитектор Д. Кваренги, 1814-1815 годы). В 1876 году это здание переделал архитектор Ф.К. Болтенгаген и теперь здесь размещается Ленинградское городское бюро экскурсий.
Многие дома на Краснофлотской (Английской) набережной сохранили свой первоначальный «образцовый» облик начала XVIII века, например, дома №№52 и 50, рядом дом №44 – Музей истории Ленинграда - старинное здание, возведённое в XVIII веке, было перестроено в 1826-1827 годах по проекту архитектора В.А. Глинки. Это здание украшает «мощный двенадцатиколонный портик с горельефом «Аполлон на Парнасе» работы И.П. Мартоса».
Ранее дом Музея истории Ленинграда принадлежал выдающемуся государственному деятелю, учёному и коллекционеру Н.П. Румянцеву, здесь до 1861 года размещался «Румянцевский музей» - уникальное собрание книг, рукописей и произведений искусства. В «доме Румянцева» собирался кружок исследователей русского и славянского искусства и литературы, в который входили И.Ф. Крузенштерн, А.X. Востоков, М.П. Погодин и другие. С 1846 года директором Румянцевского музея был В.Ф. Одоевский.
Кстати, когда Румянцевский музей перевели в Москву, то он стал основой крупнейшего книжного собрания СССР – Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина… Да и крейсер «Аврора» стоял во время своего знаменитого выстрела холостым зарядом по Зимнему Дворцу 25 октября 1917 года именно перед зданием Румянцевского музей, перед Николаевским мостом (мост Лейтенанта Шмидта), ближе к Васильевскому острову…
За кадром справа на фотоиллюстрации перед въездом на мост Лейтенанта Шмидта угловой дом №38 – это дом Д.И. Фонвизина, написавший здесь свою знаменитую комедию «Недоросль». Д.И. Фонвизин жил здесь 1774-1789 годах (дом отреставрировали и перестроили 1889-1891 годах по проекту архитектора В.А. Шретера).
Мост Лейтенанта Шмидта – это первый постоянный мост через Неву (ранее он назывался Благовещенским, позднее – Николаевским и был сооружён в 1842-1850 годах по проекту инженера С.В. Кербедза). С 1936 года Николаевский мост стал называться именем героя первой русской революции Петра Петровича Шмидта. От старого «царского» моста остались только чугунные литые решётки перил, выполненные по рисунку архитектора А.П. Брюллова.
Площадь перед мостом Лейтенанта Шмидта называется «площадь Труда», потому что «на восточной стороне площади, в глубине обширного двора с чугунной оградой, высится здание бывшего Николаевского дворца (1853-1861 г., архитектор А.И. Штакеншнейдер), ныне это «Дворец труда». 11 декабря 1917 года декретом В.И. Ленина этот дворец был передан петроградским профсоюзам.
«13 марта 1919 года В.И. Ленин, вождь Великой Октябрьской Социалистической Революции, выступал в этом здании с речью на I съезде сельскохозяйственных рабочих Петроградской губернии. Теперь здесь проходят собрания и слёты передовиков производства, выступают передовые рабочие Ленинграда, идёт обмен опытом социалистического соревнования».
Непосредственно то место набережной Красного Флота, напротив которого стоял наш БПК «Свирепый» начинается с дома на углу набережной (№34) – Дом Сергея Павловича фон Дервиза – предпринимателя и мецената. Дом, в котором в 1890 году С.П. фон Дервиз поселился вместе с матерью и второй женой, Мариной Сергеевной Шенинг, был отделан архитектором П.П. Шрейбером, «эффектные живописные панно, написанные для особняка С.П. фон Дервиза художником К.Е. Маковским, в 1889 году выставлялись в «Обществе поощрения художеств» (данные из Википедии – автор).
Следующее великолепное здание набережной Красного Флота – это дом №32 с восьмиколонным портиком (капитально перестроено в 1782-1783 годах по проекту Д. Кваренги). В этом здании размещалась «Иностранная коллегия», в которой проходили службу: Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, Д.В. Веневитинов, Ф.И. Тютчев.
