Разнообразие ландшафта

Борис Родоман

О ЦЕННОСТИ РАЗНООБРАЗИЯ ЛАНДШАФТА

1. Редкость и маловероятность развития

Одно из любимых  слов российских экономистов и политиков –  развитие – вызывает у меня стойкое отторжение. Развитием в социально-экономических науках и публицистике в большинстве случаев называется  простое изменение в некотором направлении, желательном для говорящего и пишущего и считающемся проявлением так называемого прогресса. Такое квазиразвитие выражается прежде всего в росте какого-либо статистического показателя. По представлениям чиновников,  развитие – это увеличение, накопление, продолжение того, что уже имеется («дальнейшее развитие»).
        Я кое-что раньше говорил и писал на эту тему [6], а сейчас постараюсь меньше повторяться, но внести некоторые дополнения. В первую очередь хотелось бы резко уменьшить объём понятия «развитие» и отмежеваться от его широкого употребления. Это  русское слово –  калька, буквальный перевод  латинского «evolutio», старинный синоним более современного слова «развёртывание». В гуманитарных науках почти вся терминолексика метафорична, и мы вправе спросить, какое же явление заслужило столь яркую метафору?  чтО у нас разворачивается, подобно пружине или металлической мерной ленте, вынимаемой из коробки? Развитие как высшая форма движения  материи – это не только необратимое направленное изменение, сопровождающееся усложнением и переходом в новое качество, но и осуществление программы, проявление возможностей, заложенных как бы в зародыше, а в человеческом обществе это преемственность множества институтов и систем. Увеличение ВВП, автомобилизация, рост столицы, вовлечение в разработку новых месторождений ископаемых, появление новых «великих строек» и мн. др. т.п., под определение развития вряд ли подходят.
        Строго говоря, настоящее развитие имеет место только в живой природе и лишь в двух формах – филогенеза и онтогенеза. Даже к биосфере, биоценозам, популяциям этот термин применим в меньшей степени. То или иное изменение в природе и человеческом обществе может считаться развитием в той степени, в какой оно похоже на филогенез и онтогенез.  Если человечество рассматривать как единый организм, отдельно или вместе со всей биосферой, то оно, вероятно, развивается в том или ином «высоком» смысле слова, но только как целое; великое множество отдельных его частей,  территориальных и не территориальных, – страны, этносы, цивилизации, культуры этим замечательным свойством не обладают. Развиваются лишь  немногие центры, ядра, локомотивы; они служат предметом подражания и тянут за собой остальную массу, позволяют ей себя догонять.
        По причине «политкорректности» «развивающимися» называются
отсталые страны, которые не развиваются, а догоняют. Страны, которые развиваются, называют «развитыми». Россия как «развивающаяся» страна «третьего мира» [7] не обладает собственным развитием. Происходящие в ней изменения – равнодействующая многочисленных реакций, ответов разных лиц на различные вызовы, угрозы и волюнтаристских действий, продиктованных личными амбициями. Для России характерно отсутствие преемственности важнейших социальных институтов. В действиях власти преобладает монотонная цикличность – вводят и отменяют, разрешают и запрещают одно и то же.

2. Накопление и использование разнообразия

Признаком развития какой-либо системы может служить увеличение разнообразия её элементов. Самим элементам развиваться не обязательно, а достаточно, чтобы они изменялись в любую сторону. Можно быть важным и незаменимым элементом прогрессивно развивающейся системы, но находиться при этом в стагнации или даже деградировать. Таковы многие страны и регионы современного мира.
        Культурный ландшафт разнообразен, если: 1) разнообразна его природная основа; 2) в разных физико-географических районах сложилось соответствующее различное землеприродопользование; 3) исторический процесс на ограниченной территории шёл в прошлом и достаточно долго при значительной или полной изоляции от других стран и регионов. Изоляция способствует накоплению антропогенного разнообразия ландшафта так же, как и появлению новых видов и признаков у животных и растений, но в человеческом обществе это происходит в  сотни и тысячи раз быстрее.
        Когда барьеры между цивилизациями, культурами, этносами, государствами размываются и степень изоляции уменьшается, то происходят следующие процессы: 1) часть местных, туземных  обычаев,  продуктов, устройств исчезает, не выдержав экономической и моральной конкуренции с новшествами, пришедшими из суперцентров мировой цивилизации; 2) некоторые из подобных   предметов становятся известными и модными в суперцентрах и распространяются оттуда в качестве всемирной моды; 3) иные  местные особенности становятся реликтовыми и ставится вопрос об их спасении и сохранении в качестве культурного и природного наследия.
        Процесс накопления полезного разнообразия и своеобразия рассмотрим на примере ресурсов для туризма, по стадиям: 1) страна живёт и изменяется в изоляции, иностранцами посещается редко, её повседневная жизнь кажется её жителям обыкновенной, само собой разумеющейся, а то и единственно возможной; 2) страна открывается миру, принимает иностранцев и посылает своих граждан  за рубеж; часть местных жителей сознает «отсталость» своей страны и хочет избавиться от многих местных особенностей; другая часть ратует за сохранение традиций;  3) аборигены убеждаются, что их устаревающий образ жизни и ландшафт интересны  туристам,  и начинают на этом зарабатывать;  4) с инфраструктурой туризма в страну проникают стандартизация, унификация, глобализация, экзотические особенности быстро исчезают; 5) они объявляются «наследием», для их сохранения принимаются особые меры, в том числе и сокращение потока туристов путём его удорожания и перевода на VIP-уровень. Иными словами, имеют место накопление потенциала разнообразия и своеобразия, его открытие, актуализация, пик использования, истощение. Аналогичны фазы эксплуатации многих других ресурсов, в том числе и сырьевых.

