Попутного вам ветра!

       Мне не единожды доводилось присутствовать в первый день учебного года в кадетской школе № 1700 Московского объединённого корпуса Героев Севастополя. И всегда этот праздник был трогательно красив. Солнце. Белый квадрат дворика, напоминающий палубу корабля. На импровизированном капитанском мостике – многочисленные гости. Якорь, как бы спустившийся на дно морское. Колокол, принадлежавший когда-то сторожевому кораблю «Жаркий».
 
       По традиции первого сентября проводится торжественное посвящение в кадеты вновь поступивших воспитанников. Ослепительная белизна офицерских фуражек, фланелек и бескозырок кадетов, отутюженные брюки, тельняшки и гюйсы (воротники с тремя полосками. Флаги Российской Федерации и Москвы. Подъём корпусного флага и марш барабанщиков.

       И наконец, посвящение в кадеты: новички дают торжественное обещание, заранее выучив текст присяги. Затем первоклассникам вручают символические подарки, а пятиклассникам – погоны, гюйс и «Морской устав». От такой красоты и у нас-то, взрослых, защемило в груди. А что говорить о детях! Так и казалось, что «палуба»  вдруг дрогнет, и мы отправимся в далёкое путешествие.

       Удивительно, что это ощущение не отпускает и в стенах школы. Повсюду нас сопровождают морские пейзажи, макеты кораблей и подлодок, изображение российских судов.

       Золотом отливают на досках почёта  фамилии подвижников  в создании кадетского корпуса и воспитанников, ставших гордостью школы в учёбе и освоении морской профессии. Здесь всё пронизано духом любви и преданности к своему Отечеству, своему народу, готовностью к любым жертвам и подвигам во имя интересов Родины.

       Вот, что закладывается в души и сердца подрастающего поколения с первых шагов пребывания их в кадетке.  Это и есть основа патриотического воспитания, упоминание о котором почему-то сегодня многих пугает.

       Честь формирования и открытия кадетского морского корпуса всегда принадлежала директору, капитану первого ранга, доктору исторических наук, профессору и академику Российской Академии естественных наук Евгению Александровичу Введенскому.

       В его кабинете кусочек моря представлен аквариумом с поселившимися в нём рыбками. Вряд ли столь же красочным был вид, открывавшийся из иллюминаторов подводных лодок, на которых  Евгений Александрович прослужил долгие годы.

      Земной шар по экватору под водой он обошёл три с половиной раза, а по суше – полтора. Здесь же стеллажи с книгами, компьютер, мини штурвал, вымпел с надписью «Россия,  Военно-Морской Флот», модели подлодок и другие предметы морской атрибутики, подаренные кадетскому корпусу.

      И всё же главная гордость директора – это награды, вручённые школе за минувшие годы: целая коллекция аккуратно развешанных на стенде дипломов и грамот. А иконы, соседствующие с научными книгами, не дань времени, а серьёзное и честное отношение к духовной жизни. Это у Введенского от отца: тот был глубоко верующим человеком. Отец был автодорожником. Прошёл три войны. Вернувшись с фронта, восстанавливал шахты в Донбассе, а затем строил новые объекты. Мать – педиатр, заслуженный врач Украины.
 
      Жили в Харькове, вдали от моря, и казалось, ничто не предвещало для Евгения военной карьеры. По окончании пятого класса, помогая в летнее время студентам Харьковского университета в раскопках кургана, он определил для себя будущее – поступление в это высшее учебное заведение. Что и осуществил бы впоследствии.

      И вдруг из райкома комсомола поступило предложение поступить в Киевское военно-морское политическое училище.  Из 21-го харьковчанина курсантами стали только двое. Один из них – Евгений Введенский. Однако полагать, что жизнь Евгения Александровича изменилась  «по решению райкома» было бы неправильно. Скорее всего, это судьба. А предвестником стал такой случай.

      После войны мать Евгения разыскал друг. Во время войны, пока тот был на фронте, а семья в оккупации, педиатр Клавдия Фёдоровна  Введенская спасла от смерти двух его детей, заболевших тифом. Благодарный друг пригласил спасительницу в Севастополь на работу во вновь открывшийся санаторий.

      Впервые Евгений оказался в городе моряков. Город выглядел беззащитным, он был разрушен. Повсюду виднелись ограждения со строгими предупреждениями: «Осторожно – мины. Проход запрещён». Гражданского населения было очень мало, и город находился в каком-то оцепенении.

