Владел ли грамотой A. Mеншиков?

О его неграмотности говорили современники, доносили иностранные дипломаты.
С современниками соглашались и все крупнейшие историки страны. Среди них  величайший специалист в том числе  по петровскому времени Сергей Михайлович Соловьев. При написании "Истории России с древнейших времен" он использовал немалый объем архивных документов. И вот сегодня среди представителей нового поколения историков появились такие, которые не допускают мысли, что князь, правая рука царя, был необразованным и даже неграмотным.

И хотя главное не слова, а дела, мне стало интересно:
Aлександр Mеншиков*, сподвижник Петра Первого, владел ли грамотой, умел ли писать?

Читать, скорее всего мог, будто трудно этому научиться.

А писать? Возможно, это была врожденная нелюбовь к письму?
Возможно, напор событий и дел был настолько силен, что было не до того, чтобы писать письма, склонности к тому не имея?!

Читаем и Костомарова: "Наступило первое путешествие Петра за границу под именем Петра Михайлова. Меншиков был неразлучен с Петром; с ним он работал на амстердамской верфи, с ним посещал университетские кабинеты и мастерские художников. Меншиков заранее еще в России подучился по-голландски и по-немецки, а находясь за границею, в глазах Петра быстро освоился с этими языками. Везде и во всем умел он нравиться властелину..."

Вероятно, и иностранные языки изучал на слух?!

Продолжение
http://www.proza.ru/2017/03/19/777


*Александр Данилович Меншиков (6 (16) ноября 1673, Москва — 12 (23) ноября 1729, Берёзов, Сибирская губерния) — русский государственный и военный деятель, ближайший сподвижник и фаворит Петра I, генералиссимус...
После смерти Петра I способствовал воцарению Екатерины I, стал фактическим правителем России (1725—1727): «первый сенатор», «первый член Верховного тайного совета» (1726), при Петре Втором — генералиссимус морских и сухопутных войск (12 мая 1727).
В сентябре 1727 года подвергся опале, лишён имущества, званий, наград и сослан с семьёй в Сибирь, где через два года умер.


Н.Ф.Ковалевский портрет А.Меншикова


Источники:
1.Н.И. Костомаров Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, глава 18, М., "Эксмо", 2007
2.В.О.Ключевский Исторические портреты, Изд.М., "Правда", 1990
3. Большая биографическая энциклопедия, Меншиков, светлейший князь Александр Данилович
4. Н. Павленко. Был ли А. Д. Меншиков грамотным?
5.Интернет-сайты

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/4562/ (Наука и жизнь, БЫЛ ЛИ А. Д. МЕНШИКОВ ГРАМОТНЫМ?)
http://www.nkj.ru/archive/articles/4562/
2.Меншиков, Александр Александрович, https://ru.wikipedia.org/wiki/,_


Рецензии
Спасибо за Вашу статью и пытливый взгляд на историческую личность Александра Меньшикова.

Всё дальше вглубь веков улетает история, лица, драма и трагедия людей.
Образ Александра Меньшикова противоречивый и трагичный. Выходец из народа, своим умом и норовом он поднялся до царских высот...Если бы он был грамотным, были бы его документы, подтверждающие это. Его внешний облик был в свое время запечатлен многими художниками, но до наших дней портреты не дошли.

Но есть один из немногих сохранившихся прижизненных изображений «светлейшего князя». См.http://img.velvet.by/files/resize/userfiles/309/image_41-640x771.jpg
На нем он в военном мундире с русскими орденами святого Андрея Первозванного и святого Александра Невского и прусским орденом Черного Орла.На обороте холста — печати и бумажная наклейка, свидетельствующие о том, что изображен именно Меншиков и что этот портрет в 1745 году был передан из Камерцалмейстерской конторы «в смотрение придворному живописцу Г. Гроту», ведавшему в 1743—1750 годах собранием живописи императрицы Елизаветы Петровны..

