Нашим акционерам

Ценная акция. – Ты про что? Акция, - это ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая. Она даёт право на получение прибыли и на управление делами акционерного общества. – Знаю об этом, чай не первый год живу в рыночном обществе, хотя я и советский человек с опытом   жизни в обществе, жившем по плану, я о другой акции, акции как действии для достижения достойной для граждан России цели, намерен рассказывать. – Ты про что?  - Слышал современные форматные (модные) разговоры о том, что властная вертикаль не должна вмешиваться в дела воспитания детей, школьников, учащихся профессиональных училищ, техникумов, студентов, взрослых людей – в дела семьи, как и в «бизнес» - производство товаров и услуг? – Как же, слышал, не понимая цели их. Государство – это большая семья. С древних времён философы об этом говорят. Не будет порядка в малых семьях, если не будет его и в большой семье. И наоборот. Не будет отеческого глаза за деятельностью предпринимателей, будет беда большая. Одичаем. – Правильно мыслишь. Тем и ценная эта акция. Администрация нашей станицы или района, точно не знаю, предложила мне, как и другим старикам, живущим более 50 лет в семейной жизни, рассказать о себе. – Зачем? – С воспитательной целью. Жизнь течёт, как наша речка, текла и будет течь. Надо передавать опыт своим внукам. – Согласен, иначе этим делом займутся «цивилизованные» конкуренты нашей страны. Сам знаешь, закон пятипалой руки рынка такой. Суровый.  Ну и что? – Предложили мне, что уж там, старому деду, рассказать о своём житье – бытие. Я согласился. Давай я тебе о ней расскажу, потренируюсь. Я же не заслуженный артист, красиво рассказывающий на передаче «Линия жизни» о своей жизни, могу и испортить акцию, по неопытности. Я так думаю. Было дело, будучи молодым специалистом на очень хорошем счету у высшего начальства (так оно, в воспитательных целях, тогда делало – считало правильным - поддерживать молодых), надумал я жениться. Никого из наших родителей или родственников и близко около нас не было, - по распределению после института нас – выпускников – разослали, по нашему выбору, во все концы нашей необъятной Родины – СССР. Другу сказал об этом. Он старше меня был и уже женатым. Организовали домашнее застолье. Квартиру мне дали сразу по началу работы. Не ахти какую, конечно. Шел 1959 год. От войны ещё страна наша толком не очухалась. Это как сегодня после «перестройки» СССР. Только значительно беднее тогда советские люди жили. Погром войны был более жестоким. Так и отпраздновали мы такое важное в нашей совместной с женой жизни событие. Наставниками были друг и его жена. Они жили в этом же двух квартирном бедном доме. Жена моя училась в техникуме. Управляющий нашим трестом – М. И. Самарцев - поругал меня за такую "тайную свадьбу", сказал, что могли бы настоящую свадьбу закатить как молодому специалисту. Сам я испортил всё. Откуда я тогда знал о возможности этого. Не приучены мы были тогда к выгадыванию в свою пользу. Альтруистами - романтиками были. Что дальше? Жили, работали. Когда с огоньком, когда и с дымком. Как все. Тогда люди друг от друга материально мало чем отличались. А что там у каждого в духовной жизни было, никто не знал. Исповедоваться, в церковь, тогда не ходили. Моды такой не было. Дочь родилась. Три года надо было отрабатывать. Я уже был главным инженером небольшого завода. Приехали мы, всей семьёй, к моим родителям, на мою малую родину. В отпуск. Правильно или нет, не знаю, но я решил остаться здесь, отправил почтой заявление об увольнении. Уволили. Друг отправил контейнер с пожитками. Интересно: тарелка на столе доехала целой. Поступил на новую работу – но завод холодильного оборудования в г. Черкесске. Жена – на молочный завод. Жили на квартире. В частном доме. Комната у нас была одна, площадью до десяти квадратных метров; с плитой, не газовой, дровами и углём топили. Жили не тужили. С завистью, конечно, смотрели на окна городских квартир. Работал хорошо. Инженером – нормировщиком. Знаешь, какая это скандальная работа. Интересно: при устройстве на работу просил принять меня конструктором, но главный инженер, он был и. о. директора, узнав, что я работал главным инженером, упросил хотя бы временно поработать нормировщиком механического цеха.  До забастовки доходило дело в этом цехе. А тогда забастовка сопровождалась увольнением руководства как пить дать. Я навёл порядок в нормировании быстро. Работал честно. Рабочие меня зауважали. Жена работала рабочей. Трудно бедняжке было, но не сдавалась. В погоне за квартирой перешел на другую работу – стал строителем. Получил маленькую квартиру в рабочем посёлке. Жизнь пошла веселее. Перешел на работу по специальности. Был заместителем директора автобазы, потом её директором. Как хорошо работали наши шофера! На таких плохих, в сравнении с настоящими современными, автомобилях. Желая получить квартиру в городе, согласился с переводом на должность директора автошколы. Новое здание для неё достраивали. Организовал её работу с нуля. Учили шоферов хорошо. Стипендии хорошие ученикам платили. Теперь обучение платное. Жена работала на заводе. Сынок у нас уже был. Жизнь шла. Хотя и бедноватой материально она была. Взяпциией – взятками и коррупцией - не занимался, по мировоззренческим соображениям, коммунистом же был. Убеждённым. Авангардом общества. Заработная плата была маленькой. Рабочий тогда больше зарабатывал. Хотя тоже мало. Традиция у нас в стране, что ли, такая. И нынче с этим дело не очень хорошо. Материальный интерес заставил уехать «на заработки». Так стал жить и работать в Казахстане. Один жил. В общежитии. Когда получил настоящую городскую квартиру, тогда приехала жена с детьми. Работал по специальности. Творчески. Хорошо работал! Начальство и рабочие так считали. Сам так считал и считаю. Жена тоже работала. Детки росли, учились. Тогда мы полностью полагались на школу. Она их и научила, и воспитала, и сделала настоящими людьми. Потом институты и армия помогли. Так считаю. На плечах жены в этом деле лежало больше, чем на моих. Я был весь в работе на пользу как можно большего числа живущих праведно людей. Это тоже воспитывало детей. Сын мне об этом как – то сказал, став взрослым. Что ещё мне тебе о себе рассказать? В «перестройку» комбинат в 35 тысяч работающих обвалился вместе с СССР, и я переехал на Родину. Три года работал уже на капиталистическом предприятии. Но на настоящем! Потому что директором его был настоящий советский человек, по воспитанию. Так я считал и считаю. Дети остались жить и работать в соседней стране. Благо она оказалась порядочной. Теперь мы с женой честно «работаем» пенсионерами. Стараемся быть полезными людям в меру своих слабых сил. Она у меня ВЕТЕРАН ТРУДА. Я – нет. Присваивал это звание другим, себе присвоить даже не подумал тогда. «Коммунякой» же был. Пока ноги носят, духом не подаем. Как твои пенсионерские дела? – Так же. Это ты и расскажи устроителям акции. Они возьмут из твоего рассказа полезное для воспитания молодёжи, если найдут его. – Ты прав, как всегда. – А как на твоё воспитание и на воспитание твоих детей влияла «лапша на уши» - советская пропаганда? – Честно скажу: хорошо! Этого мы тогда не осознавали. Только теперь поняли. В шутку скажу: тогда «лапшой» кормили, теперь её «на уши нам вешают», с коммерческими целями и тайной. Акция местной власти – дело хорошее! Успехов ей в воспитании подрастающего поколения! Да и давно подросшего, но перекосившегося. В. Лоб.   


Рецензии