На что здесь надеются? На то, что все пройдет мимо

На что здесь надеются? На то, что все пройдет мимо меня?

На предыдущих этапах истории людей объединяли не деньги, а капитал, капитал сплотил их в классы: рабочих, капиталистов, интеллигенцию, крестьян и т. д. В советском обществе, обобществив средства производства, капитал разложили. А стало быть, разложили и классы. Такую роль здесь играло государство. Раз так, то деньги, накапливавшиеся в руках отдельных людей уже в советском обществе и служившие в основном средством потребления, уже не могли быть применены как капитал. Напротив, объективная роль этих денег после общественного поворота состояла именно в том, чтобы разъединить людей, а вместе с ними и саму общественную систему, основанную теперь на этих деньгах. Стремления людей разбогатеть не могли осуществляться в труде. Раз такие стремления сложились массовыми, то обществу уже был вынесен приговор.
 
Это говорит о том, что исторически мы имеем дело с уникальным случаем: основу общества впервые образовали деньги, которые работают только в руках людей. И это — объективное положение вещей, не придуманное никем. Весь смысл социализма состоит, стало быть, в том, что он своеобразным образом экономические (производственные) отношения заменил денежными и тем подрубил корни капитализма, заменив экономические законы на время государственной властью. Тем самым впервые в истории социализм человека отделил от капитала при помощи государства и государственного управления. Но если все произошло так и деньги стали господствующей силой, то кто должен обуздать их власть? Сами люди, неожиданно оказавшиеся под властью этих денег, или государство? Это очень серьезный вопрос. Ибо деньги, являющиеся обликом личности, уже не являются экономической категорией. Как бы этот вопрос не крутили, деятельность изолированных индивидов не имеет отношения к прогрессу и выражают исторический крах капитализма.
 
Сказанное означает, что основу общества в социалистическом пространстве впервые образовали  денежные отношения. А поскольку деньги в основном находятся в руках людей и вообще устремляются к ним, то общественные отношения были заменены индивидуальными. Стало быть, и общество индивидуализируется, и  вместе с ним и государство, которое тут же оказывается в руках людей. Здесь в силу вступают индивидуальные механизмы развития (индивидуальные механизмы развития будут характеризовать будущее, человеческое общество, где все подчинено развитию личности). И здесь наше сознание не может не повернуться к человеку, а государство к людям, а люди друг к другу. А люди же не могут не объединиться, раз они изолировались и разъединились самим этим распадом, и распад был необходимостью именно как распад старых отношений, ранее объединявших людей. Ведь даже брачно-семейные отношения, бывшие на протяжении столетий прочными, сегодня оказались зыбкими и на денежных отношениях стали разваливаться, лишаясь способности к самовозобновлению. Где же в обществе вообще видят возобновления и на что надеются вообще? На то, что "все пройдет мимо меня"?


Рецензии