Пример служения Отечеству

        «Едут, едут по Берлину наши казаки…»

        Как только начинают звучать первые аккорды этой задорной песни, невольно представляешь доблестных, смелых и мужественных удальцов, уверенно сидящих в седле. И даже слышишь цокот подков коней – их верных друзей в походах. Они настолько слиты воедино, настолько легко понимают друг друга, что в этом, наверное, и кроется залог их побед на поле брани.

       Ещё император Франции Наполеон признавался, что «казаки – это самые лёгкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошёл бы с ними весь мир».

       История казачества исчисляется  более чем двадцатью веками. Считается, что эта народность образовалась в результате генетических связей между туранскими племенами скифского народа и приазовских славян. «Коссахи» с языка скифов переводится как «белые сахи», или «белые олени». Вот почему у казаков в гербе белый олень, раненый стрелой.

       Служба казаков в интересах России включала охрану приграничных территорий, сопровождение послов в Турцию, Иран, Крым. До начала XIII века русские цари не считали их своими подданными, им были нужны только «надёжные глаза и уши в степях».

       Борясь за Прибалтику, царь Иван Грозный привлёк на службу донских, гребенских казаков. В этот период на дальних подступах к Пскову с Литвой сражался прославленный донской атаман Ермак Тимофеевич.

       Во время обороны Пскова героически погиб атаман войска Донского Михаил Черкашенин. Со своими казаками он совершил подвиг сродни А.Матросову. Когда поляки из пушек разрушили крепостную стену, которую они защищали, казаки своими телами загородили этот проём. Атаман Черкашенин получил смертельную рану в грудь. По преданию, тело геройски погибшего атамана вывозил Ермак Тимофеевич.

       Казаки всегда выступали носителями воинской чести и долга, патриотического служения своей стране. Золотыми буквами вписано в историю казачьей летописи чудесное поражение турок под Азовом, когда 7-тысячный казачий отряд оборонял город-крепость Азов от 300-тысячной турецкой армии.

       Осада продолжалась целое лето. Когда в живых остались 300 человек, казаки, чтобы не посрамить воинской славы, стали готовиться к решительному бою. Даже если придётся умереть всем до одного.  В ночь на 1 октября (14 по новому стилю) 1641 года защитники Азова  вынесли к оборонительному валу образ Покрова Пресвятой Богородицы и всю ночь молились пред ним.

        На рассвете казаки открыли ворота, чтобы принять последний бой. И поразились: турок не было, они всем лагерем снялись и ушли. Оказывается, врагам было видение, что в Азов пришёл большой отряд казаков. Донские казаки восприняли это событие как помощь Пресвятой Богородицы и с тех пор особо чтят день Покрова Пресвятой Богородицы не только как церковный, но и великий казачий праздник.

         Отличились казачьи войска и во время Отечественной войны 1812 года. Полки атамана Платова в Бородинском сражении, зайдя в тыл армии Наполеона, атаковали резервы и обозы, в результате чего французы приостановили своё наступление.

        Постепенно казаков превратили  в регулярную часть русской армии. Казачий земельный надел стал как бы условием, феодальным держанием за службу царю и Отечеству. Вот почему к февральской революции 1905 года казачество оказалось разделённым на богатых и бедных, на имущих и неимущих. Царизм, оказавшийся в трудном положении, использовал казачьи войска для исполнения полицейских функций.

        И вполне закономерным стало то, что в ходе Великой Октябрьской революции многие казачьи формирования перешли на сторону народа. В Донском, Кубанском, Терском и Сибирском округах возникли Советы казачьих депутатов. Но интервенция стран Антанты усугубила положение, дав возможность офицерской верхушке свергнуть Советскую власть на Дону и Кубани, на Урале и в Сибири, создать в этих областях контрреволюционные правительства во главе с атаманами.
 
         Началась гражданская война, расслоение в рядах казаков усилилось. В рядах Красной Армии самоотверженно сражались с интервентами и их прислужниками казачьи части и соединения под командованием С.М.Будённого, Ф.К.Миронова, Б.М.Думенко, Н.Д.Каширина.
 
        1 Всероссийский съезд трудовых казаков, состоявшийся в марте 1920 года, закрепил переход казачества на сторону Советской власти. Но осуществлять этот переход оказалось делом трудным. Казачество не вписывалось в законоположение о службе в армии, о землеустройстве и землепользовании. Раскулачивание коснулось многих самых влиятельных и заслуженных представителей  казачества.

