Что общего между египетскими счётами и Амоном

Абака

Древнейшим инструментом для ручного счёта арифметических операций является абака (абак) - вычислительная доска. Как отмечается в источниках, Впервые абака появилась, вероятно, в Древнем Вавилоне. 3 тыс. лет до н. э. Первоначально представлял собой доску, разграфлённую на полосы или со сделанными углублениями. Счётные метки (камешки, косточки) передвигались по линиям или углублениям. В V в. до н. э. в Египте вместо линий и углублений стали использовать палочки и проволоку с нанизанными камешками.

 

Рис. 1. Древнеримская абака

Этимология абаки отмечена в словаре Фасмера и сборном словаре иностранных слов.
"абака
"бирка", из франц. abaque – то же; ит. abaco, лат. abacus (Доза)." [СФ]
" АБАКА
(от греч. abax-akos). Верхушка колонны, венчающая капитель. У древних имело несколько различных значений: счетная доска; Пифагорова таблица умножения в виде четырехугольника; доска, на которой чертили или писали математические вычисления; шкаф для столовой посуды и проч. - Абака, индийский лен, получаемый из растения коффо.
(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)" [ССИС]
Наиболее вероятным корнем всех многозначных смыслов слова "абака" является славянский пракорень BLK со вставкой буквы L, откуда получаем производные слова:
blk > birka - бирка (слав.)(редукция r/l)
blk > kolba - колба (слав.)(инв. blk), аналог лат. "доза"
blk > balka - балка (слав.)
blk > polka - полка (слав.)( редукция p/b), аналог "столик", " счётная доска"

Однако ни в одном источнике не указано, как выглядела абака в Древнем Египте, хотя есть изображение её, которое представлено на плита с гробницы принцессы Неферетиабет (2590—2565 до н. э., Гиза, Лувр). Эта абака представлена в виде стола, на котором, по всей видимости, закреплены вертикально палочки, на которые нанизываются камешки для счёта.
 

Рис. 1. Счёты древнего Египта на плите с гробницы принцессы Неферетиабет

Мне кажется, что никто из исследователей Древнего Египта не обратил на это внимание. В культовых процедурах египтян вообще существует три вида жертвенных столов:
1. Стол для пожертвований. В древнеегипетских иероглифах он обозначается как p -половик (др.-егип.).
2. Стол для игры в сенет - sn.t - сенет (др.-егип.). Сенет - игра наподобие шахмат или шашек.
3. Стол счётный, который в древнеегипетских иероглифах обозначается как m. 

В сочетании с иероглифом "метёлка" - i и "вода" - n создаёт известное слово imn - Амон (др.-егип.), иначе бог солнца ?!
Отметим, что за счётным столом сидит не принцессы Неферетиабет, а богиня Сешат в шкуре леопарда. Кто такая богиня Сешат ?

Сешат

 

Рис. 3. Сешат, в леопардовой шкуре с папирусом и кисточкой

" Сешат (женский род от «сеш», «писец») — богиня письма в египетской мифологии. Считалась дочерью или сестрой (реже женой) бога мудрости Тота. Священным животным Сешат считалась пантера, поэтому богиня представлялась в шкуре этого животного, накинутой поверх рубашки. Над головой изображалась семиконечная звезда.
Первоначально Сешат была локальной богиней Саиса, но затем центром её культа стал Хемену (Гермополь Великий). Богиня почиталась как глава «дома жизни», то есть собрания рукописей, архива. Одна из её функций — записывать на листьях дерева «шед» (её фетиша) годы жизни и правления фараона. Кроме того, она заведовала искусством счёта (военных трофеев, пленных, даров, дани), а также составлением строительных планов, и покровительствовала строительным работам." [ВП]
В действительности, Сешат - богиня счёта, что и указано в её имени, если читать его по-славянски. Отметим в ВП, что "она заведовала искусством счёта (военных трофеев, пленных, даров, дани)".
Сешат - Seshat > schet - счёт (слав.)(редукция ch/sh)
На Рис. 4 представлено явление души умершего (жреца) к богам.

