646 История ВМФ России и СССР 28 07 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 646. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». День ВМФ в Ленинграде. История ВМФ России и СССР. 28.07.1974.

Фотоиллюстрация из ДМБовского альбома автора: Ленинград. БПК «Свирепый». Торжественное построение. Заместитель командира корабля по политической части, капитан-лейтенант А.В. Мерзляков зачитывает аналитическую справку по истории русского и советского ВМФ и текст поздравления МО и ГК ВМФ СССР с Днём ВМФ. 28.07.1974. 09:20.

Двойное изображение из-за качки в море, когда я делал фотографии. В новелле использованы данные из статьи Александра Самсонова «о рейтинге мировых флотов во время Первой Мировой войны» и официальных поздравительных телеграмм главнокомандования ВМФ СССР и России. 
 

В предыдущем:

Праздник и парад в Ленинграде, посвящённый Дню Военно-Морского Флота СССР в воскресенье 28 июля 1974 года, начался…

Торжественный подъём Военно-морского флага на БПК «Свирепый» состоялся ровно в 09:00 по московскому времени в последнее воскресенье июля 28 числа 1974 года. После этого весь экипаж корабля в парадной строевой форме одежды №2 тесно выстроился по боевым частям на верхней палубе юта по правому борту и выслушал речь заместителя командира корабля по политической части, капитан-лейтенанта Александра Васильевича Мерзляков, который зачитал текст поздравления Министра обороны СССР (1967-1976), Маршала Советского Союза, Дважды Героя Советского Союза (1958, 1973), Героя ЧССР (1969) Андрея Андреевича Гречко и Главнокомандующего ВМФ – заместителя Министра обороны СССР (1956-1985), Адмирала флота Советского Союза, Героя Советского Союза (1965) с Днём Военно-Морского Флота.

20 (30) октября 1696 года (278 лет назад – автор) Боярская дума при русском царе Петре I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть». Этот день считается Днём основания российского Военно-морского флота.

Создание молодым русским царём «потешной флотилии» из ботиков и других небольших судов не осталось «детской забавой», а превратилось в настойчивое стремление России иметь мощный и разветвлённый военно-морской флот. Корабли и суда спешно строились в Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. Военный моряки, кроме основной своей задачи – охраны морских коммуникаций России, выполняли исследовательский функции, так в морских сражениях и походах были созданы сначала Азовский флот, потом Балтийский флот, затем Тихоокеанский, Черноморский, Северный флоты и Каспийская флотилия.

В 1740 году русские военные моряки В. Беринг и А. Чириков основали на Дальнем Востоке Петропавловск-Камчатский, в 1741 году открыли пролив (Берингов пролив) и достигли западного побережья Северной Америки (Аляска). Географические открытия мирового уровня совершили во время кругосветных путешествий командиры русских военных кораблей: Ф.Ф. Беллинсгаузен, В.М. Головнин, М.П. Лазарев, Е.В. Путятин.

Во второй половине XVIII века и в начале XIX века Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей и качеству боевой службы в море стал третьим в мире (после Великобритании и Германии - автор).

Российский флот «при российском императоре Александре III уступал только ВМС Англии и Франции», но во время русско-японской войны 1905 года «была потеряна почти вся Тихоокеанская эскадра и лучшие корабли Балтийского флота, посланные на Дальний Восток».

В период с 1905 по 1914 годы российским Адмиралтейством было разработано несколько военно-морских программ восстановления русского военно-морского флота - достройка 4-х ранее заложенных эскадренных броненосцев, 4-х броненосных крейсеров и постройка 8-ми новых линкоров, 4-х линейных и 10 лёгких крейсеров, 67 эсминцев и 36 подводных лодок. Причём российская Госдума не поддержала эти программы строительства ВМФ России…

К началу Первой Мировой войны в российском ВМФ было: 9 старых линкоров, 8 броненосных и 14 лёгких крейсеров, 115 эсминцев и миноносцев, 28 подлодок (почти все старых типов). В ходе войны «на Балтике вошли в строй 4 дредноута - «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут» (заложены в 1909), а на Чёрном море – 3 дредноута типа «Императрица Мария» (заложены в 1911)».

Лучшим эскадренным миноносцем Первой Мировой войны считался «Новик» - «мировой образец при создании эскадренных миноносцев военного и послевоенного поколения» (авторы ТЗ ЭМ типа «Новик» выдающиеся русские учёные-кораблестроители А.Н. Крылов, И.Г. Бубнов и Г.Ф. Шлезингер).

Проект ЭМ типа «Новик» разработан в 1908-1909 годах судостроительным отделом Путиловского завода, который возглавляли инженеры Д.Д. Дубицкий (по механической части) и Б.О. Василевский (судостроительная часть).

В 1911-1916 годах на русских вервях строились боевые корабли 6-ти типовых проектов эскадренных миноносцев (всего 53 корабля). Эсминцы типа «Новик» обладали вооружением и характеристиками одновременно миноносца и лёгкого крейсера – скоростью хода, манёвренностью и относительно сильным артиллерийским вооружением (4-е 102-мм пушки).

На Русском военно-морском флоте с трудом, но воплощались самые передовые технические идеи и изобретения. Так «русский инженер-железнодорожник Михаил Петрович Налётов первым воплотил идею подводной лодки с якорными минами».

В 1904 году, «в ходе русско-японской войны, участвуя в героической обороне Порт-Артура, М.П. Налётов на свои средства построил субмарину водоизмещением в 25 тонн, способную нести четыре мины, провёл первые испытания, но после капитуляции крепости его аппарат был уничтожен».

