Близкие люди. Глава 6. Первая учительница

      Я никогда не сомневалась в том, что мир не без добрых людей. Судьба часто убеждала в правильности известного утверждения, даруя встречи с неравнодушными людьми. Важнейшим человеком для меня была учительница начальных классов – незабвенная Таисия Петровна.
      Как положено, мы познакомились в начале сентября на пороге школы. Я пришла первый раз в первый класс. Тот день особой радости не принёс. На школьной линейке непоседливые ученики толкались со всех сторон. Я боялась упасть или выронить тяжёлый букет цветов, нарушающий шаткое равновесие дэцэпэшного тела. Еле дождалась, когда затянувшаяся праздничная церемония закончится.
      После неё все детишки побежали в класс, торопясь сесть за парты, я не могла быстро шевелить ногами и пару раз споткнулась на ступеньках крыльца. 

      Не успела оглядеться и освоиться на новом месте, как инвалидкой обидно обозвали. Я очень расстроилась и чуть не заплакала. Одноклассники к симпатиям не располагали. Зато учительница понравилась сразу.
      Она будто не замечала моего физического недостатка. И ребятам не давала поводов лишний раз обращать на него внимание. Вскоре они перестали тыкать в меня пальцами и убедились, что наша разность не столь велика и значима.

      Таисия Петровна учила не только грамматике и математике, благодаря ей я обретала важное умение жить в коллективе. Послушно следуя наставлениям, умнела, взрослела, и за три года из робкой девочки превратилась в уверенного лидера.
      Фундамент успеха оказался прочным, надёжным. Школьные годы превратились в удивительное путешествие по Миру знаний. Чем больше информации откладывалось в голове, тем свободнее я себя чувствовала, несмотря на проблемы с ногами. Уже не хотелось прятаться за высокими заборами – я пробовала быть счастливой среди здоровых людей. Таисия Петровна перекинула мостик через пропасть, разделяющую нас. 

      Моя первая учительница слыла знатоком своего дела, преподавала смолоду, просвещая за одним поколением другое. К моменту нашей встречи возраст её отмечался как глубоко пенсионный, но никто даже за глаза не называл пожилую женщину бабушкой.
      Была она истинной леди – интеллигентной, эрудированной, тактичной, сдержанной. На работе появлялась только в строгих костюмах тёмных расцветок. Синий или коричневый кримплен удачно контрастировал с белизной ажурных блузок. Внешняя строгость, подчёркнутая одеждой, соответствовала внутренней.
      Ум и невозмутимость читались во взгляде, а горделивой осанке завидовала молодежь. Ни капли лишнего веса, положенного для дамы в годах. Фигура сохранила  женскую пропорциональность, ни одна черта по отдельности не выделялась, в целом облике сквозила неувядаемая красота. Таисией Петровной можно было любоваться.

      Её причёска отличалась постоянством и скромностью: широкий открытый лоб, тугая «шишечка» на макушке - волосинка не выбьется!
      Классический киношный образ учителя завершали крупные очки в роговой оправе. Когда они сползали с переносицы, вокруг глаз обнаруживалась густая сеточка мелких морщин, вовсе не портящая немолодое уставшее, но не потерявшее привлекательности лицо.
      Уголки рта подтягивала вверх лёгкая улыбка. Глаза не зависели от настроения, всегда оставались добрыми, весёлыми, излучали терпение, прощение и неподдельный интерес к происходящему вокруг.
      Ни грубых слов, ни повышенных тонов в разговоре с детьми. Без разницы – послушными или непослушными. Про таких профессионалов говорят: «Учитель от Бога».

      Таисия Петровна находила физические и душевные силы на воспитание и обучение тридцати пяти сорванцов. Хоть не было у неё любимчиков в нашем классе, я всегда ощущала повышенное внимание к своей персоне.
      Возможность высказаться на каждом уроке стала естественной и даже заманчивой. Любое слово, громкое и негромкое, правильное и неправильное, было услышано. Верные ответы непременно удостаивались неброской похвалы, а вслед за ошибками мы искали правильные решения. Вместе! 
      Исправляя промахи, я втягивалась в увлекательную игру. Задачки походили на загадки, ответ на них находился, стоило только хорошенько подумать.

