На краю воронки

Борис Родоман

НА КРАЮ ВОРОНКИ

        Недавно, в феврале 1994 г., я слетал в город Мирный, центр добычи алмазов в Якутии, читать лекции старшим школьникам. На улицах этого города не видно пьяниц, нищих, хулиганов, бедных стариков. Люди спокойны, доброжелательны, деловиты; одеты прилично. Радуют глаз их шубы, меховые сапоги и шапки. На главной площади в снежно-ледяном городке с утра до вечера резвятся ухоженные дети. Тут же в великолепном Дворце культуры «Кристалл» к услугам подрастающего поколения разные кружки и школы.
        Хорошо живут люди в Мирном – по традиционным советским меркам. Руководство летает за служебный счёт в Южную Африку, к коллегам по алмазодобыче, а прочие – за свои денежки – куда хотят. У нас хорошо жить – значит потреблять модные и престижные товары и услуги. С этим вроде бы всё в порядке.
        О высоком жизненном уровне свидетельствует и обилие легковых автомобилей. Город по центральнороссийским меркам маленький, основная его часть – пятьдесят девятиэтажек – не более километра в диаметре. И вот по этому городу, идеально предназначенному, казалось бы, для пешеходов, люди кружат и кружат на своих автомашинах. От выхлопных газов воздух в Мирном невыносимо грязен, гораздо грязнее, чем на главных улицах Москвы. Автодром, что ли, им построить для удовлетворения автомобильного тщеславия?
        По международным стандартам, в качество жизни входит и  состояние окружающей среды, но здесь, в Якутии, это, видимо, никого не волнует. За пределами многоэтажного центра простирается пейзаж, обычный для промышленных поселений Сибири и Крайнего Севера. Ну, не доросли ещё наши люди до эстетики ландшафта, это им можно простить. В конце концов, право жить в безобразной и грязной среде – это тоже право человека,  а если он ещё и не замечает неприятностей – значит, по-своему счастлив. Но как обращаются здесь с землёй?
        Алмазы добывают открытым способом. Карьер – воронка несколько сот метров в ширину и глубину. Её всю заполняют выхлопные газы, туман от самосвалов, так что ни дна, ни стенок не видно.  Когда концентрация газов превышает норму, разумеется, завышенную, то работу прекращают на несколько дней или недель. Вентиляции нет никакой. Ждут, пока само развеется. Люди добровольно отравляются за высокую зарплату, чтобы покупать «хонды» и «ниссаны», и, заправив их нашим низкокачественным бензином, опять отравлять друг друга, теперь уже на улицах и под окнами. Или летом, опережая соседей, гонять за сотни километров в поисках исчезающих грибов, ягод, рыбы, вместо того, чтобы упорядочить их сбор и добычу.
        Ради одного-двух чемоданов с алмазами, вывозимых из Якутии ежегодно, испорчена территория не меньше Швейцарии. Уничтожены реки, изгнаны звери, а с ними давно ушли и остатки коренных жителей – эвенков. Значительная часть алмазов идёт на технические нужды, в том числе на бурение, резку, шлифовку – значит, и на добычу полезных ископаемых. Это напоминает нашу тяжёлую промышленность: добыть больше железа, чтобы сделать больше бульдозеров и самосвалов, чтобы добыть больше железной руды для производства новых тяжёлых машин для добычи руды и т.д.  В этом заколдованном круге уже проваливается в преисподнюю некогда чернозёмный район Курской магнитной аномалии.  Ну, а главный потребитель твердозубых инструментов – конечно же, военно-промышленный комплекс.
        Другая часть алмазов направляется ювелирам. Потребность в бриллиантах на мировом рынке поддерживается искусственно – искусной рекламой. Тот не настоящий мужчина, кто не подарил возлюбленной колье; у того не солидная фирма, кто не украсил свой галстук бриллиантом и не надел часы с драгоценными камнями, дороже вашей квартиры. Выходит, что землю приносят в жертву самым отвратительным порокам – воинственности и алчности.
        Да, в ЮАР тоже добывают алмазы и тоже открытым способом, но вряд ли там собираются превратить в пустыню и свалку треть страны.  А вот Якутия, которая по площади в полтора раза больше Мексики, готова пожертвовать десятой частью своей территории, чтобы на оставшихся девяти, тоже порядком испорченных, жить безбедно, подражая  Арабским Эмиратам. Но это – иллюзия. Без духовных усилий социальные задачи не решаются. Жить за счёт невозобновлямых природных ресурсов безнравственно, это паразитизм, пагубный путь вырождения для любого народа. Да и потребность во многих видах российского сырья в зарубежном постиндустриальном обществе сокращается. Экологически воспитанным людям становится стыдно носить натуральные  меха и драгоценные камни, против этого всё чаще выступают зелёные.
        Или кто-то думает, что на добытые алмазы в нашей стране  построят столько университетов, что новая духовная элита вытащит страну из грязи, а там и воронки в земле успеют заделать? Но, во-первых, не видно этого щедрого финансирования от государства, у нас с сейчас даже школьные учебники создаются за счёт иностранных спонсоров; о  науке и образовании в России небезуспешно печётся один всем известный американский дяденька.  Во-вторых, у нас уже была великолепная интеллигенция, но не смогла противостоять варварскому большинству. И новая образованная «элита», если не погибнет, то уедет, а больная и грязная страна останется.
        ...Симпатичные, умные мальчики и девочки живут в Мирном.  Мечтают о поступлении в американские университеты, для того и учатся в бизнес-лицее. А кто поскромнее себя оценивает, тому и наш Российский открытый университет (РОУ) – предел мечтаний. О нём уже много наслышались, собираются открыть в Мирном опорный пункт, если не филиал.
        Богатая организация «Якуталмаз» сумеет послать своих птенцов учиться за тридевять земель. Но понимают ли все эти люди, что их благополучие достигается ценой необратимого разрушения планеты?
        Я смотрю на рекламный плакат, на красивую женщину в вечернем платье, украшенную бриллиантами, и вспоминаю смрадные ямы на другой груди – на теле Земли-кормилицы. Не могу забыть Мирный – маленький город у края большой воронки; город самодовольных людей, процветающих на краю экологической пропасти.

Опубликовано:
        На краю воронки // География [газета], 1994, № 12, апр., с. 8; 0,2 л., 17 748 экз.
        Жизнь на краю пропасти // Президент [газета], 27 – 29 апр. 1994, с. 3; 0,1 л., 100 000 экз.

Подготовлено для «Проза.ру» 19 марта 2017 г.

МОСКВА, 30 мая 2018. — РИА Новости. Пользователи ресурса Reddit удивились масштабам алмазного карьера "Мир" в Якутии.

"Это взрывает мой мозг. Удивительно, как люди находят там что-то, а затем создают кратер размером с астероид, чтобы найти еще больше", —пишет Velvet_Thunder.

Другим пользователям показалось странным, что дома и объекты инфраструктуры стоят так близко к руднику.

"Странно, что на краю стоит аэропорт. Получается, что самолеты взлетают и садятся у самой пропасти. Не очень-то и безопасно", — считает WentoX.

Б.Р. 25.07.2018


       


Рецензии