      Зато после 17 часов улицы оживали: на берег выходили моряки. Один вид их вызывал радость и менял темп жизни горожан. Этого не мог не заметить впечатлительный юноша. Отношение к людям, прошедшим войну, в ту пору было трепетным.

     В роду Введенских воевали все мужчины, в том числе и врачи, и священники. Тяга к получению военной профессии была и у Евгения, тем более что эти мысли подогревал его отец, участник «финской» войны, Великой Отечественной и боёв на Дальнем Востоке. Он мечтал, чтобы сын стал первым кадровым военным.

      Окончив Киевское высшее военно-морское училище, Введенский отказался от службы на Черноморском флоте и попросился на Дальний Восток. Посчитал, что там сложнее. Испытательный срок успешно прошёл в отряде подводного плавания.

      Когда молодой лейтенант встал перед строем своих подчинённых, немножко стало не по себе: матросы были моложе его, а вот старшины…  Но переборов чувство неловкости, он сумел наладить контакт с командой, был доброжелательным и в то же время взыскательным,не шедшим на компромиссы.

      После ремонта лодка проследовала   Индийский океан. 322 дня и ночи выполняли подводники боевые задачи. Учитывая, что вариант субмарины был северным, предназначенным для наших широт, а охлаждающей системой служили воды Индийского океана с температурой  +28 градусов, пришлось изрядно попотеть: температура в отсеках поднималась до  +48, а в горячих отсеках – до +54 градусов. Но это не сломило моряков.

     С 1971 по 1978 годы Введенский служил заместителем корабля дизельной, а затем и атомной подводной лодок. По окончании Военно-политической академии имени В.И.Ленина работал в Главном штабе Военно-морского флота.

     Перестройка круто перевернула жизнь страны, наполнив её противоречиями. С одной стороны, гласность и демократия, с другой, развал СССР. Заполыхала война в Чечне. Начались раздел и присвоение собственности. Безработица. Появилась огромная армия бездомных, брошенных детей, многие из которых даже не знали, откуда они родом.

      Развал коснулся ряда проблем военного и гражданского обучения. В такое сложное время и возникла идея о возрождении кадетских корпусов. Как известно, более трёхсот лет назад открытием в Москве по инициативе Петра 1 «Школы математических  и навигацких наук» было положено начало светскому образованию с подготовкой специалистов в областях словесности, математики, геодезии и картографии, морских судоводительских и инженерных кадров. В конце 90 годов прошлого столетия офицеры, имевшие большой опыт военного мастерства и преподавательской работы, озаботились падением престижа военной профессии и предложили вернуться к той исторической традиции.

     Новое дело захлестнуло Введенского. Он и его сподвижники предложили интересный проект, совместивший в себе обучение детей с проживанием в едином комплексе. За основу взяли опыт суворовских и нахимовских училищ, в эффективности которых Евгений Александрович убедился, работая в своё время в этих учреждениях. Учли все тонкости и проблемы Кронштадтского морского кадетского корпуса, в открытии которого Введенский принимал участие.

     Назвали предполагаемое детище «Московским объединённым корпусом», который бы включил в себя семь факультетов: морской, инженерный, казачий, музыкальный, авиационный, радиотехнический и девичий.

     Предполагалось, что корпус не должен готовить ребят только для службы в армии. Обучение следовало начать с первого класса, и ребёнок со временем сам должен был избрать свою стезю. В таком нежном возрасте дети, по большей части, не способны заглянуть в своё будущее и определить, кем они хотят стать. Но те 40-45 кружков, которые будут действовать в учебном заведении, как дополнение к основному курсу занятий, постепенно притянут детей к любимому делу и помогут выбрать ту профессию, которой они посвятят жизнь.
 
      К тому же рядом – опытные преподаватели, у которых способности каждого кадета и на виду, и на слуху. Есть желание и способности – в добрый путь! По окончании кадетского корпуса вас ждут Всесоюзный Государственный институт кинематографии и консерватория, Дипломатическая академия и ФСБ, военный и гражданский флот. Ведь если человек изберёт профессию, к которой он  не только стремится, но и годен, великая польза будет не только ему, но и государству.

     К сожалению, убедить руководство не удалось. В ряду других 20-ти кадетских учреждений появилась и кадетская школа  №1700, в которой от замысла авторов осталось лишь часть названия: «Московский объединённый морской корпус Героев Севастополя».

