Оселок - этимология

Словарник знает всё, в ком ум глубок, в ком мелок;
Рассудков и доброт он верный есть оселок
В. П. Петров. К... из Лондона (1772)
 

Оселок - абразивный материал обладающий высокой твердостью, используется для обработки поверхности различных материалов: металлов (заточка орудий), керамических материалов, горных пород, минералов, стекла и других. Издавна использовались естественные абразивные материалы: кремень (твердость 7 из 10), наждак (твердость 8,9, разработки месторождения в России с 1805 г.), пемза, корунд (твердость 9, в России добывают с 1829 г.).
 
1) Существующая этимология

Викисловарь

Корень: -оселок- . Встречается также вариант написания: осёлок. Значение: точильный камень в виде бруска; ювел. камень для испытания драгоценных металлов.
 
Этимология по Максу Фасмеру со вставкой неизвестного автора

(Происходит от праслав. *osьla, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., - вставка) ст.-слав. осла (др.-греч. akoni; Супр.), укр. осла, словенск. osla, польск. оslа, оsеlkа, н.-луж. woslica. Сюда же болг. осил "ость", словенск. osina, чешск. osina – то же. Родственно острый. Ср. арм. аsеln (род. п. аslаn) "игла", англос. egle "костра (текст.), ость", англ. ail, нж.-нем. аgеl, асhеl, др.-в.-нем. ahil – то же, др.-кимрск. осоluin "точило", лат. асulеus "жало", далее греч. akoni "точило", др.-инд. acani.

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1987, вып. 13
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_13.pdf

* Оселка. Точильный камень, оселок. «Купил… брус да оселку…», Книга расх. Корел. м., 1559 г.
* Оселковый, точильный; «два бруса оселковых», 1690 г.
* «Осилокъ. Непаханое поле, 1627 г.». «И к тем железным заводам даны…из порозжных земель 100 пустошей да 3 оселка да луг и полсельца», А. Тул. и Каш. Заводов, 1695 г.
* Для обозначения села применялся термин ОСЕЛЬЕ (в Михайловском оселье три дворы, XV век.); есть две деревни и река Оселье.

По+селок – село - по+селе+ние = о+сел+ье -  о+сел+ок; корень СЕЛ???
Земли неплодородные по каким-либо причинам: овражистость, плохие, каменистые почвы??? Для постоянных поселений всегда выбирали участки земли не пригодные для земледелия, мы можем пока только предположить, что в термин ОСЕЛЬЕ=СЕЛО могла быть заложена информация о качестве земли, возможно – каменистые почвы.
 
б) Топонимика

В Национальном корпусе русского языка есть фрагменты грамот XVI-XVII веков касающиеся качества земельных владений: поля лесом заросли, луга кошены, хоромный лес, лес в кол, пустошь и др. Здесь же, в связи с перечисленными местностями упоминает термин «оселок», обычно в форме «оселки кошены» с указанием, сколько копен сена накошено.

* Оселок — река в Республике Коми, приток Подчерья, длина 48 км, обрывистые берега, истекает по узкой холмистой долине, между высотами 200-250 м., урез воды 129-160 м.,  поселений в бассейне реки нет. См. карту; http://mapp40.narod.ru/map1/index009.html; других данных нет.

* Оселок — деревня Ногинский район Московской области, расположена на берегу реки Клязьма, население – 35 чел., других данных нет.

* Оселок — деревня Княгининский район Нижегородской области, согласно карте местность пересеченная, овражистая; других данных нет.
 
* Высокий Оселок — село Спасский район Нижегородской области, данных нет.
Красный Оселок — село Лысковского района Нижегородской области, данных нет.

в) Национальный корпус русского языка/ Оселок

* В. Ф. Зуев. Извлечения из учебника «Начертание естественной истории» (1785): «Оселок, мягкий шифер, темного и желтоватого цвета, из каких составляют обыкновенно бритвенные оселки. …Черный оселок, весьма чистый шифер, употребляемый для пробы дорогих металлов.

* Н. С. Лесков. Заячий ремиз (1894): «Заметьте, что, бывало, призову ариштанта, и сижу с ним сам на сам, и читаю ему по тетради молитвы и клятвы, и пугаю его то провалом земли, то частью его со Иудою, а сам нарочито раскладаю по столу бритвы, а потом опущаю их в теплую воду, а потом капну из пузыречка оливкою на оселок, да правлю бритвы на оселочке, а потом вожу их по полотенечку, а потом зачинаю помалу и бриться».
 
г) Толковый словарь живого великорусского языка, В. Даль

* Оселок – м, лочек, самый тонкий брусок, кремнистый камень, на коем точат или правят бритвы и другие резучие орудия, для придачи им самого тонкого лезвия. На бруске точат, на оселке правят. Не оселком косу править, будет и дресвяной лопатки.
* Оселок или оселье, от гл. селить, см. обселять. Оселковый прилом, прииск. Оселочный камень.

3) Обобщение и вывод

* В истолковании Макса Фасмера присутствует лишь перечень некоторых восточноевропейских иудеохристианских территорий, где обращался термин, всё остальное  не имеет логико-исторической, графической, фонетической и смысловой связи с рассматриваемым словом. Этимологии - происхождение, связь графики, фонетики и смысла, связь с другими языками - нет.
 
*Термин фиксируется с середины XVI века, из представленных фактов ясно, «оселок» - кремнистый камень, обломок скалы, с жесткой связью между зернами (спаянный или сцементированный) – камень, минерал, твердая горная порода; использовался для заточки орудий труда и оружия. Следовательно, в лексиконе сакрального иврита нам необходимо искать подобные термины – скала, камень.
 
4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

русск. ОСЕЛОК = О+СЕЛО+К = без гласных С.Л. + К = иврит С.Л.х (без звука)., СЕЛА     скала, камень, утёс; перенос.  знач. твердыня; САЛИ скалистый, каменистый + К  подобно, вроде; т.е. подобен камню, обломок скалы, твердый обломок скалы.

Источники

* См. стронг иврита 5553, СЕЛА

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_330.htm

б) Библейский образ

Иеремия 48:28: «Оставьте города и живите на скалах (СЕЛА), жители Моава, и будьте как голуби, которые делают гнезда во входе в пещеру».

Таким образом, слово-понятие  русского языка О+СЕЛО+К (камень) содержит корень тождественный термину иврита СЕЛА (скала, камень), что собственно и говорит о заимствовании библейских терминов и образов.

Иудеохристианское религиозное сознание и мышление может возникнуть только в результате религиозного воспитания и обучения.
Церковь – единственная организация создавшая  механизм распространения языка  Бога – молитва, проповедь, ежемесячные и годовые циклы изучения Святого Писания; повторение  - основа памяти.
Других организаций способных организовать передачу термина  письменно или устно на гигантские расстояния история не находит; ссылки на  средневековые племенные и экзотические языки недоказуемы, не указан механизм тиражирования слова в пространстве и времени.

23.3.2017 г.


Рецензии