Ван Гог как Иисус Христос 12-1 Точка насыщения

Это Матисс -  Портрет Лидии Делекторской, Эрмитаж.

Этого Ван Гог нарисовать никак не мог.  Даже если бы он жил дольше.



Часть 12  ТОЧКА НАСЫЩЕНИЯ (1)

                Зов, голос неистлевших поколений!
                Таинственные озаренья!
                И не даёт покоя совершенство -
                В той непрерывной неразрывности Пути,

                (Анатолий Святов "Глубинный мир")
                http://www.proza.ru/2017/01/11/1430


В своем творчестве Ван Гог достиг определенной точки насыщения,  выше которой  ни  он сам,  сколько бы он ни прожил, ни кто-нибудь другой  уже перепрыгнуть не мог.  Все, что можно было сказать в рамках традиционной живописи,  суть которой  похожесть,   и которая началась с  Джотто и окончилась Ван Гогом, было сказано. Все, что было потом, было или повторение похожести или Модернизм.  «Авиньонские девицы» Пикассо были созданы в 1907 году.

Именно поэтому появился кубизм и экспрессионизм или в обобщающем виде Пикассо,
то есть, двигаться ДАЛЬШЕ  можно было только при условии выхода за рамки   нормального традиционного  восприятия.

Ван Гог высшая точка такого восприятия  В этом его сила, в этом его гениальное достижение.
Нужна была его одержимость,  сумасшествие и каторжный труд, за который, как он сказал, он заплатил жизнью.

Для сравнения  в музыке это почти буквально Бетховен.  Он тоже точка максимального насыщения. После него уже неизбежно атональная музыка -  Шенберг и компания.
Шуманн, Шуберт и Брамс просто повторение Бетховена.
 Малер, Шостаковия и Чайковский внесли сильную струю новизны исключительно по силе характера  или даже эпохи, окрасивших их творчество, но не по сути. Это все еще традиционная музыка в ее высшей бетховенской точке.

Но повторяю,  Бетховен - точка максимального  насыщения,    после него ничего нового в традиционной музыке  сказать нельзя было.
В живописи потом было все остальное,   от Пикассо до Черного Квадрата. В музыке - от Шенберга до Кейджа.
В русской поэзии Цветаева тоже точка максимального насыщения.  После нее уже только футуристы  и Хлебников.  Все остальное до  Бродского и нынешних времен -  повторение.

Импрессионисты были последними традиционалистами, и хотя они  обладали высочайшим мастерством, именно в традиционном «академическом» смысле, они совершили ту самую революцию, которая состоит в том, что просто черный квадрат или  любой  предмет, взятый в раму, стал рассматриваться как искусство. 
Псле них появился Экспрессионизм, Кубизм, Супрематизм, Конструктивизм, Аутуризм и  прочие измы вроде Дадаизма и Фовизма..

Появились  Пикассо, Матисс, Дюффи, Руо,  Кандинский, Поллок и ...  Черный квадрат,
хотя и  не  хронологически  точно, но точно по существу.

 Альберт Орье, французский критик,  проповедник школы символизма, открыл   Ван Гога для широкой публики. Он   первым написал о нем восторженную статью:

    «Всю его работу характеризует избыток — избыток силы, избыток нервозности и страстности выражения. В его категорическом утверждении характера вещей, в его зачастую своевольном упрощении форм, в дерзком желании изобразить солнце, глядя ему в лицо, в неистовой напряженности его рисунка и колорита, даже в мельчайших особенностях его техники — всюду виден могучий человек, настоящий мужчина, смельчак, порой по-животному грубый, а порой удивительно нежный. Это явственно ощущается в чуть ли не разгульной чрезмерности всего, что им написано».

«Он — энтузиаст, враг буржуазной умеренности и мелочности; он похож на опьяневшего гиганта, которому легче сдвигать горы, чем возиться с безделушками, это кипучий ум, чья лава неудержимо заливает все ущелья искусства, несокрушимый, обезумевший гений, порой возвышенный, порой гротескный, почти всегда показывающий нечто патологическое. И, наконец,— что важнее всего, — он ярко выраженный сверхэстет, который ощущает с ненормальной и, вероятно, даже болезненной интенсивностью неуловимую тайную сущность линий и форм и в еще большей мере чувствует характер цвета, света, магическую переливчатость теней, тончайшие нюансы, невидимые для здорового глаза. Вот почему реализм этого неврастеника, его искренность и его правдивость так оригинальны... Он несомненно прекрасно понимает свойства материальной реальности, ее значение и красоту, но наряду с этим, и в большинстве случаев, он считает эту упоительную материю лишь неким чудодейственным языком, предназначенным для выражения Идеи. Почти всегда он — символист... испытывающий постоянную потребность облекать свои идеи в точные, обдуманные, осязаемые формы, в интенсивно телесную и материальную оболочку. Под этой физической оболочкой, под этой живой плотью, под этой вещественной материей для тех, кто знает, как обнаружить ее, кроется мысль, Идея, — и эта Идея, будучи неотъемлемым субстратом произведения, в то же время является его действенной и конечной причиной.  Да, Винсент Ван Гог не только великий художник, захваченный своим искусством, своей красочностью и природой, он еще и мечтатель, верующий, фанатик, жадно впитывающий прекрасные утопии, человек, живущий идеями и сновидениями».