     То, что руководителем морской кадетской школы стал Евгений Александрович Введенский, не случайно. Он был подготовлен к этому событию всей своей службой и просто жизнью. Около 16 тысяч моряков и курсантов с любовью вспоминают своего наставника. Основой победы в любом начинании Введенский считает единство мыслей и дела. Возможно, потому что он подводник. А на подлодке единственный способ выжить  -  чёткая, слаженная работа, вплоть до самопожертвования, высокая дисциплина. И ещё  - быстрая реакция у командира на нештатные ситуации.

     По прошествии тринадцати лет работы Евгений Александрович признаётся:

      - Я по-прежнему считаю, что кадетские корпуса нельзя рассматривать, как приёмники для брошенных детей и открывать их в несметном количестве. Они должны нести в себе воспитательные и духовно-образовательные цели. Иначе, идея просто дискредитируется. Испытывая скудность в финансировании, лучше было бы довести до ума уже действующие, а потом открывать новые.

       Нехватка денег – самый острый бич в жизнедеятельности кадетки. Мы не в состоянии осуществить наиважнейший этап: построить интернат для воспитанников. В итоге 76% учащихся тратит на дорогу полтора-два чача в один конец, что в конечном итоге отрицательно сказывается на состоянии их здоровья.

       Вместо того чтобы создать детям комфортные условия, их права ущемляют: в ближайших планах руководства – слияние под одной крышей двух совершенно разнотипных кадетских корпусов: морского и общевойскового.

       Разве это делается на благо страны?
       Разве подобная «мешанина» (другого слова и не подберёшь) повысит престиж военной профессии?
       И как физически разместить учащихся двух школ в одной, как распорядиться судьбой преподавателей и воспитателей? Все ответы повисли в воздухе.

      Сильнейшая закалка для кадетов – практические занятия. Когда мы отправляем их на парусную регату, они возвращаются совершенно другими. И не только с мозолями на ладонях, а главное, с чистой душой, с другим восприятием мира. В них закладывается мужское начало.

      Раньше практика была чётко организована. Начиная с пятого класса, кадеты традиционно отправлялись в плавание на кораблях Беломорской флотилии или Черноморского флота. И даже в кругосветное путешествие.

      С каждым годом из-за отсутствия бюджетных денег практика всё снижается. Более того, даже элементарного бассейна школа не имеет. В итоге 40% воспитанников не умеют плавать. А ведь это – будущие моряки!

     Дважды решался вопрос о строительстве нового спортивного комплекса, что также упирается в отсутствие финансовых ресурсов. В плохую погоду в спортзале занимаются одновременно по 3-4 класса. Это не просто нарушение, а полная бессмыслица в проведении занятий.

      Спортивная площадка вместо искусственного покрытия залита асфальтом. Малейшее падение – и травма! Но это не мешает нашим воспитанникам добиваться высоких спортивных достижений.
      Так, мастер спорта Р.Бурда стал призёром международных соревнований по армрестлингу. С.Пустырский занял первое место на соревнованиях Центрального региона по карате. С.Тавасиев и Т.Динукадзе отличились в соревнованиях по греко-римской борьбе на первенство Москвы.
      На пятом слёте юных моряков и кадетов города Москвы команда кадетской школы № 1700  награждена дипломом первой степени за первое место по гребле на ялах и по перетягиванию каната, а также  дипломом второй степени за второе место в эстафете и общем зачёте соревнований.

     -  А что ещё порадовало вас, как директора школы, за минувшее годы?

     - За эти годы капитально отремонтировано 3 этажное здание, доставшиеся по наследству от 135 школы. Имеются хорошо укомплектованная библиотека, актовый зал, столовая, врачебный кабинет, микроавтобус и типография, в которой мы печатаем собственный научно-педагогический и литературно-художественный журнал. Создан музей «Москва и флот».

      Мы гордимся тем, что 90-94% выпускников поступают в высшие военные и гражданские заведения. Девять наших воспитанников обучаются за счёт Республики Корея в Политехнической школе КЕНГИ города Сеула и Сеульском университете.

     И это не случайно. У нас работают лучшие педагоги Северо-Западного округа Москвы. Многие из них признаны лауреатами конкурса по номинациям  «учитель года». В их числе учитель математики Питиримова М.А., учитель истории Осипова Л.Е., учитель иностранного языка  Касаткина О.В.,  психолог Никифорова Г.В. и другие. Преподаватели русского языка и литературы Егорова В.Н. и Ушнин А.В. настолько влюблены в свои предметы, что смогли зажечь этой любовью своих подопечных. И не удивительно, что наши дети становятся лауреатами муниципальных и окружных олимпиад.
     Я доволен, что удалось оформить кабинет информатики.

