650 Прохождение АКА пр. 1204 типа Шмель 28 07 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 650. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». День ВМФ в Ленинграде. Парадное прохождение артиллерийского катера АКА пр.1204 типа "Шмель". 28.07.1974.

Фотоиллюстрация из ДМБовского альбома автора: Ленинград. БПК «Свирепый». Парадное прохождение боевых кораблей. На этот раз парад боевых кораблей Балтийского флота в Ленинграде на День ВМФ ограничился только крейсером КРЛ «Железняков» и БПК «Свирепый». Парадное прохождение боевых кораблей по Большой Неве также было «скромным» - на достаточно полном ходу, чтобы показать мощь и скорость корабля, прошёл новейший сторожевой артиллерийский катер пр.1204 типа «Шмель». Волна, поднятая этим катером и рёв его ГЭУ (главной энергетической установки) ощутимо качнул гранитные набережный – Адмиралтейскую и Красного Флота, ошеломил многочисленных зрителей, заглушил бравурную музыку маршей на Сенатской площади. Знай наших! 28.07.1974. 10:15.

ТТД (тактико-технические данные) об артиллерийском катере АКА пр.1204 типа «Шмель» и история его создания и использования из соответствующих открытых источников о кораблях ВМФ СССР.


В предыдущем:

Други мои, братишки! Как мне радостно и грустно смотреть сейчас на вас и вспоминать то волнение и любопытство, с которым мы наблюдали за всем происходящим вокруг в этот чудесный воскресный день 28 июля 1974 года!..

На этот раз парад боевых кораблей Балтийского флота в Ленинграде на День ВМФ в воскресенье 28 июля 1974 года ограничился только крейсером КРЛ «Железняков» и БПК «Свирепый». Поэтому неизбежно всё внимание ленинградцев и гостей «северной столицы» России было приковано к этим кораблям.

Лёгкому крейсеру КРЛ «Железняков» было не привыкать к парадному вниманию и ласкам, за свою долгую историю этот корабль принимал участие во многие боевых и парадных мероприятиях, а для нас, для экипажа БПК «Свирепый» этот парад в День ВМФ был первым и мы его воспринимали как заход в иностранный порт (до этого мы праздновали день ВМФ только в ВМБ Балтийск – автор).

Всё было нам в новинку, всё было интересно: множество гражданского народа на набережных; бравурная музыка маршей и вальсов, песен и мелодий на морскую тему; парадный вид и подсветка кораблей, прохождение адмиральского катера, приветствие и поздравление командующего Балтийским флотом, адмирала В.В. Михайлина; крики «Ура!» тысяч людей на берегу; голос и комментарий диктора и ведущего праздника День ВМФ в Ленинграде знаменитого Ираклия Андроникова; прохождение боевых катеров и водный праздник на Неве.

Парадное прохождение боевых кораблей по Большой Неве было «скромным», но достойным - на достаточно полном ходу, чтобы показать мощь и скорость корабля, прошёл новейший сторожевой артиллерийский катер пр.1204 типа «Шмель».

Волна, поднятая этим катером и рёв его ГЭУ (главной энергетической установки) ощутимо качнул гранитные набережный – Адмиралтейскую и Красного Флота, ошеломил многочисленных зрителей, заглушил бравурную музыку маршей на Сенатской площади. Знай наших!

По-моему, этот артиллерийский катер был настолько новым, что ещё не имел бортового номера. Он по периметру лееров фальшборта имел на стойках цветный флажки, которые от стремительного хода катера, торжественно и красиво трепетали, тем самым подчёркивая мощь и скорость движения боевого кораблика.

Я в этот момент уже перебазировался на сигнальный мостик по правому борту БПК «Свирепый». Мы вместе с сигнальщиками и присутствующими офицерами «во все глаза» смотрели на этот артиллерийский катер и вполголоса живо обсуждали его обводы корпуса, вооружение, скорость, приземистость, бомбометную установку и т.д.

Только работая над этой новеллой книги «Легендарный БПК «Свирепый» я узнал ТТД (тактико-технические данные) проекта этого артиллерийского катера, историю его создания и службы.

Советский артиллерийский катер пр.1204 типа «Шмель» создавался в конце 50-х в начале 60-х годов XX века и был провозвестником технической революции в мировом военном кораблестроении, так как во флотах появилось ракетно-ядерное оружие и принципиально новые конструкционные материалы. При этом казалось, что артиллерийское вооружение на кораблях должно было уступить место ракетам.

Однако корабельная артиллерия на малых кораблях доказала свою эффективность как в прибрежных боях-высадках морских десантов, так и при встречах с аналогичными кораблями противника в море и на реках. Так возник проект нового речного артиллерийский катер (АКА), который начали проектировать в феврале 1965 года в ЦКБ-5 (ныне – ЦМКБ «Алмаз» - автор).