 

Рис. 4. Явления души умершего (жреца-писца) к богам

Бог Солнца на Рис. 4 в правой половине изображен в белых одеждах с символами власти: плеткой и скипетром. Рядом с богом Солнца стоит его помощник, богиня Сешат (счётный бог) в шкуре леопарда, которая ведёт счёт принятым подаркам.
Теперь мы подходим к основному вопросу: что общего между счётной доской и Амоном ?
Амон
"Амон, бог в древнеегипетской религии. В основе древнейшего образа А. лежало почитание воздушной стихии. А. считался богом-покровителем г. Фив. Культ А. приобрёл особое значение с возвышением этого города и превращением его в столицу Египта. Отождествленный сначала с богом плодородия Мином, а позднее с богом солнца Ра (Амон-Ра), А. был поставлен во главе общеегипетского официального пантеона, его жречество пользовалось огромным политическим влиянием. = Лит.: Матье М. Э., Древнеегипетские мифы, М.- Л., 1956; Франк-Каменецкий И. Г., Памятники египетской религии в фиванский период, т. [1] - 2, М., 1917-18." [БСЭ]
Амон первоначально отождествлялся с богом плодородия Мином

Мену или Амсу

Menu > mnw - Мин  (др. егип.) > DrgKrgDRgGrdBg > дорожнокружный/караванный жертва богу (слав.)
Amsu > PiKrstS-jjBg > bit okres  bog - быть окрестный бог (слав.)
Мин один из древнейших богов Египта. Он персонифицировал власть поколений или репродуктивную силу природы. Он был "отцом своей собственной матери" и был персонифицирован с могуществом Хора или с местью Хора за его отца Осириса. Греки идентифицировали его с богом Паном. Он изображается в виде человека, стоящего на горке (пьедестале) с эрекционным детородным членом и он имеет на своей голове оперение (плюмаж), держит плеть в своей правой руке, которая поднята выше своего плеча.
Представленное в справочниках по египтологии имя бога Мина связано не с начальным культом плодородия, а с покровительством торговых путей, пустынь и караванов.
Вероятно имя Мина (mnw) транслировалось египтологами в Амона (imn), поскольку в обоих именах угадывается фонетическая связь Мин-Амон, но слово Амон фактически не существовало.

Куда исчез Амон ?

 
 
Рис. 5. Имя Амона в иероглифах

Транслитерация Амона-Ра:
метёлка-счёты-вода-солнце-прямая черта-бог - imn-ra Bg - Амон-Ра  бог (др.-егип.), M17-Y5:N35-N5:Z1-A40 > Pischtn Jr Bg - посчётный (дар) Яру богу (слав.) > Amun-Re (англ.)
Бог Амон в династический период отождествлялся с богом солнца Ра (Амон-Ра) в следствии неверного представления и  перевода иероглифа imn. На самом деле imn является рисунком древнеегипетской абаки  (счёты) в виде прямоугольника (стола) с палочками, на которые нанизаны камешки, изображение которой представлено на плита с гробницы принцессы Неферетиабет (2590—2565 до н. э., Гиза, Лувр).
Египтолог Бажд пишет, что Амона ничего не связывает с КМ, но он как первый член великой фиванской триады должен быть упомянут в  связи с другими богами, потому, что он идентифицирован с одним или более из них. Имя Амона означает "скрытый".
В связи со "скрытностью" Амона следует отметить следующее.
В ВП пишется, что мифологическая проработка образа Амон скудна.
"Уже в Первый переходный период появляются первые упоминания об Амоне не просто как о самостоятельном божестве, а как о демиурге и верховном боге. Появляется титул «Супруга бога Амона», которым обладали поначалу верховные жрицы, а позже исключительно женщины царской крови. В результате политического возвышения Фив при Среднем царстве культ Амона приобретает большую популярность, а при XVIII династии фиванских фараонов становится главным государственным богом. В русле синкретизма он был отождествлён с древним гелиопольским солнечным богом Ра в образе бога Амона-Ра, царя богов и старшего божества Эннеады." [ВП].
Отметив, что имя Амона стало широко известно исключительно при XVIII династии.
Странным можно считать появление нового солярного культа наряду с существующим и широко распространённым, имеющим историю происхождения и мифологию  культом Ра при слабой мифологической проработке культа Амона.
Удивляет, что среди известных богов Амон имеет антропоморфный образ, то есть предстаёт фактически в образе человека (может быть фараона) без особых регалий и отличительных символов. Даже плюмаж на голове является заимствованием у бога Мина.
Несмотря на то, что Амон имеет в качестве священных животных барана и гуся, следует отметить, что эти животные являются просто сакральными животными, используемые при жертвоприношениях.
По рационалистической интрепретации Амон - не бог, а древний египетский царь.
В имени Амона согласно славянскому переводу значится, что Амон просто "счёт" даров богу солнца.
И самое главное, имя Амона используется в картушах царей XVIII династии и даже не потому, что эти цари  принадлежат Амону как Солнцу, а в следствии того, что имя Амон используется просто в качестве вспомогательной фразы для указания вида пожертвований царю или богу, например [3]:

Яхмос I Небпехтира (1550—1525 гг. до н.э.)

zA-ra-iaHms(iw)-nswt-bity-nb-pHty-ra (др.-егип.)
StPchl [JrNb GlvLvtt] Gsj Jr [Plvnms] (праслав.) >  Сидящего почётный (титул) [Солнцу небесному оглавление (свитка)], наследный (сын) солнца [Луне рождённые] (перевод с праслав.)
Аменхотеп I Джесеркара (1525—1504 гг. до н.э.)

zA-ra-imn-Htp-nswt-bity-Dsr-kA-ra (др.-егип.)
StPchl [Jr DrtStrMl] Gsj Jr  [PiSchnStltp (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру дарить молитву]  наследный  солнца [быть счётные стола подношений] (перевод с праслав.)
Тутмос I Аахеперкара (1504—1492 гг. до н.э.)

zA-ra-DHwty-ms(yw)-nswt-bity-aA-Hpr-kA-ra(др.-егип.)
StPchl [JrBtSkrpMl]  Gsj Jr [iBsGrgms] (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру быть скрябана молитва] наследный солнца [по описи жертвы рождённые/месяцу] (перевод с праслав.)
Тутмос II Аахеперенра (1492—1479 гг. до н.э.)

zA-ra-DHwty-ms(yw)-nswt-bity-aA-Hpr-n-ra (др.-егип.)
StPchl [JrBtSkrbn] Gsj Jr [iBsGrdms] (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру быть скрябаное] наследный солнца [по описи жертвы рождённые/месяцу] (перевод с праслав.)
Хатшепсут Мааткара (1473—1458 гг. до н.э.)

zA-ra-HA.t-Sps.wt-nswt-bity-mAa.t-kA-ra (др.-егип.)
StPchl [JrMtMl] Gsj Jr [PiSchtnKvshntGlvLvtPst] (праслав.) > Сидящего почётный (титул)  [Яру гетера молящаяся)  наследная солнца [быть счётные, кувшин от главной львицы пасущей]  (перевод с праслав.)
Тутмос III Менхеперра (1479—1425 гг. до н.э.)

zA-ra-DHwty-ms(yw)-nswt-bity-mn-xpr-ra (др.-егип.)
StPchl [JrSchtSkrb] Gsj Jr[iBsGrdms] (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру счёт  скрябаный]  наследный солнца [по описи жертвы рождённые/месяцу] (перевод с праслав.)
Аменхотеп II Аахеперура (1427—1400 гг. до н.э.)
 
zA-ra-imn-Htp-nTr-hqA-iwnw-nswt-bity-aA-xprw-ra (др.-егип.)
StPchl [JrBtSkrb-tri] Gsj Jr [PiSchtnStlTprKlkKln (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру быть скрябаные (письмена)]  наследный солнца [быть счётные стольные турьему богу, клюка, колонны] (перевод с праслав.)
Тутмос IV Менхеперура (1401—1391 гг. до н.э.)

 

zA-ra-DHwty-ms(yw)-nswt-bity-mn-xprw-ra (др.-егип.)
StPchl [JrSchtSkrb-tri] Gsj Jr [iBsGrgms] (праслав.) > Сидящего почётный (титул)  [Яру счёта  скрябаные] наследный солнца [по описи жертвы рождённые/месяцу ] (перевод с праслав.)
Аменхотеп III Небмааатра (1390—1352 гг. до н.э.)

zA-ra-imn-Htp-hqA-wAs.t-nswt-bity-nb-mAa.t-ra (др.-егип.)
StPchl [JrNbMt] Gsj Jr [PiSchtnStlKlkVsh (праслав.) > Сидящего почётный (титул)   [Яру небесному от гетеры писания]  наследный солнца [быть счётные  стольные, колосящиеся всходы первые делённые] (перевод с праслав.)