    И хоть это и  гениальный текст, Ван Гог был против причисления его к символизму и написал Орье  об этом. 
Я согласен с Ван Гогом. Он не был символистом. Он был последним традиционалистом.
Тем не менее,  перед Орье нужно снять шляпу  за открытие Ван Гога. Орье сам был гением и не стал широко известен и знаменитым  только лишь потому,  что умер в 27 лет от брюшного тифа.

Настоящим символистами были Гоген и Сезанн.
 Ван Гог  в тот короткий период,  когда они жили с Гогеном в Арле, разошелся с ним, кроме всего прочего, и в подходе к смыслу творчества.   Гоген явный символист,  утверждавший это и призывавший к этому.

Лоуренсе и Элизабет Хэнсон в книге «The seekers Gogen, Van Gogh, Sezann» пишут о Гогене:
«Он триумфально перешел от (impression) впечатления к символу и от   (image) изображения к декорации и стал  (exquisite) исключительным художником  на своем пути».

А это пишет сам Гоген:
«Упрощай форму и достигай эффект света  посредством цветовых  контрастов. Не думай об этих цветах и формах как о чем-то,  представляющем  то,  что находится перед тобой, но как о чем-то, что выражает состояние  души после размышлений перед объектом».

 А это авторы книги:
 
 «Он проповедовал искусство как абстракцию, состоящую из символов, выражающих концентрированные эмоции художника,  когда он изучает объект».

Это верно о Гогене и Сензанне, но никак не о Ван Гоге.

Сам Орье точно оценивает Ван Гога  в следуюшем тексте:

«Что касается Винсента Ван Гога, то, невзирая на ошеломляющую иногда необычность его работ, трудно... не заметить в его искусстве наивную правдивость, искренность видения. В самом деле, не говоря уже об умении видеть реальные вещи в неуловимом аромате правдивости, которым дышат все его картины...
 о выборе сюжетов, о неизменной гармоничности самых чрезмерных красок, о честно изученных характерах, о непрестанных поисках истинной сущности каждого объекта, тысячи других многозначительных подробностей свидетельствуют о его глубокой и чуть ли не детской искренности, его безмерной любви к природе и правде — его собственной правде».

Продолжение следует в 13-2


Рецензии
Здравствуйте, Михаил.

Для меня настоящим откровением стала Ваша мысль о том, что Ван Гог в традиционной живописи, как Бетховен в традиционной музыке и Марина Цветаева в традиционной русской поэзии является «высшей точкой насыщения».

Вам удалось гениально расставить три точки над и в живописи, музыке и поэзии. Мысленно возвращаясь к «точке максимального насыщения», я попытался как ученик бережно собрать воедино всё, что Вы имели в виду под этим явлением. При этом у меня выкристаллизовалось следующее определение.

Творчство Ван Гога является «высшей точкой насыщения» традиционной живописи жизненностью во всей её искренности, правдивости, эмоциональном богатстве, простоте, яркости и глубине восприятия, стремящегося показать не только внешнюю сторону вещей, но и их обнажённую суть.

При этом кажется очень логичным следующий вывод: Каждое из последующих нетрадиционных направлений живописи будет иметь свою точку насыщения, однако не столько жизненностью, сколько причудливыми формами, цветами и структурами, в которых будет катастрофически не хватать тех качеств жизни, которые были перечислены выше.

Если я ошибаюсь, поправьте меня.

Владислав Плеханов   15.07.2021 23:10     Заявить о нарушении
"Каждое из последующих нетрадиционных направлений живописи будет иметь свою точку насыщения,.."

я как сапожник без сапог, вроде бы очевидно было применить эту идею о насыщение к модернистам.
Но задача не простая, тут не до поправок. Надо сильно обмозговать.Сложность в том, что мы внутри этого процесса. На Ван Гога мы смотрим со стороны исторического процесса, а тут мы сами зависли в прыжке, со стороны на себя не посмотришь!

Михаил Гольдентул   16.07.2021 03:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.