Дело в том, что речные боевые корабли потребовались пограничникам на Амуре из-за ухудшения отношений СССР с КНР. При этом, в силу неизбежного старения «матчасти» бронекатеров пр.1124, 1125 и 191М, нужен был принципиально новый броневой речной катер с мощным вооружением, им и стал новый проект артиллерийских катеров пр.1204 типа «Шмель» (1965).

ТТД (тактико-техническое задание) нового катера пр.1204 (типа «Шмель») утверждалось совместным решением Министерства судостроительной промышленности и ВМФ СССР от 15 марта 1965 г., он «предназначался для решения следующих задач: несение дозорной службы на реках и озёрах, содействие сухопутным войскам артиллерийско-пулемётным огнём, уничтожение речных судов и боевых катеров противника, перевозка воинских подразделений с личным оружием при переправах и действиях в бассейнах рек, а также применения катера в прибрежных районах морей».

Естественно, приоритетным для артиллерийского катера является «несение дозорной службы на реках и озёрах», но наличие мощного артиллерийского вооружения делало его «малым морским боевым сторожевым кораблём».
 
Проект артиллерийского катера (малого артиллерийского корабля) было поручено тому конструкторскому бюро, которое разрабатывало все проекты последних советских бронекатеров – конструкторское бюро (КБ) Юлия Юльевича Бенуа. Прототипом нового катера взяли последний проект бронекатера пр.192.

Однако в процессе работы Ю.Ю. Бенуа предложил много нововведений. Дело в том, что бронекатера пр.192 выходили в море или в боевой поход не на полную автономность и удалялись от баз не более чем на 20-30 миль и преимущественно - в светлое время суток.

Экипажи бронекатеров пр.192 жили на берегу, в казармах и проводить много часов в море при сильной болтанке или в условиях вахт на тесных боевых постах было очень трудно, обременительно и неудобно. Находиться в тесных кубриках и отсеках, в которых и встать-то в полный рост было нельзя, было очень тяжело и неудобно.

Катер всё время был на ходу, поэтому всё тепло из него выдувалось, на открытых постах было мокро и холодно, а в машинном отделении, наоборот, мокро, душно и жарко. Трудно было приготовить морякам пищу, трудно было кушать и отдыхать после вахты, постоянная сырость, шум и сильная вибрация от ГЭУ (главной энергетической установки) воздействовали на экипаж катера изматывающе.

Поэтому нужен был новый бронированный катер, предназначенный для длительного патрулирования, с большей автономностью и с лучшими условиями быта и службы для его экипажа. Поэтому все жилые помещения на новом катере изолировали от машинного отделения, разместили их в носовой части корпуса (II, IV, V и VI отсеки), а между жилыми помещениями и моторным отсеком разместили пост управления двигателями (VII отсек), все переборки покрыли специальной вибропоглощающей изоляцией.

Обводы корпуса артиллерийского катера пр.1204 оставили такими же, как у бронекатера пр.192, но для улучшения мореходности и обитаемости увеличили высоту борта до 2,1 м в носу и до 2,0 м на миделе и в корме, так как это давало возможность разместить экипаж ьв кубриках в полный рост и использовать катер в прибрежных мелководных районах морей. Высота надводного борта была увеличена и катер стал «гладко палубным».

Для обеспечения плавания в открытом море, вблизи берегов и в узкостях в условиях плохой видимости на новом артиллерийском катере пр.1204 установили НРЛС «Донец-2» с антенным устройством на специальной ферме на крыше ходовой рубки. Оптические средства наблюдения дополнили аппаратурой ночного видения МЭ-5 и установили систему «Градус-2» (для выработки курса или азимутального направления и выдачи этих данных авторулевому «Самшит-АО 3»).

Все жилые помещения (кубрики) катера были оборудованы искусственной вентиляцией, электрическим отоплением, на камбузе установили электроплиту и холодильную камеру.

Вместо 2-х дизель-генераторов КГ-5,6 на катер пр.1204 поставили два мощных автоматизированных дизель-генератора ДГА-25-9 (380 В). Вместо главных дизелей М-50 (1 000 л.с.) поставили современные М-50Ф мощностью 1 200 л.с. (ресурс до переборки 600 ч).

В результате установки тяжёлых и массивных агрегатов и приборов суммарная нагрузка масс для артиллерийского катера пр.1204 составила 44,3 т или больше 2,4% полного водоизмещения. Вот почему создатели катера отказались от его бронирования, как на катерах пр.192.

Вес и масса катера были жёстко ограничены 71 тонной, так как он должен был перевозиться стандартными четырёхосными железнодорожными платформами, а ещё нужно было где-то и как-то разместить топливо, воду, припасы, вооружение и боезапас (на это конструкторам оставалось всего 14-15 тонн – автор).

Основное вооружение катера - башня серийного плавающего танка ПТ-76Б с 76-мм пушкой, стабилизированной в двух плоскостях (стабилизатор СТП-2П «Заря») плюс спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт СГМТ. Наводчик в башне управлял стрельбой из пушки с помощью прицела ТШК-2-66. Целеуказание наводчик в башне получал из боевой рубки от командира катера по внутрикорабельной связи.