Первой скульптурной работой Бартоломео Растрелли-старшим в России, стал бюст А.Д. Меншикова (1716-1717 гг., бронза, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).По этому скульптурному образу опального генералиссимуса Василий Суриков писал картину по сюжету последних дней Александра Меньшикова в ссылке, в Берёзове, изобразив его с детьми в убогом доме.
http://iskusstvu.ru/images/posobie/9_1/19.jpg
О своих поисках Суриков пишет скупо: «Потом ездил в имение Меншикова в Клинском уезде. Нашел бюст его. Мне маску сняли. Я с неё писал. А потом нашёл учителя-старика — Невенгловского; он мне позировал». В имении Меншикова, в селе Александровском, он делает многочисленные зарисовки с портретов детей Меншикова, а так же его скульптурного портрета в поисках нужной образной выразительности. Но художнику этого недостаточно для создания образа: он продолжает поиски. «... Нашел учителя-старика...» — как будто все было легко и просто. А в действительности?
Встретив на бульваре старика, похожего на Меншикова, художник пошел за ним и долго уговаривал разрешить писать с него портрет. «В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый — совсем Меншиков. «Кого вы с меня писать будете?» — спрашивает. Думаю, еще обидится, говорю: «Суворова с вас рисовать буду», — вспоминает Суриков. Но и выполненный этюд не удовлетворил художника. Этюд был творчески переработан в картине, и вместо одичавшего, одинокого старика мы видим трагический образ Меншикова, человека больших страстей, недюжинного ума, неукротимой воли. Пластическая выразительность лица, раскрывающая этот характер, — результат громадной, титанической работы художника-творца.Это описывал в своей книге Максимилиан Волошин.
Во внешности Меньшикова, конечно же , вырисовывается его авантюрная натура. Немного кажется похожим на ворона.Высокий лоб, удлиненной формы голова . С темными пронзительно взирающими глазами, крепким подбородком. Выдающимся как клюв , крупным носом, с немного загнутым кончиком.Волевые складки вокруг рта, Будто явно привыкшего повелевать и лгать, хитрить и сдерживать эмоции. Эта черты явно говорят о хищническом характере портретируемого.
А если известно, что он сам лично участвовал в казни : 20 голов стрельцов смахнул с плеч, то можно представить, какой это был человек. Судьба его от низов подняла вверх и так же скинула жестоко вниз.Жадный, хитрый, властный и подлый. Вор и убийца. Неприятно осознавать, какие личности создавали историю России.

Интересен портрет А. Меншикова, написанный в Голландии М. ван Мюссхером во время Великого посольства (1698), на котором можно видеть яркую внешность хитрого и ловкого проныры, не лишенного харизмы.См.http://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/12/%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%88%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-3.jpg и здесь : http://www.kulturologia.ru/files/u1837/menshikov-.jpg

Наталия Евгеньевна Васильева   19.03.2017 23:57     Заявить о нарушении
Дорогая Наталия, огромне спасибо. Да, интересен портрет А. Меншикова, написанный в Голландии М. ван Мюссхером во время Великого посольства (1698).
Наталия, Вы написали как художник, очень интересные и глубокие наблюдения.
Непрост был Меншиков, и жизнь его была не проста, но разве было легким то время?
Петр реформировал Россию, и рядом с ним рука об руку шел Меншиков.

Валентина Томашевская   20.03.2017 17:44   Заявить о нарушении
Да, дорогая Валентина!
Благодарю Вас за внимание и доброжелательность.

Голландский портре Меньшикова, действительно, реалистичный , и в то же время немного гротескный. Художник в завуалированной форме обострил все наблюдаемые им черты Меньшикова. Его изворотливость передал в легком полунаклоне . А уверенность в себе подчеркивает "стильное", элегантное одеяние, выражение лица невероятно живо передает харизму героя.

Это все равно, как грациозность тигра и его окрас через внешнюю привлекательность показывает его хищническую натуру.

Историческое значение великих личностей в истории часто по своей важности перевешивают моральные качества героев. Увы. Все великие самодержцы и их приспешники были неординарными, яркими особами. Недаром художники создавали их портреты, писатели посвящали их историям книги. А кинематограф помогает воочию увидеть реалии и знаменитых героев в фильмах.
Конечно, для нас все детали прошлого интересны и помогают делать выводы о закулисных играх серых кардиналов, к каким можно причислить и Меньшикова. Благодарю Вас за обилие материалов, источников и глубокие наблюдения , выводы об Александре Меньшикове.
Успехов Вам и всем неравнодушным к русской истории творческих личностей!

