Летом в Берлине 1950 г

На Троицу 1950 года Вальтер Ульбрихт и его товарищи по партии организовали в Восточном-Берлине встречу немецкой молодёжи. В пропагандистской войне между востоком и западом ГДР, также как и западная Германия, хотели представлять всю Германию, иначе говоря, каждая часть понимала себя как модель для всей Германии. ГДР видела себя как борца за мир против военщины Бонна, как государство последовательных антифашистов против наслеников Гитлера, как истинную демократию против фальшивой и как единственно возможный пример для объединения нашей разодранной родины. Пропагандистский пароль этой встречи, соответственно, звучал:» За объединение, мир, национальную независимость и лучшую жизнь!»
Для Объединённой Партии Германии было важно, чтобы как можно больше миролюбивой западной молодёжи направились из Западной Германии на восток. Девизом ГДР был: у вас на западе засели старый нацисты, а к нам едет немецкая молодёжь, и непобедимый Советский Союз тоже на нашей стороне!
Мы с товарищами из Гамбурга сначала поехали поездом в Западный Берлин. Чтобы классовый враг ничего не заметил, ехали маленькими группами и собрались все вместе на окраине Восточного Берлина в «Пионерской республике Эрнста Тэльмана». Пионерский лагерь был как раз для этой цели только что организован ГДР-овским президентом Вильгельмом Пиком. В лагере разместилось 20 000 пионеров.
Мне уже было 13 с половиной лет, но я ещё числился пионером. В нашей палатке на 20 человек меня выбрали председателем отряда. Чтобы всем было заметно моё положение, я вместе с синим носил и красный галстук, как у советских пионеров.
Уже на третий день меня в палатке навестил Джонни Лёр. Я был с ним знаком по его посещениям мой мамы. Это был её старый ещё с 20-х годов друг...Джони чувствовал себя сыну своей старой подруги из Гамбурга по-отечески обязанным. ..Мама раскрыла ему моё сердечное желание, намекнула: Вольф играет на рояле, но ещё больше хотел бы научиться игре на гитаре. Джони её сразу понял. Он принёс мне лучшую в мире гитару. Но я не знал ни одного гриффа, поэтому играл на всех струнах как э-моль -аккорд. Играл в палатке балладу о диком приведении на коне в Америке:» Была дождливая ночь. /Ветер свистел по прерии./ Ковбои сидели тесно прижавшись./ Лишь виски их согревало.»
Мои товарищи были в восторге. Им не надоедало горланить:» Юппи-хайя-хии Юппи-хай-хо-хоо Ночной приведение   проплывает мимо — хой!»..
По случаю открытия встречи на стадионе был намечен большой пионерский парад. Мы маршировали мимо трибуны для правительства с Вильгельмом Пиком, Вальтером Ульбрихтом и шефом молодёжной организации (СНГ) Э. Хонекером  и скандировали: «Мы приветствуем Вильгельма Пика!», «Да здравствует наш друг Сталин!», «Да здравствует комсомол!» 
В этой толпе за меня ухватилась незнакомая женщина исказала, как-будто уже давно была со мной знакома:» Смотри, Вольф! Пол- странички текста. Я знаю, ты умный мальчик. Конечно, ты сможешь это хорошо прочесть. Это же всего пара слов. Вообще-то это поручили Хансу из Кёльна, но он заболел. Ты должен его заместить.» И потому что я замялся, добавила:» Ведь приветствие пионеров звучит: Будь готов — всегда готов!»
Я просмотрел текст и начал готовиться. Учил мои слова:»Мы — пионеры из Западной Германии приехали в ГДР, потому что она — пример для всей мирной Германии!»  Потом меня спешно отбуксировали к микрофону. В спешке я споткнулся о живот Вильгельма Пика. И вот я уже салютую и тораторю текст:»Восемьсот пионеров и 39 пионер-вожатых из Гамбурга, Силезии-Гольстайн, Нижней Саксонии, Северной Вестфалии, Пфальца, Баварии и Бремена прибыли на открытие Пионерской Республики! Пионеры клянутся, что для нас ГДР во главе с большим примером для подражания - президентом Вильгельмом Пиком  является основой новой лучшей жизни. Мы не признаём границ между зонами. Для нас существует единая Германия с её столицей Берлином.»Речи, речи, речи. И всё время Да здравствует! Да здравствует! Лучший друг немецкого народа товарищ Йозеф Сталин.
На следущее утро мою фотографию можно было увидеть в специальном выпуске ценрального органа молодёжной организации (СНМ) «Юнге Вельт». Для меня это было божественным доказательством, что я хорошо справился с поставленной задачей! В другой газете я прочёл:»По этому молодому бледному лицу юноши из рабочей семьи Гамбурга видно, как эксплуатируется пролетариат в Западной Германии. Но он мужественно говорит от лица всей немецкой молодёжи, когда говорит...»
Кульминацией Немецкой Встречи был намечен 700 000 парад молодёжи, между ними 30 000 человек из Западной Германии. Парад планировался  на улице Унтер дер Линден с трибуной у Люстгартен. Молодая ГДР хотела продемострировать миру, как молодёжь всей Германии слаженно шагает одним строем. Нас погнали на подготовку. Все западные пионеры на репетицию!  Все на центральную площадь ! И мы гамбургцы должны были маршировать в колонне по десять человек в ряд. Особенно трудно было на поворотах! При этом кричать лозунги, которые мы пока не знали.
Меня охватила, не знаю почему и зачем, непобъяснимая ярость. Я направился в главный барак и обратился к одной шишке из СНМ. Я сказал: »Мы маршировать  не будем. Мы с запада не для того приехали в мирное государство, чтобы здесь учиться маршировать.  Я в Гамбурге протестовал против военных игрушек. На парад мы все прийдём, но маршировать ни в коем случае не будем!»
Этот тип возмутился:»Вы же не хотите опозориться, когда пойдёте мимо трибуны, если пойдёте бараньим стадом! ...»
Я остался непримирим:» Маркс и Энгельс  тоже не маршировали.» Он решил позвонить своим начальникам. Представил им проблему. Стал слушать реакцию, а я наблюдал. Сначала он кивал с серьёзным лицом, потом стал кивать быстрее и подобостраснее  и, наконец, положил трубку. Заулыбался и елейным голосом :» Важно, что вы к нам в лучшую Германию из Гамбурга приехали. Проползёте вы на всех четверых, или промаршируете — ха ха ха ха! - это для нас в ГДР совершенно неважно.  Важен только мир во всём мире!»
Сказано — сделано. Мы — гамбургцы браво протрусили мимо руководства, а другие борцы за мир промаршировали навытяжку. Мы чувствовали себя превосходно.
Домой из своего мирового путешествия я привёз два трофея: вырезку из газеты и моё самое большое счастье — гитару. Но тогда я этого ещё не мог оценить.

 
       


Рецензии