В 1909-1912 годах «на Николаевской верфи была построена подводная лодка – минный заградитель, получившая название «Краб» (Черноморский флот). Во время Первой мировой войны «Краб» совершил несколько боевых выходов с минными постановками, дошёл даже до Босфора».

В ходе Первой Мировой войны «Россия стала мировым лидером в области применения гидрокрейсеров – авианосцев или носителей гидросамолётов. Русский авиаконструктор Дмитрий Павлович Григорович (с 1912 года технический директор завода Первого Российского общества воздухоплавания) в 1913 году сконструировал первый в мире гидросамолёт (М-1) и сразу его усовершенствовал, в 1914 году построил летающую лодку М-5 – двухместный биплан деревянной конструкции».

Гидросамолёт М-5 «поступил на вооружение русского флота в качестве разведчика и корректировщика артогня, и весной 1915 года самолёт совершил свой первый боевой вылет». В 1916 году «был принят на вооружение новый самолёт Д.П. Григоровича, более тяжёлый М-9 (морской бомбардировщик), затем первый в мире гидросамолёт-истребитель М-11».

На русских дредноутах типа «Севастополь» впервые в мире «применили систему установки не двух-, а трёх- орудийных башен главного калибра». Только американцы «оценили идею и линейные корабли типа «Невада» строили уже с трёх- орудийными башнями».

В 1912 году на русских верфях «было заложено 4 линейных крейсера типа «Измаил» для Балтийского флота – самые мощные в мире по артиллерийскому вооружению линейные крейсера». В 1913-1914 годах «было заложено восемь лёгких крейсеров типа «Светлана», по четыре для Балтийского и Черноморского флотов».

Русские подводные лодки типа «Барс» считались «одними из лучших в мире», с 1912 года построили 24 «Барса»: 18 для Балтийского флота и 6 для Черноморского».

Перед началом Первой Мировой войны «на русских заводах было освоено производство улучшенных образцов морских орудий калибра 356, 305, 130 и 100 мм, началось изготовление трёх- орудийных башен» для линкоров. В 1914 году «инженер Путиловского завода Ф.Ф. Лендер и артиллерист В.В. Тарновский стали первопроходцами в области создания специальной зенитной пушки калибром в 76 мм».

В канун Первой Мировой войны были разработаны «три новых образца торпед (1908, 1910, 1912 годов), которые превосходили однотипные торпеды зарубежных флотов в скорости, дальности хода, хотя имели меньший общий вес и вес заряда».

Также перед Первой Мировой войной «были созданы многотрубные торпедные аппараты - первый такой аппарат построили на Путиловском заводе в 1913 году, он обеспечивал залповую стрельбу веером, русские моряки освоили её до начала войны».

После неудачной войны России с Японией «были построены два специальных минных заградителя «Амур» и «Енисей», началось также строительство специальных тральщиков типа «Запал». В результате в 1914 году «британцы были вынуждены купить у России тысячу шаровых мин для защиты своих военно-морских баз, американцы купили не только образцы всех русских мин, но и тралов, считая их лучшими в мире, и приглашали русских специалистов, чтобы обучить их минному делу». Кстати, «американцы купили и русские гидросамолёты М-5 и М-6».

Русский ВМФ перед началом Первой Мировой войны имел гальваноударные и ударно-механические мины образцов 1908 и 1912 годов, в 1913 году сконструировали плавающую мину (П-13), которая «удерживалась в подводном состоянии на определённой глубине благодаря действию электрического прибора плавания». Мина П-13 «имела электроударный взрыватель, заряд в 100 кг тола и могла держаться на заданной глубине трое суток». Кроме того, была создана «первая в мире речная мина «Рыбка» («Р»)».

В 1911 года на вооружение русского военно-морского флота «поступили подсекающие змейковые и катерные тралы, которые резко сократили сроки тральных работ, так как подсечённые и всплывающие мины сразу уничтожались» на месте.

Впервые на русском ВМФ «радио стало средством связи и управления в бою». Кроме этого, «русские радиотехники сконструировали радиопеленгаторы, что позволяло применять радиоприбор для разведки на море».

Во время Первой Мировой войны Балтийский флот «должен был защищать столицу империи – Петербург», для чего «в устье Финского залива выставили 39 000 мин» и построили «на берегу и островах мощные артиллерийские батареи».

По плану ведения морского боя на Балтике «под прикрытием береговых и островных батарей, в проходах между минными полями «крейсера, эсминцы и подводные лодки должны были совершать рейды, а линейные корабли были должны встретить германский флот вблизи мест базирвоания, если тот попробует прорваться через минные заграждения».

Русский Черноморский флот к началу первой Мировой войны был «хозяином Чёрного моря», так как «у турецких ВМС было всего несколько относительно боеспособных кораблей - 2 старых эскадренных броненосца, 2 бронепалубных крейсера, 8 эсминцев». После ввода в строй дредноутов типа «Императрица Мария», Черноморский флот «контролировал бассейн Чёрного моря – поддерживал войска Кавказского фронта, уничтожал турецкие транспорты, совершал нападения на вражеское побережье, контролировал пролив Босфор».

После Великой Октябрьской социалистической революции советский ВМФ постоянно совершенствовался, обновлялся одновременно с применением новой тактики боевых действий на море. При этом советские моряки традиционно вдохновлялись блестящими победами русского военно-морского флота, подвигами моряков и адмиралов: Г.А. Спиридова, Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, Г.И. Бутакова, В.И. Истомина, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова.

Честно признаться, я совсем не ожидал, что наш замполит, капитан-лейтенант А.В. Мерзляков, способен на такое краткое, но ёмкое аналитическое исследование истории русского, российского и советского военно-морского флота, на сравнение флотов великих морских держав.

Это было интересно всем, молодец…


Рецензии