Аменхотеп IV (позднее Эхнатон) (1352—1336 гг. до н.э.)
 
zA-ra-imn-nTr-hqA-wAs.t-nswt-bity-nfr-xpr.w-ra-wa-n-ra (др.-егип.)
StPchl [JrGtrSkrbj-triJrDrtn] Gsj Jr [PiSchtnStlTprKlkVsxBtMchtCherv] (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру гетеры скрябания, Яру драния (желудка)] наследный солнца [быть счётные  стольные турьему (богу), клюка, всходы быть мечтой очарованной] (перевод с праслав.)
 
zA-ra-imn-Ax-n-itn-nswt-bity-nfr-xpr.w-ra-wa-n-ra
StPchl [JrGtrSkrb-triJrDrtn] Gsj Jr [PiSchtJriBsNchn (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру гетеры скрябания, Яру драния (желудка)] наследный солнца [упитанному солнцем опись начальная] (перевод с праслав.)
Сменхкара Анххеперура (1338—1336 гг. до н.э.)

zA-ra-s-mnx-kA-ra-nswt-bity-anx-xpr.w-ra (др.-егип.)
StPchl [JrZrnSkrb-tri] Gsj Jr [JrSvtKlkMlDrtSkrb-tri] (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру жизни скрябаные] наследный солнца  [солнцу свиток склонён молений, дарений скрябаных] (перевод с праслав.)
Тутанхамон Небхеперура (1336—1327 гг. до н.э.)

zA-ra-twt-anx-imn-HqA-iwnw-Smaw-nswt-bity-nb-xpr.w-ra (др.-егип.)
StPchl JrSkrb-tri-Nb] Gsj Jr [PiSchtntwtZrnKlkKlnStv] (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру скрябания небесные]  наследный солнца [по счётный Двухжизненый, Клюкий, Колонноставный] (перевод с праслав.)

Эйе Хеперхеперура (1327—1323 гг. до н.э.)

zA-ra-yt.f-nTr-iy-nswt-bity-xpr-xpr.w-ra-ir-mAa.t (др.-егип.)
StPchl [JrSkrbSkrb-tri ZrtGrkt] Gsj Jr [TprPitChrvPiKrmPiPi] (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру скрябания (списки) зреть горки той]   наследный солнца [турного (бога) питать, черпать корм из папируса] (перевод с праслав.)
Хоремхеб Джесерхеперура (1323—1295 гг. до н.э.)

zA-ra-Hr-m-Hb-mry-imn-nswt-bity-Dsr-xpr.w-ra-stp-n-ra (др.-егип.)
StPchl [JrDrtStrSkrb-triJr-Stpn] Gsj Jr [PiSchtnmrHrKrnGrkNb] (праслав.) > Сидящего почётный (титул) [Яру дарение скрябаний, Яру отступные] наследный солнца [быть счётный (список)  меры Соколу коронованному места небесного] (перевод с праслав.)
Примечание:
 
1-й картуш – ссылка на опись даров Солнцу
2-й картуш – ссылка на опись даров Луне
 
imn - Амон (др.-егип.) > PiSchtn  – быть счётный (список) (праслав.).
sA-ra > Gs Jr –  гусиный/следный (сын) солнца (праслав.), где Gsj – гусь, идти гуском, наследовать (праслав.)
skr-b-j – скарабей > скрипий/скрябий/писарь (праслав.)
nswt-bity - ? (др.-егип.) > StvPchl – Сидящего почётный (титул) (праслав.),  где Stv- осот, Bi > Pch- пчела.


Выводы

На плите принцессы Неферетиабет показано сидящее божество Сешат в шкуре леопарда, которое помогает богу Тоту считать на абаке приносимые подарки богу солнца Яру такие как мясо, птица, зерно.
Перевод строки выше Сешат:
?tGtrttGsStvKbkDr Kr?KrgkThkGlGlvGsGlBkGlKz - geteri toj gosginc sitij kubok dar okorok krugj korzj tushka gusj glava gusj glava bik glava kozj - гетеры той гостинец сытый (снедь), кубок (вино) дар: окорок, семена в корзине, тушка гуся, голова гуся, голова быка, голова козы. Ниже стола (счётной доски) и справа на плите указаны цифры ("тысяча"), хотя такое исчисление даров вызывает удивление и вопрос о правильности идентификации единиц счёта в древнеегипетском языке.
Поэтому фраза imn-ra Bg переводится как "писать счёт" богу солнца" или "считать дары", где imn - счёты (Scht > schet - счёт (слав.)). Амон - это вымышленный образ, широко растиражируемый в литературе по египтологии.

Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Эфрона
БСЭ - большая советская энциклопедия
ЭСС - этимологический словарь Семёнова

Ссылки

1. В. Н. Тимофеев "Книга мёртвых в настенном письме",
2. В. Н. Тимофеев "Краткий словарь древнеегипетско-праславянский", http://www.tezan.ru/slov_egyp.html
3. Список фараонов 18 дома http://ru-egypt.com/hiero/276
4. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm


Рецензии