3. Разнообразие и оптимальная специализация

Локомотивом  всемирно-исторического прогресса (если таковой «существует», т.е.   принимается за постулат) служит не столько наличие тех или иных ресурсов в том или ином месте, сколько различия от места к месту [4], отчего между местами устанавливаются плодотворные связи и становится возможной географическая специализация, т.е. разделение функций (ролей) в общей работе. С точки зрения здравого смысла и при заботе о будущем всего человечества, а не о сиюминутной выгоде отдельных лиц или групп, в каждом месте надо выращивать, производить прежде всего то, что можно получить только здесь [3]. Это правило можно распространить на всю человеческую деятельность и назвать приоритетом уникальности. В таком случае выбор специализации страной или регионом аналогичен профессиональной ориентации. Если человек проявляет уникальные способности, скажем, в сфере искусства или науки, то надо избавить его от необходимости зарабатывать на жизнь рутинным трудом, которым могут заниматься миллионы прочих людей.
        Теоретики глобализации советуют «развивающимся» странам не стремиться делать всё то, что уже делают развитые страны, а реализовывать свои специфические возможности и таким образом оказываться вне конкуренции [1]. Правда, некоторые страны «третьего мира» достигают высокой экономической эффективности и конкурентоспособности в определённых отраслях хозяйства на основе хищнического расточения невозобновляемых природных ресурсов и нарушения достойных человека условий труда, но это – тупиковый путь, ведущий к близкому краху.

4. География – наука о разнообразии мира 

Как известно, настоящая география не любит рассуждать о том, что есть везде, а занимается местными особенностями. Недостаток географического образования и опыта культурного познавательного туризма приводит к тому, что население и руководители многих регионов толком не понимают, чем их место жительства отличается от прочих, какова его географическая специфика и как её можно актуализировать [2]. География как источник знаний о Земле в том или ином смысле противостоит авторитарному и тоталитарному государству, которое недостаточно  считается с местными особенностями подвластных территорий.
        Географические науки выработали точные методы фиксации разнообразия – районирование индивидуальное и типологическое, классификация районов [5], но в гуманитарной и культурной географии эти методы  применяются редко, там преобладают высказывания, слабо привязанные к местности, и точечное инвентаризационное картографирование без строгих пространственных обобщений. Нет никакого районирования культурного ландшафта, по своей форме хотя бы отдалённо напоминающего сплошное и многоступенчатое физико-географическое районирование.   

Литература

1. Бек У.  Что такое глобализация?  –  М., 2001.
2. Замятина Н.Ю.  Когнитивно-географический контекст как модель соотношений географических образов (на примере анализа текстов официальных сайтов РФ) // Изв. РАН, сер. геогр., 2006, № 5.
3. Ракитников А.Н. География сельского хозяйства (проблемы и методы исследования).  –  М., 1970.   
4. Родоман Б.Б. Географические проблемы отдыха и туризма. – Гл. XII в кн.: Территориальные системы производительных сил. –  М.,  1971.
5.  Родоман Б.Б. География, районирование, картоиды. – М., 2007.
6. Родоман Б.Б. Местные особенности как ресурс развития регионов и стран // Гуманитарные ресурсы регионального развития (на примере естественно-природного и культурного наследия). – М., 2009.
7. Шанин  Т. Умом Россию понимать надо //  Куда идёт Россия..?  –  М., 1999.

        30 сентября 2013 г.

Подготовлено для "Проза.ру" 13 марта 2017 г.

    


Рецензии