Самое главное здание Краснофлотской набережной для меня – это красивое, нарядное здания с пышным рустованным фасадом (дом № 28, архитектор А.Ф. Красовский, построен в 1890-е годы). Здесь с 1961 года находится первый в СССР «Дворец бракосочетания №1». Наш красавец БПК «Свирепый» пр.1135 типа «Буревестник» стоял точно напротив (на траверзе – автор) этого прекрасного Дворца бракосочетаний №1, в котором завтра в 11:30 должно было состояться бракосочетание моего друга и соратника по службе на нашем корабле Славки Евдокимова и его невесты Ирины Беляевой.
Следующие за Дворцом бракосочетаний №1 здания – это жилые дома, которые прославились своими обитателями. В угловом доме №22 перед переулком Замятина в 1906-1913 годах жил театральный и художественный деятель, пропагандист русского искусства С.П. Дягилев, в доме №20 неоднократно бывал в 1923-1941 годах знаменитый композитор Д.Д. Шостакович.
Дом №10 (с характерным обликом архитектуры раннего классицизма 1770-х годов) по легенде принадлежал роду Воронцовых-Дашковых и был описан Л.Н. Толстым в сцене первого бала Наташи Ростовой. Теперь это дом Ленинградского отделения Всесоюзной торговой палаты.
В соседнем доме №8 (1857 год, архитектор А.X. Пель) находится институт «Ленжилпроект» (комплексный капитальный ремонт зданий по прогрессивному квартально-групповому методу). Фасад дома №6 выполнен по образцам «второго барокко» (1865-1866 годы, архитектор В.Е. Стуккей). Дом №4 по набережной Красного Флота стоит на участке, принадлежавшем в начале XVIII в. светлейшему князю А.Д. Меншикову, а затем Г.А. Строганову.
Здание построено и перестроено в 1791-1793 годах по проекту архитектора А.Н. Воронихина и в 1806-1809 годах его фасад и часть интерьеров были изменены по проекту Ж. Тома де Томона. Это здание №8 Г.А. Строганова - лучший образец петербургской архитектуры эпохи классицизма.
Великолепна колоннада на уровне 2-го этажа, трёхчастные окна с фронтонами и аллегорическими рельефами, у входа в здание лежат гранитные львы. В начале XIX века дом принадлежал Лавалям, здесь жил декабрист С.П. Трубецкой, жена которого, Екатерина Ивановна, урождённая Лаваль, последовала за мужем в сибирское изгнание.
В этом доме в литературном салоне А.Г. Лаваль в 1820-х годах бывали А.С. Грибоедов, П.А. Вяземский, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, А. Мицкевич. Здесь 16 мая 1828 года А.С. Пушкин читал поэму «Борис Годунов». В этом же доме 16 февраля 1840 года на балу возникла ссора между М.Ю. Лермонтовым и де Барантом, закончившаяся смертельной дуэлью…
В данное время (1974-1986) в здании «дома Лаваль» размещается Центральный Государственный исторический архив СССР в Ленинграде. Кроме этого, Центральный Государственный архив СССР занимает и соседние здания - бывшего Сената и Синода - высших государственных учреждений царской России, фонды которых составляют основу архива. Здесь хранятся архивы различных министерств и ведомств, строительных организаций, Академии художеств, личные фонды государственных деятелей, видных представителей науки и культуры.
В самом конце Краснофлотской набережной и в начале Адмиралтейской набережной располагается самая главная площадь Санкт-Петербурга и Ленинграда – площадь Декабристов или Сенатская площадь. Там находятся: здания Адмиралтейства, Великокняжеский дворец, построенный по проекту М.Е. Месмахера в 1885-1888 годах и Зимний дворец на Дворцовой набережной.
Дворцовый мост, соединяющий левый берег Невы со Стрелкой Васильевского острова, был сооружён по проекту инженера А.П. Пшеницкого и архитектора Р.Ф. Мельцера в 1912-1916 годах (окончательный архитектурный вид мост приобретёт после реконструкции в 70-е годы XX века – автор).
Дальше мой взгляд, даже увеличенный 12-кратно через окуляры корабельного перископического бинокулярного визира, не распространялся.
Что толку глядеть на архитектурные красоты Ленинграда – Санкт-Петербурга? Надо всё это пощупать, понюхать, вкусить, познать, а для этого надо попасть на берег, который для меня был «напрочь» закрыт…
Свидетельство о публикации №217031101303