Комплексные путешествия

Борис Родоман

ОТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ТУРИЗМА –
К КОМПЛЕКСНЫМ ПУТЕШЕСТВИЯМ

        Тот факт, что сущностью туризма является путешествие, вряд ли кто-нибудь станет  оспаривать, но б;льшую часть того, что называют туризмом в наши дни, назвать путешествием «язык не поворачивается». Так, не  является путешествием стационарный отдых на берегу моря или пребывание на горнолыжном курорте, даже если путёвка туда приобретена через «бюро путешествий». В стационарно-рекреационное проживание могут быть вкраплены экскурсии (радиальные маршруты), но в целом досуговое времяпровождение с ночлегами на одном месте, а также  поездка к нему из места постоянного жительства и обратно, физически одинаковая для пассажиров всех категорий, т.е. «туристов» и «нетуристов», на статус «путешествия» не тянет.
        Почти всё то, чем сегодня занимается коммерческая индустрия туризма и чему учат в многочисленных туристских академиях будущих менеджеров – бронирование мест в гостиницах и на транспорте – есть разновидность логистики, в которой в качестве груза фигурируют живые люди, но методологически это почти то же. Мы можем назвать эту деятельность АНТРОПОЛОГИСТИКОЙ (на научность термина не претендуем). Российские турфирмы обычно заинтересованы, чтобы их клиент всё время «путешествия» жил в одной гостинице и пользовался одним видом транспорта. Организаторы туризма, занимающиеся тем, что мы бы назвали «настоящими путешествиями», тоже существуют, мы их значения не умаляем, но доля их в «валовом» туристском продукте ничтожна, что, впрочем, естественно для массовой культуры, где духовно и нравственно высококачественные виды потребления всегда тонут в массе стандартных товаров и услуг среднего уровня.
        Как явствует из заглавия нашего сообщения, его пафос в том, чтобы поднимать качество разных видов туризма до некоторого идеального уровня «настоящих путешествий». Согласно принятым нами определениям, путешествие есть многоэтапное перемещение, задачи которого решаются не в конечном пункте поездки, а в самом пути, включающем остановки, пересадки, разные способы передвижения и виды деятельности. Для путешествия характерно потребление информации, поступающей извне, распространение её или обмен со средой, окружающей путешественника и его транспортное средство [3].
        Как известно, в массовых экскурсиях практикуется  выборочный осмотр отдельных объектов, ценность и красота которых обычно ассоциируется с редкостью или древностью и подтверждаются авторитетами. Внимание к памятникам культуры распространено шире, чем неподдельный интерес к природным объектам.
        Сложившийся в ХХ в. и теперь уже традиционный туризм обладает чрезмерной пространственной дискретностью. Осмотр религиозных объектов, архитектурных и (гораздо реже) природных раритетов, рассеянных по стране, региону, как правило сопровождается недостаточным вниманием и даже полным безразличием к промежуточному пространству и наполняющему его ландшафту. Наши экскурсанты нередко  дремлют в ожидании, когда их разбудят, выгонят из автобуса и покажут очередную  «достопримечательность». Отношение к миру как к складу, выставке, супермаркету характерно для общества массового потребления.  Экологический и некоторые виды экстремального туризма менее дискретны и больше связаны с окружающей средой хотя  бы потому, что больше от неё зависят технически, но это тоже специализированный, тематический туризм.         
        Для комплексного путешествия характерно получение информации, впечатлений, ощущений в первую очередь от всей окружающей среды.  На высшем уровне её восприятия единственным, но всепоглощающим объектом осмотра является весь ландшафт. Его воздействие на человека трудно передать словами и разложить на компоненты. Путешествие стимулируется поисками гармоничных природных и антропогенных ландшафтов, «зрительных симфоний», способных духовно обогатить и вдохновить. Синкретическое восприятие ландшафта помогает усвоению идей экологии, ландшафтной архитектуры, формированию географического мышления [2].
        Настоящее комплексное путешествие – это активное постижение разнообразия ландшафта,  географической специфики каждого места. Для него характерно отсутствие цели (в утилитарном смысле слова) и негарантированность  результата [1], его частичная неожиданность, расплывчатость и несформулированность задач; возможности лишь приблизительно выполнять программу и изменять её на ходу.
        Чтобы  сделать многие виды туризма более похожими на путешествия в узком,  высоком и позитивном смысле слова, надо шире привлекать к их организации специалистов, профессионально имеющих дело с пространством, территорией, природой, ландшафтом – биологов, экологов, географов, архитекторов. Идеалом для комплексного путешествия  может  быть позиция географа-исследователя, для которого нет плохих и хороших,  интересных и неинтересных стран и регионов, а все равнозначны как объекты познания. Набор изолированных достопримечательностей должен быть заменен ландшафтным континуумом, в котором есть свои вершины и узловые точки, но все они обладают смыслом лишь в общем пространственном контексте.
        Само путешествие, используемые в нём способы передвижения и транспортные средства должны быть внешне оправданными, диктоваться окружающей средой и сложившейся в ней ситуацией, а не заданными субъективными игровыми и спортивными  сценариями. Нелепо устраивать трекинг по автодороге, идти на байдарках по реке среди моторных лодок и т.п. Источником ощущений в путешествии являются уникальные местные особенности. Стандартизация быта путешественников должна быть сведена к минимуму. Если везде всё будет одинаково, то путешествовать незачем.       
        Информация, поступающая к туристу, должна сообщать прежде всего о том, чт; он проезжает и может увидеть в настоящий момент.  Рассказ гида не должен отвлекать от непосредственных путевых впечатлений. Синхронная информация должна искусно сочетаться с диахронной. Соблюдение этих и других подобных требований может отчасти вернуть  современному туризму романтику традиционных путешествий, практиковавшихся  до появления авиации и радиосвязи.      
        Не последнюю место среди путей облагораживания туризма должна занимать и гуманистическая этика путешествия, включающая благоговение и смирение перед красотой и величием природы, уважение к местным жителям и их традициям, разнообразную толерантность,  отсутствие агрессивности, отказ от личного и группового самоутверждения. К настоящим путешествиям высокого качества нельзя отнести мероприятия, задача которых – не контакт с ландшафтом, а демонстрация принадлежности к той или иной субкультуре, своего образа жизни, способов передвижения и транспортных средств.

Литература
      
        1.  Каганский В.Л. Путешествие / Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах. – Вып. 5. – М.: Институт наследия, 2008. – С. 272 – 275.
       2. Родоман Б.Б. Ландшафт и личность (отношение людей к окружающей среде в сфере досуга) // Родоман Б.Б. Поляризованная биосфера: Сб. ст. – Смоленск: Ойкумена, 2002. – С. 179 – 189.
       3. Родоман Б.Б. Путешествие / Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах. – Вып. 5. – М.: Институт наследия, 2008. – С. 275 – 277.

        Заготовка для слияния с текстом соавтора Т.В. Казаровой 25 мая 2012 г. 7,4 тыс. зн.

Опубликовано: Родоман Б.Б., Казарова Т.В. От специализированного туризма – к комплексным путешествиям // Туризм в глубине России: сб. тр. II Междунар. науч. семинара (24 – 29 июля 2012) / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Пермь, 2012, с. 11 – 16;  0,2 л., 100 экз.

Подготовлено для "Проза.ру" 13 марта 2017 г.

------------------------

      


       
   

       
         


Рецензии