Перечитывая Льва Николаевича Гумилева

Дискретность этнических процессов, о которой говорит  Гумилев,  скорее всего, есть проявление квантовых законов в этногенезе.
 
Любая остановка в движении этноса, превращающая  его в персистент, есть  не продление жизни этноса, а та самая вожделенная Фаустом остановка мгновения, благодаря которой герой  попал в лапы Мефистофеля (наряду с попытками единолично толковать Библию). Спустя некоторое время судьбу гётевского героя, в известной степени, повторил  немецкий народ , отступивший от христианства и возжелавший возвратиться к языческим «святыням» и, соответственно, редуцируя к бестии (зверю), пусть и белокурой.  Заметим, что и ад, по представлению многих, также есть остановка движения, некое вмерзание в ледяной холод.

Возможно, идеи движения по кругу, так называемого, вечного возвращения, являющегося частным случаем остановки, овладевают этносами, когда они находятся на грани исчезновения или в глубоком кризисе.

С другой стороны,  Гумилев предостерегает от, в высшей степени вредоносной,  идеи, что все, что произошло в истории, не могло не произойти.

Там, где действует свободная воля человека, строгие законы,  работающие  в мире материальных объектов, не могут определять всю полноту происходящего.  К примеру, опустынивание кормящего ландшафта может приводить к миграции этноса, а может задать совершенно другой вектор развития – работу по освоению пустыни и превращению ее в цветущий сад. Это зависит, с одной стороны, от воли людей, а, с другой – от фазы этногенеза. Так, древним китайцам вряд ли бы удалось освоить пустыню Гоби, тогда как сегодня это стало возможным.
 
Поэтому, следуя Гумилеву, необходимо различать  этническую историю от истории социально-политической, с одной стороны, и истории культурно-идеологической – с другой.
 
В то же время, как личность, так и народ, действующие в истории, конечно, являются продуктами  биологических, социальных , культурных и иных факторов.  Однако ,  «подстегнутые» «космическим бичом», по выражению Гумилева,  они могут встать над всеми этими «роботизирующими» факторами и проявить свободную волю.  Это наводит на мысль, что и сам «космический бич» есть не что  иное, как Божественное волеизъявление, которому народ может следовать. Именно тогда он совершает великие дела.


Рецензии
Действительно утверждение предопределённости всего происходящего в развитии государств и этносов небесспорно. Этим можно оправдать всё, а между тем, совпадение случайного и закономерного может в одно мгновение изменить логику развития, как не раз случалось в истории. Гений учёного раздвигает границы привычного. В коротком тексте Вам удалось показать это.
Благодарю!

Татьяна Алейникова   22.04.2017 17:35     Заявить о нарушении
Вы правы! Идея предопределенности всего происходящего лишает смысла как жизнь каждого человека, так и истории. Совпадение случайного и закономерного - это как встреча великого с великим, которая не может не дать плод. Спасибо большое за интересный отзыв. С уважением, Нина

Нина Изюмова   22.04.2017 17:40   Заявить о нарушении
"Идея предопределенности всего происходящего лишает смысла... "

Хотя нам и говорит христианство: Ничего случайного нет.
Но и Лев Николаевич, который Толстой, говорил прямо противоположное

Нина Тур   12.06.2017 12:09   Заявить о нарушении
Здесь опять встает важнейшая проблема - проблема взаимоотношения закона и благодати. С ней сопряжена другая - наличие у человека свободной воли. При жесткой детерминировасти всего происходящего не могла бы проявиться ни благодать, ни свободная воля человека. Как мы решим этот вопрос, зависит от нашего мировоззрения, а именно, есть ли в нем место для благодати и свободной воли.

Нина Изюмова   12.06.2017 18:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.