Литовский мой Иерусалим

 

Рука тянулась к сладкому, к конфетам
Коробка с    Вильнюса  лежала на столе
И  на обложке башня Гедимина
Она о  многом говорила мне.
Холмистый город ,я его любила
Литовский мой Иерусалим
Здесь жил Гаон,его могилу посетила
Я в двух тысячном oдинадцтом  году
Аллеи кладбища  ведут и к тем которых я любила
Здесь свой покой нашли мои родные
Из Петербурга,Анюта  с Витебска и сын её, отца кузин.
Отдав им дань и камни положив
К Гаону снова  подошла
И молча у него спросила
 Хасиды,что мешали Вам тогда.
Две бабушки мои Рахель и Хава.
Погибли в той войне
Одна корчму в Ошмянах содержала,
Вторая краму с глиняной посудой
Корчма сгорела, а от посуды остались только черепки
И я родилась после той войны
Я мало знала о еврействе
И учение твоём
Не знала Алтере Ребе ,кто  из Лядов
Под Витебском совсем он жил.
Узнала я о нём  потом
Узнала,то Рахель и Хава
Были Миснагдим -Хасидим
Однако жили дружно вместе
В местечке,что под Вильнюсом совсем
И ходят поезда из Вильно  в Витебск
Я в них в Ошмяны  часто приезжала.
Два города в моей судьбе они связали
Два города и две судьбы
Ученья два  и оба правы
Соединила я в себе
Так мой вопрос остался в силе
За что донос написан был
 И  Алтер Ребе арестован,
За что убиты были  все
В той проклятой войне
За что в Понарах был расстрелян
 Литовский мой Иерусалим


Рука тянулась к сладкому, к конфетам
Коробка с   Вильнюса  лежала на столе
И  на обложке башня Гедомина
О многом говорила мне.





Миснагди;м, митнагди;м, миснаги;ды (ивр. ;;;;;;;;;;;;;;;, в ашкеназском произношении миснагдим; буквально — «противящиеся», «возражающие», единственное число — митнагед) — использовавшийся хасидами термин относительно своих идейных противников литваков во время религиозной борьбы в иудаизме в XVIII веке. Деятельность этих кругов первоначально носила преимущественно полемический характер, впоследствии их религиозное мышление вылилось в своеобразный жизненный уклад и целостное мировоззрение.

 Ведущая роль в создании активной оппозиции хасидизму принадлежит Виленскому Гаону Элияху бен Шломо Залману, благодаря которому Литва стала центром митнагдим.

Влияние глав хасидизма зиждилось на непререкаемом авторитете их личности и деятельности как лидеров общин, а для Элияху бен Шломо Залмана и его последователей основным критерием, определяющим положение человека в обществе, по-прежнему была раввинистическая ученость.





Поздняя традиция считает Гедимина основателем столицы в Вильне (современный Вильнюс), которая впервые упоминается в его письмах: не позднее 1323 года заложил деревянный замок при впадении Вильни в Вилию (Нерис) и перенёс свою резиденцию в Вильну, ставший таким образом столицей Великого княжества Литовского. В письмах Папе Римскому Иоанну XXII, ганзейским городам, францисканцам и доминиканцам (1323—1324) заявлял о своём желании принять христианскую веру и приглашал в Литву рыцарей, ремесленников, купцов, земледельцев, священников. Гедимин вторым стал титуловать себя «королём литовцев и русских». Из семи сыновей Гедимина пятеро были христианами, все его дочери также были выданы замуж за христиан.

Гедимин боролся против Московского княжества и князя Ивана Калиты за влияние во Пскове и Новгороде. В этой борьбе он опирался на союз с Тверью, скреплённый браком дочери Гедимина Марии с князем Дмитрием Михайловичем Грозные Очи (1320).


Башня Гедимина
Башня имеет историческое, историко-культурное и, как пример готической архитектуры, архитектурное значение. В XX веке башня приобрела значение эмблемы и символа не только города, но и Литовского государства, её изображение замещало настоящий герб города и использовалось в разнообразных сувенирах.

Смены завоевателей и режимов ознаменовывались сменой флага на башне. На башне Гедимина впервые литовский флаг был поднят 1 января 1919 года небольшой группой добровольцев литовской армии под командованием Казиса Шкирпы. Затем литовский триколор поднимался на башне 26 августа 1920 года, после того, как Вильнюс был передан литовским властям отступавшими советскими частями. После Второй мировой войны на башне развевался флаг Литовской ССР.