      Мамина помощь в учёбе не требовалась. Полная самостоятельность пришлась мне по душе. Начальная школа помогла обрести коммуникабельность, усидчивость, внимательность, аккуратность.
      Я славилась прилежностью, но каллиграфический почерк не выработала, потому что при знакомстве с буквами срисовывала их из газет и журналов как придётся. Палочки и крючочки, необходимые для чистописания, освоила гораздо позже. Наклон строчек сразу пошёл в левую сторону, корявые соединения не выправлялись. Но любимая учительница меня не ругала.   

      Орфографические ошибки я делала редко, почти по всем школьным предметам  успевала отлично. Лишь пение и рисование на «четвёрку» вытягивала.
      В первом случае смущалась озвучивать выученные куплеты простых песен. Считала, что голос недостаточно громкий и звонкий. Знакомыми мелодиями наслаждалась, прокручивая их внутри себя - не обязательно слышать всем подряд.
      А художества не получались. Каждый штришок и мазок тщательно выводила, но картинки выходили невзрачными. Яркие фантазии на бумаге не отражались, несмотря на учительские подсказки. Не воспринимала я цветовые тонкости.
      Зато виртуозно владела линейкой и прекрасно копировала узоры с образцов.  Скрупулёзная точность удивляла Таисию Петровну, а мне просто нравилась.

      Ещё я любила уроки чтения и природоведения. Лет с семи от корочки до корочки штудировала популярный детский журнал «Юный натуралист». Рассказы о растениях и животных прочно оседали в памяти, я с удовольствием делилась впечатлениями с одноклассниками.
      Осмысленную разговорчивость учительница всячески поддерживала и на каждом уроке привычно интересовалась, «как Марина считает», «что Марина добавит». Я научилась не молчать.
      В человеческом сообществе незаменимы умения думать, правильно говорить и отстаивать своё мнение. Это в собачьем окружении мне хватало нескольких слов. А жить предстояло в другом мире…

      Три года я безоговорочно доверяла Таисии Петровне, ловила каждое слово и следовала всем просьбам и указаниям.
      Ответы с места не всегда устраивали учительницу. Она часто вызывала меня к доске и предлагала что-то решать или писать. Сначала я жутко стеснялась, неуверенно шагала по узкому проходу между рядами парт и с трудом удерживалась на полусогнутых ножках перед всем классом.
      Таисия Петровна упорно не замечала шаткой походки, приучая хромую девочку не стыдиться своего недостатка. Я ещё не знала, что собственное отношение к имеющемуся увечью важнее посторонних взглядов и мнений, но уже чувствовала: многие проблемы гнездятся внутри человека. Страдать из-за каких-то особенностей не хотелось.
      Одноклассники, улавливая внешнее спокойствие и невозмутимость, перестали меня обижать. Зёрна разума и доброты прорастали в детскую суть, вытесняя сорняковые всходы ненависти. Первая учительница отстранила на время жестокость окружающего мира и проложила безопасные тропки во взрослую жизнь.
      

      Картинка из сети Интернет. Спасибо автору.
      Продолжение - http://www.proza.ru/2017/03/30/322


Рецензии
Сколько доброты и великодушия в Ваших, милая Мариночка, воспоминаниях об обучении в начальных классах!
Повезло Вам с учительницей!

Валентина Юрьева-50   05.10.2018 19:53     Заявить о нарушении
Начало школьного пути для всех ребятишек важно.
Обычно как сформируется отношение к учебе, так и дальше дело пойдет.
Спасибо за добрые отклики, Валентина. С теплом души,

Марина Клименченко   06.10.2018 12:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 78 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.