        Ныне этот болезненный процесс именуют расказачиванием, хотя никакого расказачивания не было. Шла коллективизация, создавались коллективные хозяйства, что вызывало недовольство богачей. А как таковых казаков Советская власть ценила. Накануне Великой Отечественной войны в Вооружённых Силах СССР были сформированы казачьи кавалерийские дивизии.

       Защита родной земли – матушки России, высокое чувство патриотизма являются основным стержнем жизни казачества. Как только началась война с фашистской Германией, казаки, забыв и расказачивание, и раскулачивание, и ограничение до  1936 года в правах, вместе со всем советским народом вступили в жестокие схватки с фашизмом.

        К концу  1941 года на фронтах Великой Отечественной войны воевало уже 78 кавалерийских дивизий. 33 дивизии защищали Москву. Здесь в ноябре 1941 года родилась конная гвардия.

       Высокую оценку действиям конницы дал Маршал Советского Союза Р.Я.Малиновский: «Конница, соединённая с  танками, приобрела в период Великой Отечественной войны новые качества, сыграла большую роль в наступательных операциях, требовавших высокой мобильности и динамичности. Генерал И.А.Плиев одним из первых понял возможности конно-механизированных групп , и под его командованием они вписали не одну славную страницу в историю войны. Конь шёл и тогда, когда его почти не кормили, он шёл и тогда, когда ни танк, ни машина не могли сдвинуться с места, конь был всегда там, куда проникал человек…»

       Геройски воевали казаки и в других родах войск.

       Так случилось, что в 1993 году потомок донского казака Ю.И.Рыжов присутствовал на Круге казаков Большого казачьего коша, который проходил в Москве и был посвящен возрождению казачества в России.

       Идея настолько увлекла Юрия Ивановича, что он не мешкая, совместно с другими родовыми казаками Ю.В.Жульевым, Ю.Д.Дударевым, В.П.Бабенко, И.Н.Гайворонским, С.А.Сопиным учредил в городе Раменское Московской области первую казачью структуру «Раменский казачий кош», которую ему же и доверили возглавить. С этого дня казаки активно участвуют во многих мероприятиях, проводимых казачеством России, Православной церковью и Международным фондом славянской письменности и культуры.

      6 мая 2005 года организация приняла статус Московского казачьего округа и вошла в состав Международного союза общественных объединений «Всевеликое войско Донское» (атаман – генерал армии Н.И.Козицын).

      Казачье братство много делает для возрождения былой славы казаков. Заслуженным вниманием и заботой окружены ветераны, которые с оружием в руках защищали честь и независимость нашей Родины.

      Не забывают казаки и подрастающее поколение: во всех торжествах непременно принимают участие офицеры и воины воинских частей, расположенных вблизи Раменского, кадеты Московского областного государственного колледжа, школьники.

      В память обо всех военных событиях тех далёких лет, потомки воздвигли в селе Еганово Раменского района Московской области мемориальный комплекс. Он включает в себя памятник воинам, павшим на полях сражений Великой Отечественной войны, Поклонный Крест в память о подвиге казаков и воинов русской армии, принявших участие в войне с французами в 1812 году, и памятное захоронение капсул с землёй из мест боевой славы России: Куликова поля, Бородинского поля и Псковского кургана.
 
      Велика роль общественных казачьих организаций сегодня. Они верны своим традициям, укоренены в вере, преданы Родине. Как же это перекликается с обращением к казакам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

      - Храните в сердце своём веру православную, без которой нет казачества. Храните в своём сердце любовь к Отечеству, без которого нет казачества. Храните доблесть, мужество, отвагу и способность защищать страну, обижаемых, слабых, служить делу божией справедливости и процветания России. И пусть покров Пречистой и Преблаженной  царицы Небесной сохраняет вас и ограждает от всякого зла во славу веры и Отечества. Храни вас Бог!


Рецензии
Раиса Сергеевна, вечер добрый! Прочитал... Ради бога, простите, но то казачество и нынешнее - это ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ, как говорится. Практически каждый год бываем с супругой на юге нашей страны и видим современных "казаков". Заметили? Закавычил это слово. Комментировать дальше не буду. А рассказ Ваш понравился! Это честно. Спасибо! С уважением и теплом,

Николай Кирюшов   26.06.2023 23:33     Заявить о нарушении
Беда страны нашей, что сегодня, куда ни кинь взгляд, всё в кавычках. А то и вообще - без них...

Раиса Лунева   26.06.2023 23:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.