Наталия Евгеньевна Васильева   21.03.2017 00:53   Заявить о нарушении
Великие властители прошлого. Мы можем сделать о них предположения по тем описаниям и портретам, которые остались, документы могли быть поглошемы пожаром 1812 года и др. Меншиков зависел от распоряжений Петра, от его настроения и пр.

"Несчастье Петра было в том, что он остался без всякого политического сознания, с одним смутным и бессодержательным ощущением, что у его власти нет границ, а есть только опасности. Эта безграничная пустота сознания долго ничем не наполня­лась. Мастеровой характер усвоенных с детства занятий, ручная черная работа мешала размышлению, отвлекала мысль от предметов, составляющих необходимый материал политического воспитания, и в Петре вырастал правитель без правил, одухотворяющих и оправдывающих власть, без элементарных политических понятий и общественных сдержек. Недостаток суждения и нравственная неустойчивость при гениальных способностях и обширных технических познаниях резко бросались в глаза и заграничным наблюдателям 25-летнего Петра, и им казалось, что природа готовила в нем скорее хорошего плотника, чем великого государя. С детства плохо направленный нравственно и рано испорченный физически, невероятно грубый по воспитанию и образу жизни и бесчеловечный по ужасным обстоятельствам молодости, он при этом был полон энергии, чуток и наблюдателен по природе. Этими природными качествами несколько сдерживались недостатки и пороки, навязанные ему средой и жизнью. Уже в 1698 г. английский епископ Бернет заметил, что Петр с большими усилиями старается победить в себе страсть к вину.

Как ни мало был Петр внимателен к политическим порядкам и общественным нравам Запада, он при своей чуткости не мог не заметить, что тамошние народы воспитываются и крепнут не кнутом и застенком, а жестокие уроки, данные ему под первым Азовом, под Нарвой и на Пруте, постепенно указывали ему на его политическую неподготовленность, и по мере этого начиналось и усиливалось его политическое самообразование: он стал понимать крупные пробелы своего воспитания и вдумываться в понятия, вовремя им не продуманные, о государстве, народе, о праве и долге, о государе и его обязанностях. Он умел свое чувство царственного долга развить до самоотверженного служения, но не мог уже отрешиться от своих привычек, и если несчастья молодости помогли ему оторваться от кремлевского политического жеманства, то он не сумел очистить свою кровь от единственного крепкого направителя московской политики, от инстинкта произвола."
В.О.Ключевский

Валентина Томашевская   22.03.2017 17:37   Заявить о нарушении
"...прямой н откровенный Петр не всегда бывал деликатен и внимателен к положению других, и это портило непринужденность, какую он вносил в свое общество. В добрые минуты он любил повеселиться и пошутить, но часто его шутки шли через край, становились неприличны или жестоки. В торжественные дни летом в своем Летнем саду перед дворцом, в дубовой рощице, им самим разведенной, он любил видеть вокруг себя все высшее общество столицы, охотно беседовал со светскими чинами о политике, с духовными о церковных делах, сидя за простыми столиками на деревянных садовых скамейках и усердно потчуя гостей, как радушный хозяин. Но его хлебосольство порой становилось хуже демьяновой ухи. Привыкнув к простой водке, он требовал, чтобы се пили и гости, не исключая дам. Бывало, ужас пронимал участников и участниц торжества, когда в саду появлялись гвардейцы с ушатами сивухи, запах которой широко разносился по аллеям, причем часовым приказывалось никого не выпускать из сада. "

Валентина Томашевская   22.03.2017 17:59   Заявить о нарушении
"Но добрый по природе как человек, Петр был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других; среда, нам уже знакомая, в которой он вырос, и не могла воспитать в нем этого уважения. Природный ум, лета, приобретенное положение прикрывали потом эту прореху молодости; но порой она просвечивала и в поздние годы. Любимец Алексашка Меншиков в молодости не раз испытывал на своем продолговатом лице силу петровского кулака."

Валентина Томашевская   22.03.2017 18:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.