В корме катера конструкторы сумели разместить только одну 14,5-мм установку 2М-6 (2 пулемёта КГТВТ), которыми вооружались катера пр.191М и пр.192. Для борьбы с летающими целями этого было крайне мало, для обороны от преследователей  по воде – достаточно. Широкое применение боевых вертолётов заставит заменить 14,5-мм установку 2М-6 на на 25-мм пушечную установку 2М-ЗМ (образца 1957 года).

Зато на новом артиллерийском катере установили противотанковый управляемый ракетный комплекс 9К11 «Малютка». Две пусковые установки ПТУР (боезапас – всего 4 ракеты) размещались по обоим бортам в районе 7-8 шпангоутов. Пульт управления ПТУР находился на ходовом мостике катера.

Оператор ПТУР через оптический прицел одновременно должен был следить за летящей ракетой и целью и вручную управлять ракетой по проводам, которые тянулись за ней. Без активных помех средняя вероятность попадания ПТУР – 75-80%. Естественно, сильное волнение мешало прицельной стрельбе ПТУР.

В дальнейшем, чтобы повысить огневую эффективность стрельбы противотанковыми гранатами и ракетами, в середине 1970-х годов на некоторых катерах пр.1204 начали устанавливать «бойницы» для четырёх 30-мм гранатомётов БП-30, а также пусковые установки БМ-14-17 (боекомплект - 34 снаряда) с 17-ю направляющими длиной 1100 мм. При этом заряжание и наведение на цель производилось вручную, поэтому стрельба ракетами по береговым целям могла вестись только при отсутствии качки и хода, что неизбежно лишало катер его преимуществ - высокой скорости и манёвренности.

Для постановки мин на катере пр.1204 в корме устанавливались скаты и минные рельсы, на которых могло размещаться 10 мин типа ЯМ или 4 мины типа ИГДМ-500.

Всё же артиллерийский катер пр.1204 типа «Шмель» советские конструкторы сумели защитить бронёй, например, рубки (стенки из стали - 9 мм, крыша - 4 мм), бортов (броневой пояс от 26 до 43 шпангоутов толщиной 8 мм) и палубы в районе моторного отделения и поста управления двигателями (4 мм). Естественно, броню имела башня (лоб - 15 мм, стенки - 10 мм, крыша - 10 мм), барбета башни, где размешался боезапас (10 мм); пулемётная башня установки 2М-6 (74-7 мм), барбет пулемётной башни (10 мм) и переборки на 26 шпангоуте (4 мм). Вертикальная броня катера защищала только от поражения пулей калибра 7,62 мм с дистанции 100 м и от мелких осколков.

Технический проект артиллерийского катера пр.1204 типа «Шмель» утвердили в конце 1965 года. В 1966 году на 58 году жизни скончался главный конструктор КБ Ю.Ю. Бенуа. Внедрение и совершенствование катера в серийном производстве возглавил Л.В. Озимов, известный конструктор десантных кораблей на воздушной подушке.

В 1967 году на заводе «Залив» в Керчи был построен головной катер пр.1204 типа «Шмель». Несколько катеров этого проекта сделали на николаевском судостроительном заводе имени 61 Коммунара и ленинградском производственном объединении «Алмаз».

В период с 1967 года по 1974 год на трёх заводах было построено 118 артиллерийских катеров пр.1204 типа «Шмель». ВМФ СССР получил 56 катеров (Балтийский флот – 10, Тихоокеанский – 30 и Черноморский флот – 16 единиц), морские части погранвойск КГБ СССР получили 62 катера пр.1204 типа «Шмель». Однако впоследствии все катера пр.1204 типа «Шмель» заменили бронекатерами пр.191М…

Артиллерийский катер (АКА) проекта 1204 типа «Шмель», кодовое обозначение НАТО — «Shmel Class River Gunboat» в итоге предназначался для несения дозорной службы на реках и озёрах, уничтожения речных судов и боевых катеров противника, содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулемётным огнём, перевозки личного состава с вооружением при переправах и действиях в бассейнах рек, а также для действий в прибрежных мелководных районах морей. Свою задачу эти катера выполняли, но больше за счёт героического поведения их экипажей…

Вот и всё, что можно было знать и узнать в июле 1974 года, глядя на стремительно и мощно проносящийся мимо БПК «Свирепый» новейший артиллерийский катер (АКА) пр.1204 типа «Шмель». Правда, чудно было видеть танковую башню на палубе катера, а также странные пустые трубы ПТУР (ракетной установки) на корме, но мы были рады новинке и искренне думали, что этот катер - «лучше всех»…

При этом мы твёрдо, уверенно и спокойно знали – БПК «Свирепый» пр.1135 типа «Буревестник» - вот, кто действительно «лучше всех»!


Рецензии