Среди людей. Глава 8. Книжные герои

      Мои дальнейшие школьные годы были спокойными и удачными. Отношения с одноклассниками сложились неплохие, наша физическая разница ни меня, ни их не смущала. Я была отличницей, лидировала в общественных делах, но пропускала всякие экскурсии, походы, демонстрации, спортивные и самодеятельные конкурсы.
      Роль безучастного зрителя меня угнетала. Я не желала быть "за бортом" и пряталась за стеной показного безразличия. То, что для ровесников являлось простым, мне было в тягость или вовсе недоступно. Наши взгляды на мир часто разнились. Я много размышляла о своих "не могу" и пыталась использовать сохранившиеся возможности, а одноклассники избегали лишних усилий.

      Девчонки рьяно приближали взрослость: пробовали курить, пить пиво, грубо выражались и подкрашивали волосы. Мол, рыжие - бесстыжие. После занятий они надевали узконосые туфельки на тонких каблучках, натягивали чулочки в сеточку и коротенькие юбчонки. Неумело украсив лица пятнистым макияжем, строили глазки старшим мальчикам. Нехитрые приёмы очарования срабатывали, порождая нестойкие школьные и внешкольные романы.
      Такую "романтику" я не воспринимала, тянулась больше к дневнику, нежели к реальным людям. Жизнь без конца обостряла мои внутренние противоречия, душа просила подпитки сильными чувствами. Учебники не давали однозначных ответов на вопросы о предназначении человека, об ошибках, грехах, чести, совести, долге. Надо было самой думать, наблюдать, делать выводы. Но как удостовериться в истинности заключений?

      Не имея взрослых друзей, я искала поддержки у настоящих и вымышленных книжных героев. В четырнадцать лет впервые прочла повесть "Солнечное затмение" о нездоровой девочке. Альберт Лиханов столь убедительно рассказал про сильную духом колясочницу Лену, что она сразу показалась мне непридуманной. И даже стала родной.
      Я вглядывалась в своё литературное отражение и забывала про одиночество. Нас, ровесниц, объединяли схожие мысли, мечты, сновидения и умные фразы из записных книжек. Мы обе, не по годам рассудительные, непросто свыкались с ущербностью тел, сторонились сцен и зеркал, но умели терпеть боль, запрещали себе тоску, отчаяние и слёзы. Считали, что жить хорошо, даже если у тебя нет ног. Я вместе с Леной боролась за каждый полноценно прожитый день, остро воспринимала свои и чужие страдания, надеялась быть кому-нибудь полезной.
 
      Лена училась в интернате среди подобных ей мальчиков и девочек, а в моём окружении не нашлось ни одного особенного ребёнка или взрослого. Я нуждалась в равноправии, стремилась к жизни, в которой костыли и коляски не имеют значения. Простодушно полагала, что всем больным людям присущи доброта и сердечность.
      Героиню полюбившейся повести основательно поддерживал мудрый папа. Он постоянно внушал неходячей дочке: "Не быть – гораздо проще, чем быть!" Со мной родители на важные темы не разговаривали, поэтому я безоговорочно верила чужому отцу, считающему беды солнечными затмениями, а жизнь - солнцем.

      Неудивительно, что искорки первой любви Лены обожгли и меня. Я тоже страшилась колючек неравенства, избегая близкого знакомства со славным пареньком. Саша был на два года старше и казался почти взрослым. Значит, умным. Наверняка понимал, что внутренний мир людей не зависит от увечий и может быть прекрасно-многогранным, добрым, ярким.
      Не зная, как начать заветный разговор, я опускала глаза и только здоровалась с Сашей. Он не обходил меня, но и явной симпатии не проявлял. Сносно учился, занимался велоспортом. На каждой перемене, украдкой поглядывая на своего избранника, я грустила о том, что никаким образом не могу оказаться поблизости и найти общее дело. 

      Звонок на урок возвращал мои мысли к учебникам и книжкам. В них появились необходимые примеры потрясающей стойкости - Павел Корчагин и Алексей Маресьев. Я поражалась воле и мужеству этих людей, прикидывала, смогу ли быть выше трагических обстоятельств. Наши судьбы, немного похожие, напрямую не пересекались. У Павки за плечами были бои, победы, революция, как великая цель. У Маресьева – самолёты, война, возвращение в строй. Болезнь накрыла их взрослыми, не затронула детство и юность. Они познали счастье полноценной жизни, а мне не на что было оглянуться, опереться. 
      Я упорно искала реального друга, имеющего физический недостаток. Обыкновенного, без громкого имени, просто хорошего человека, обязательно сильного, чтоб тянуться к нему и за ним.
      
      Рассказ Владимира Амлинского о жизни Эрнста Шаталова пришёлся очень кстати, он буквально "перепахал" моё сознание. Я оказалась в исковерканном, но отнюдь не бессмысленном мире главного героя. В силу своих лет не оценила глубину произведения, однако главную установку усвоила крепко: "Пока у тебя есть голова и сердце, ты обязан существовать не как раб немощи, а как личность".
      Своеобразность счастья Эрнста удалось принять спустя много лет. До сути книги надо было дорасти: "Бедные здоровые люди, они не понимают, что весь покой и здоровье их условны, что одно мгновение, одна беда – и всё перевернулось, и они сами уже вынуждены ждать помощи и просить о сострадании".

      Вывод я сделала верный - застраховаться от инвалидности нельзя, но жить с ней можно! На этой оптимистичной ноте книжные знакомства с товарищами по несчастью закончились. Заботливая судьба повела меня на следующий этап взросления.


      Фото из сети Интернет.
      Продолжение - http://www.proza.ru/2017/04/01/391


Рецензии
Интересные этапы взросления. Одиночество играет положительную роль в осмысления книжных героев, приводит к правильным выводам. С инвалидностью жить можно. И нужно! Будучи глубоким человеком со сложным миром, девочка ищет близкого по духу друга, и это здорово!
С теплом,

Лидия Мнацаканова   28.05.2022 08:46     Заявить о нарушении
Одиночество лучше чем стадность!
Жаль, что не каждый может наполнить его благой сутью.
Спасибо за отклик, Лидия. Хорошего дня!

Марина Клименченко   28.05.2022 07:41   Заявить о нарушении
В период одиночества я не чувствую одинокости. Мне как-то интересно быть с собой наедине. Возможно, это ощущение присутствия Бога...я не одна...

Лидия Мнацаканова   28.05.2022 09:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 106 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.