     -  Правда ли, что у вас есть планетарий?

     -  Да, и это является гордостью школы. Он создан усилиями администрации с участием работников Московского городского планетария. Здесь смонтировано изображение звёздного неба северного и южного полушарий Земли, движений Солнца, Луны и звёзд. Планетарий посещают ученики других школ. Кабинеты физики и астрономии, профилирующие предметы будущих моряков, оснащены телескопами Максутова, всем лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, техническими средствами обучения, аудио- и видеотехникой.

     -  Евгений Александрович, на празднике посвящения в кадеты всех собравшихся приветствовал хор воспитанников школы. Я наслышана, что его певческий талант отмечен далеко за пределами кадетского корпуса.

     -  Музыкальное образование я считаю главным направлением, которое формирует русскую душу. У нас два хора: «Морячок»  и «Морская душа» (руководитель кандидат педагогических наук Т.И.Бондаренко, концертмейстер  С.И.Касаткин). Это дань традиции. На русском парусном флоте были приняты к обязательному исполнению 8 песен. Считалось, что они соответствующим образом гоняют кислород. Во всех странах звучит только мелодия, а у нас и слова.

        Хор «Морская душа» неоднократно становился призёром фестивалей. Шесть солистов – лауреаты различных конкурсов. А голос Виталия Уварова пробился из 2800 участников, представлявших 28 стран. Разве это не событие, когда композитор А.Пахмутова садится за рояль и аккомпанирует нашему воспитаннику.

     -  Как, на ваш взгляд, воспринимают учёбу кадеты?
     -  Конечно, как игру. Пока не дадут военную присягу или не поступят в вуз. Вот тогда начнётся взрослая жизнь. В школе же это игра и она должна быть интересной.

        Полагаю, девочки не должны учиться здесь. Пусть будет форма, которая им очень нравится, но специальности должны быть другие. Без кулачных боёв, без стрельбы. Конечно, нельзя возвращаться к жизни по пословице: «Бабе дорога – от печи до порога». Это абсурд. Но с другой стороны, излишняя эмансипация женщин вредна. Всё же женщина  - хранительница  домашнего очага.
      
       К слову сказать, кадетам, вне зависимости от пола, есть чем заняться: в школе работают 30 кружков, включая судомоделирование и домоводство. Желающим обучиться корейскому и японскому языкам предоставляется «зелёная улица». Не следует забывать, что мы граничим с этими странами, и знание языков не помешает будущим морякам.

       В словаре С.Ожегова  «введение» толкуется, как ввести, положить начало чему-нибудь, установить.
      
       Удивительно, насколько точно отражает жизненную позицию фамилия Введенского,   по призванию – моряка, а по духу – воспитателя. Он брался за многие дела и с любовью доводил их до конца. Его служба отмечена многими наградами, в том числе орденом Жукова.
      
       Такая же награда вручена Московскому объединённому  корпусу Героев Севастополя, которым в течение тринадцати лет бессменно руководит капитан первого ранга Евгений Александрович Введенский.

       Не за горами очередной выпуск. И кто знает, может, пройдут годы и в список российских адмиралов, вышедших из кадетов, попадут выпускники кадетской морской школы № 1700. А их имена будут вписаны рядом с выдающимся флотоводцем Ф.Ф.Ушаковым, Русской православной церковью обращённому к лику Святых, первооткрывателем Антарктиды Ф.Ф.Беллинсгаузеном, президентом адмиралтейств-коллегий И.Л.Голенищевым-Кутузовым, главнокомандующим Военно-морским флотом СССР С.Г.Горшковым и другими.

       Попутного вам ветра, воспитанники, кадеты и гардемарины кадетской школы № 1700 Московского объединённого морского корпуса Героев Севастополя!


Рецензии
Спасибо! Вы много повествуете о моряках. очень приятно. Спасибо, что помните, честь Вам и хвала!!!

Александр Финогеев   07.01.2024 11:51     Заявить о нарушении
Александр, судьба невольно сталкивает меня с моряками. Сталкивает - в хорошем смысле этого слова. Папа во время Великой Отечественной войны воевал в Северном море, на подводной лодке. А с кадетами свела общественная работа в бытность мою членом Совета ветеранов организации Союза журналистов РФ и "Дети Великой Отечественной войны" города Москвы. С многими моряками познакомилась и на нашем сайте.

Раиса Лунева   07.01.2024 13:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.