7 октября 1988 года, по инициативе движения Саюдис, состоялась церемония водружения довоенного флага Литвы, в тот период трактуемого как неофициальный, но уже и не запрещённый национальный флаг (18 ноября 1988 года флаг был узаконен сессией Верховного Совета как государственный флаг Литовской ССР). В память о первом водружении флага на башне установлен памятный день — день Флага Литвы. В этот день, 1 января, ежегодно проходит торжественная церемония смены флага на башне.


Крама - лавка,магазин


Рецензии
2011 году... Могли мы встретиться...
А могилки родных, есть ли кому теперь ухаживать за ними?

Элеонора Андриевская   22.03.2017 12:43     Заявить о нарушении
Могилки родных в Понарах три брата мамы,один был уже женат там же застрелена его жена и двое детей.бабушка
Могилки родных на месте массового расстрела под Ошмянами, дедушка, два брата отца, брат мамы.
Бабушка по отцу погибла в концлагере в Германии,под Гамбургом.
Бабушка по маме умерла в ошмянском гетто.
.......................................
И снова расцветут сады
Зло растворится в океане
И о в облаках плывущими над нами
Скорбящими над тем, кто на земле
Что место в мире место на земле
Злу ещё дано.

Ликует празднует планета
День Мира. Матери,Весны
И у меня родились дети
В майские те дни.

И внуки родились
Пять мальчиков и девочка одна.
Всё так как было до войны.
И бабушка погибшая в войну
Всё в мире повторится станет на места
За всё расплата,
За Добро и Зло
Об этом небо знает
Знаю я,
И внукам о Добре читаю книги
И умоляю небо о Добре, о Милосердии
А небо мне, моей семье
Его с избытком посылает.
Всё то,что не додано когда то
Погибшим в проклятой войне.


Роза Левит   25.03.2017 20:43   Заявить о нарушении
Рута Ванагайте.

— Как сложилась судьба тех, кто участвовал в расстрелах?
— У самых крупных преступников было достаточно денег, они знали, когда смыться, и они смылись на Запад.

Многие из них жили очень нормальной жизнью в Америке.
Они не говорили о своих преступлениях, все говорили, что беженцы.
Преследовать их начали очень поздно, и не могли, потому что преступления были совершены не в Америке и жертвы были не гражданами США. 15 человек выслали уже в независимую Литву, но Литва их не судила.
Они были очень старыми, у одного — больная жена, другой — сам болел.

В советские годы некоторых сажали на пять лет за то, что они конвоировали евреев.
Потом выпускали. А потом, когда кто-то из их соратников выдавал, что они участвовали в расстрелах, их вылавливали по второму разу.
Некоторым давали высшую меру.
Таких было где-то 25 человек всего.
Некоторые участники карательных батальонов не были посажены и даже были реабилитированы.
Значит, им было что предложить КГБ, может, кого-то сдали.

Типичный портрет участника Холокоста — это была беднота, безграмотные люди либо 1−2 класса образования.

— Вы не считаете смягчающим обстоятельством для этих людей, что так делали многие в те годы?
— Убийство не имеет никакого смягчающего обстоятельства.
Человек знал, что он делал, и делал это без всякой угрозы для собственной жизни.
Это полное вранье, что у них за спиной стоял немец с пистолетом.
Муж моей тети счастливо умер в огромном доме с манговым деревом в Майами, во Флориде. Мы только знали, что он прятался в Америке под другим именем из-за каких-то историй с евреями. Он нам еще всю жизнь присылал джинсы. Потом я поехала туда и встретилась с его женой.

Она больше всего в жизни ненавидела евреев.

Нацистская пропаганда настолько в них сильно засела, что в 85 лет она говорила, что всех евреев нужно убить.

— Были истории спасения евреев в Литве?
— Конечно, были, от 1,5 до 3 тысяч человек.
Но в убийствах участвовали 6 тысяч человек — конвоировали или стреляли.
Где-то 15−20 тысяч участвовали в убийствах в гражданском смысле, помогали.

Рута Ванагайте.

Роза Левит   25.03.2017 20:46   Заявить о нарушении
Книгу Руты "Наши" я смогла читать только отрывками, слишком ослабло мое сердце... А у многих "наших" даже после прочтения только одна мысль-убить автора. Это нездоровье, эта незрелость нации, раковая опухоль, которая боюсь затихла и ждет. Нацизм, фашизм, расизм у этих слов один исток - ненависть. Она ведь никуда не исчезла, он притаилась по грязным, вонючим углам и, иногда эта мразь марширует по нашим улицам. Не приведи Господь...Болит сердце. Пусть болит.
С надеждой и верой,

Элеонора Андриевская   27.03.2017 11:31   Заявить о нарушении